Содержание

Картография

С нашей точки зрения, карты являются главным организационным и вдохновляющим средством пешего туриста. Также их можно использовать для развлечения :).

Далее мы приводим обзор наиболее популярных картографических средств и инструментов. Основное внимание уделено компьютерным средствам, что ни в коей мере не отменяет для каждого туриста необходимости иметь при себе и бумажную карту (аккумулятор в которой никогда не разрядится и не подведет вас в самый необходимый момент).

В каждом разделе средства сортированы в порядке их популярности и эффективности для пеших туристов (с нашей точки зрения).

Наш видеоканал

На нашем видеоканале мы в первую очередь разместили видеолекции по картографической тематике.

Планирование пешеходных туристических маршрутов с помощью электронных карт. (Google Maps, Google Earth, Openstreet, Wikimapia, Wikiloc, Kompass Karten, Bergfex и другие).

Бумажные карты

Бумажные топографические карты обычно можно приобрести в книжных магазинах, киосках на вокзалах и аэропортах, местных туристических центрах и в отелях, где вы проживаете.

По альпийскому региону авторитетным издателем карт считается Kompass Karten. Это австрийский издатель карт, базирующийся в Инсбруке , который специализируется на пешеходных картах и путеводителях , цифровых картах, а также на велосипедных картах и ​​путеводителях. В каталоге KOMPASS около 1000 наименований, в том числе 700 карт для пеших, велосипедных и лыжных прогулок. Было опубликовано чуть менее 500 туристических карт, охватывающих туристические районы Австрии, Южного Тироля , Германии , Балеарских и Канарских островов. Также есть информация по туристическим регионам в остальной части Италии, швейцарских Альпах, Чешской Республике и Словакии. Карты в основном публикуются в масштабе1:25000 или 1:50000 с выделенными тропами, тропинками и дополнительной туристической информацией. Новое поколение туристических карт напечатано с координатной сеткой для GPS-навигации. С середины 2011 года были напечатаны атмосферостойкие и устойчивые к разрывам карты, постепенно заменяя существующие карты.

Ссылки по теме:

Интересное, хотя и несколько устаревшее исследование, в котором сравниваются различные пешеходные карты для одного конкретного альпийского района (Grande Traversata delle Alpi) https://klingenfuss.org/drim_lit.htm#karten (нем.язык).

Online карты

Карты Google

Карты Google (англ. Google Maps). Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки планеты Земля. На сегодняшний день это наиболее популярная online карта. https://www.google.ru/maps/

OpenStreetMap

OpenStreetMap (дословно «открытая карта улиц»), сокращённо OSM — некоммерческий веб-картографический проект по созданию силами сообщества участников — пользователей Интернета подробной свободной и бесплатной географической карты мира. Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также знания человека, рисующего карту. В OpenStreetMap при создании карты используется принцип вики. Каждый зарегистрированный пользователь может вносить изменения в карту. https://www.openstreetmap.org/

kompass.de

Kompass Karten — это австрийский издатель карт, базирующийся в Инсбруке , который специализируется на пешеходных картах и путеводителях , цифровых картах, а также на велосипедных картах и ​​путеводителях. В его ассортименте более 1000 наименований.

Данное издательство специализируется на бумажных картах и в дополнение к этому предоставляет компьютерную программу, а также бесплатный интернет сайт с онлайн картами.http://maps.kompass.de/ (сайт на немецком языке). К сожалению, нет офлайн режима. Есть приложение для декстопа, но карты для него необходимо покупать.

Пример скриншота с картой, сделанного с этого сайта.

Викимапия (Wikimapia)

Викимапия (Wikimapia, сокращенно ВМ, WM) — международный бесплатный веб-сайт, географическая онлайн-энциклопедия, цель которой заключается в том, чтобы отметить и описать все географические объекты на Земле. Викимапия совмещает в себе интерактивную карту с принципом свободного редактирования вики. http://wikimapia.org/

Яндекс.Карты

Яндекс.Карты — поисково-информационная картографическая служба Яндекса. Открыта в 2004 году. Есть поиск по карте, информация о пробках, прокладка маршрутов и панорамы улиц крупных и других городов https://yandex.ru/maps

Wandermap

Интерактивная карта с пользовательскими пешеходными маршрутами (по всему миру, но наибольшее количество в Европе) http://www.wandermap.net/

Bergfex

Bergfex.at — это австрийская интернет-платформа для горного туризма и альпийских видов спорта , крупнейшая в Европе в этом секторе.

Сайт предоставляет более 1700 горнолыжных курортов из двенадцати европейских стран и 525 туристических регионов из семи государств. Для получения информации о пункте назначения как таковом, информации о работе станции, объектах размещения, отчетах о снеге и погоде, тщательно подготовленных картографических материалах, ссылках на веб-камеры и другой своевременной информации, касающейся экскурсий и отдыха. Кроме того, есть многочисленные описания туров по более простым походам и велосипедным маршрутам, от семейных прогулок до туров на высшем уровне, а также до достопримечательностей в этом районе. Портал доступен на 18 языках ( bergfex.at , bergfex.ch, bergfex.de, bergfex.it, bergfex.fr так далее ) .

Например, страница с интерактивной картой Австрии https://www.bergfex.com/sommer/oesterreich/

nakarte.me

https://nakarte.me/ (ранее nakarte.tk) А грегатор различных картографических сервисов, сайт, который создан туристами для туристов, чтобы облегчить себе жизнь, планировать походы и кросс-походы в горах. Страница с описанием возможностей и инструкциями проекта. https://docs.nakarte.me/

Другие online сервисы

http://www.freizeitkarte.at/ Сайт (на немецком языке) с интерактивным приложением (на базе Adobe Flash — протестировано в FireFox) по нескольким альпийским регионам. При входе на сайта необходимо выбрать регион из списка. После этого откроется соответствующий сайт. Далее необходимо с помощью меню навигации запустить прохождение какого-нибудь из имеющихся на сайте маршрутов. После этого маршрут поэтапно будет показан на 3D изображении местности.

