Эти здания поражают воображение путешественников и заставляют полюбить незнакомый город с первого взгляда. Какие они, самые впечатляющие вокзалы России?

Туристы, предпочитающие ездить железной дорогой, знают – насколько много в России впечатляющих станций. Зачастую даже в небольших городках вокзалы похожи на дворцы и являются местными достопримечательностями. Во многом это связано с историей и традициями. Первые ж/д станции (в Царском Селе, Петербурге и Москве) строились самими императорами с соответствующим архитектурным шиком. Когда сеть железных дорог стала охватывать провинциальные города, местные власти старались сооружать у себя не менее помпезные вокзалы.

В ХХ веке возведение красивых станций вошло в традицию, которая сохранилась и в советскую эпоху. Несмотря на тогдашние архитектурные тренды (модернизм и конструктивизм), вокзалы строились не в виде безликих коробок, а с фантазией. Это хорошо иллюстрирует подготовленная нами подборка из пяти самых красивых вокзалов России. Те из них, что построены в царские времена, сохранили первоначальный облик, а относительно новые – выполнены в самых разных архитектурных стилях.

1. Витебский вокзал в Петербурге

Является одним из старейших в России: современное здание было построено в 1904 году. Для тех времён сооружение являлось нетипичным даже для столицы, поскольку содержало ассиметричные элементы и сразу три фасада: главный, восточный и западный. Тем не менее, непривычного вида комплекс вызвал восторг современников. Достоверно известно, что Витебский вокзал был одним из любимейших мест Николая II. В свои железнодорожные поездки он старался уезжать именно отсюда. Для этого был устроен отдельный императорский павильон, прообраз современных VIP-терминалов.

Вам будет интересно  Обучение пилотированию в аэроклубе “АБН АЭРО”

Внутренние интерьеры Витебского вокзала напоминают музейные. Залы украшает лепной декор, винтажные светильники, витражи и кованые элементы. Сама обстановка здесь пробуждает эстетические чувства и навевает атмосферу старой Европы. Вероятно, неслучайно в вокзальных ресторанах любили сиживать Александр Блок и Анна Ахматова, а в конце ХХ века на вокзале снимались сцены знаменитого сериала про Шерлока Холмса.

2. Вокзал-теремок во Владивостоке

Построен в 1912 году в т.н. неорусском стиле – том же самом, в котором выполнен Ярославский вокзал Москвы. Задумка архитектора Платона Базилевского заключалась в том, чтобы на двух «конечных» станциях Транссибирской магистрали стояли схожие по стилю вокзалы. Впрочем, станция во Владивостоке получилась на удивление самобытной. Внешне она напоминает лубочный боярский дворец-терем допетровских времен, но гораздо более монументальный.  Экстерьер вокзала украшают резные колонны и шпили, а изюминкой сооружения считается крыша-шатёр с металлическим гребнем.

Интерьеры вокзала расписаны огромными панно на тему российской истории. Залы украшены изразцами, лепниной и мозаиками, выполнены в едином стиле и весьма объемны за счёт большой высоты. В здании остались старинные дубовые двери, которым более ста лет и кованые люстры, помнящие революцию. Благодаря недавней реконструкции эти и другие элементы получили вторую жизнь. Они создают неповторимую атмосферу самого красивого вокзала Дальнего Востока.

3. «Античный» вокзал Сочи

Был построен в 1951 году архитектором Александром Душкиным. Именно он проектировал Дворец Съездов высотой 500 метров, который хотели воздвигнуть на месте храма Христа Спасителя. Небоскрёб так и не был сооружен, а вот сочинский вокзал удался на славу. Он воплотил в себе южный колорит и напоминает дворцы римских цезарей. Общая длина здания составляет 145 м, оно образует три дворика с фонтанами и скульптурами, где могут отдыхать пассажиры.

Вам будет интересно  Бизнес на туризме: основы, интересные идеи

Три этажа вокзала отличаются роскошной отделкой. В ней использован натуральный мрамор, гипсовая лепнина, хрустальные и железные люстры. Все деревянные элементы, включая двери, выполнены из массива дуба. Шикарный интерьер дополняют огромные колонны, потолочные кессоны и панорамные окна. Проект сочинского вокзала оказался настолько удачен, что позднее был использован при строительстве станции в Симферополе, но в чуть меньшем масштабе.

4. Вокзал-замок Казань-Пассажирская

Самое старое сооружение из нашего рейтинга, построенное в 1896 году. Внешне оно напоминает огромный средневековый замок из красного кирпича и гранита. Его образ загадочен, красив и монументален, что особенно проявляется в ночной подсветке. Здание оказалось настолько добротным, что без капитальных ремонтов и особых повреждений достояло до 1992 года, когда здесь случился крупный пожар. После этого центральный вокзал Казани был восстановлен, реконструирован и принял современный вид

Залы ожидания главной станции Казани удивляет огромными пространствами. Высота их потолков составляет 9 метров. Благодаря этому в начале ХХ века вокзал использовался в качестве концертного зала: здесь даже выступал Фёдор Шаляпин. Интерьеры украшены колоннами, портиками, лепниной и старинными коваными люстрами. Ретро здесь соседствует с современным оборудованием и прекрасными сервисами для пассажиров. Согласно рейтингу Consumer Choice Center, по итогам 2021 года Казань-Пассажирская заняла пятое место в рейтинге лучших вокзалов Европы.

5. Мраморная станция Слюдянка

Маленький, зато единственный в мире, вокзал, полностью построенный из белого мрамора. Благодаря этому здание поражает ослепительной белизной стен и пассажирам кажется, будто оно сошло со страниц книги сказок. Станция была построена в 1904 году итальянским архитектором, имени которого в анналах истории не сохранилось. Возведение люксового вокзала в окружении сибирской тайги связано с символичностью. В начале ХХ века поселок Слюдянка являлся важным хабом Круглобайкальской железной дороги. Поэтому царские власти не пожалели денег на станцию, замыкающую магистраль.

Вам будет интересно  Россиян обложат 5-ти процентным «туристическим налогом»

Внутренние стены вокзала изначально были тоже облицованы белым мрамором. Однако в советские годы их покрыли банальной штукатуркой. В наши дни отдельным помещениям станции вернули изначальный облик, а внутри здания устроен краеведческий музей. Необычный вокзал непременно посещают туристы, едущие отдыхать на Южный Байкал, а станции присвоен статус памятника архитектуры.

Источник

От admin