Интересная карта – плотности населения в мире. https://pudding.cool/2018/10/city_3d/ С помощью данной карты становится ясно, почему в Европе Альпы — наиболее интересное место для хайкинга.

https://earthengine.google.com/timelapse/ Сервис, позволяющий увидеть, как изменился спутниковый снимок определенного места за последние 30 лет.

https://www.strava.com/ Strava — сервис для отслеживания активности спортсменов с помощью мобильных устройств. Сервис включает в себя приложения для мобильных устройств, интернет-сайт, базу данных сохранённых тренировок, API для доступа к ним и другие подсистемы. Strava также позиционируется как социальная сеть для спортсменов, где они могут сравнивать свои результаты, ставить цели, общаться и т. д. Разработка сервиса ведётся компанией Strava, Inc, которая была основана в 2007 году; её основной офис находится в Сан-Франциско, Калифорния

https://www.relive.cc/ позволяет подключить свою учетную запись Strava (Relive работает со Strava, Endomondo, Garmin Connect, Apple Health (Watch), MapMyRun, MapMyWalk, MapMyRide, MapMyHike и Polar Flow) и создать 3D видео из трека вашего занятия. Relive превращает ваше приключение в личное видео, которым стоит поделиться. Пролетите над своим маршрутом, посмотрите, где вы были, и посмотрите на ваши основные моменты!

http://www.etomesto.ru/ На ЭтоМесто.ru вы можете посмотреть и сравнить старые карты онлайн и наложить их на современные. На сайте представлены старинные карты Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также других регионов России. Немного охвачена и территория Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, стран Прибалтики и Кавказа.

Обзоры и подборки

Об альпийских картах (статья на сайте Нижегородского турклуба) http://www.trekkingclub.ru/alpin/pohodmap.htm

GPS треки

Трек ( t rack ) — это последовательность точек координат GPS с отметками времени их прохождения. Как правило, генерируется специальными устройствами (навигаторами) или специальным ПО для ПК/смартфонов. То есть, кто-то прошел определённый маршрут с включённым навигатором, который каждую секунду сохранял текущие координаты в файл. Такой трек можно загрузить в свой навигатор или специальное ПО для ПК/смартфонов, чтобы затем пройти тем же маршрутом. Существуют публичные хранилища треков в интернете, где можно посмотреть пользовательские треки и скачать их к себе на компьютерное устройство. Также можно загрузить свой трек в данное хранилище, чтобы поделиться им с туристическим сообществом.

Используя трек для прохождения маршрута, не следует забывать о том, что трек не всегда может совпадать с оптимальным маршрутом, а также не всегда совпадать с имеющимися тропами и дорогами. В большинстве случаев такое совпадение будет иметь место, но не всегда. Турист, записавший трек, мог периодически сходить с тропы в сторону или даже мог на какое-то время оказаться в положении «заблудившегося». Тропа (особенно это касается горных троп) могла с течением времени изменить свою нить. Всё это надо иметь в виду.

В любом случае, анализ чужих треков полезен при планировании маршрута.

Существуют различные форматы для треков. Но многие современные устройства/ПО поддерживают загрузку треков в нескольких форматах. В крайнем случае всегда можно воспользоваться программами для конвертации из одного формата в другой.

Популярными форматами являются: GPX (GPS eXchange Format), TCX, KML и KMZ (Google Earth), PLT (формат программы OziExplorer), GDB (Garmin Mapsource)

Как записывать GPS треки

Инструкция по записи треков от openstreetmap для последующей загрузки в этот проект https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Запись_треков_GPS

Где искать, смотреть и скачивать. Хранилища GPS треков

Wikiloc — Тропинки Мира

Наиболее известное хранилище GPS треков. Данные с него использует Google Earth. На нашем сайте вы можете найти на странице каждого региона ссылку для перехода на сайт Wikiloc, по которой откроется карта с отображением GPS треков данного района.

Официальный мультиязычный сайт https://wikiloc.com/

На 03.2019 на Wikiloc зарегистрировалось 4 436 675 участников, добавлено 11 234 084 треков и 19 788 477 фотографий. Есть приложения для iPhone и Android. Расширенные функции доступны для Premium аккаунта. С 2008 года используется Google, чтобы показать треки в качестве слоя по умолчанию на Google Earth. Есть русский интерфейс, одно преимущественно это англоязычный сайт.
Ключевая идея Wikiloc, сформулированная на их сайте: «Мы верим в будущее, где человечество проводит больше времени, наслаждаясь и сохраняя природу. Наша цель состоит в том, чтобы помочь людям получить лучший опыт в обществе до, во время и после активного отдыха, а также вдохновлять и поддерживать сохранение природы…. мы остаемся верными нашей идентичности: независимому и процветающему сообществу вокруг подлинных открытых троп, разделяемых реальными людьми. Приключения любителей активного отдыха, как и вы».
Есть поиск как по карте, таки по названию региона. Для поиска трека по Европе необходимо использовать англоязычные названия. Для скачивания трека требуется регистрация. Форматы: GPX, TCX, KML-файл (формат для Google Earth), Garmin. Возможно получить код для вставки информации о треке в соцсети или web сайт.

Другие онлайн хранилища треков

https://www.openstreetmap.org/traces Официальное хранилище треков OpenStreetMap .

Общедоступные GPS-треки. Просмотр последних загруженных GPS-треков . Если вы при записи трека ехали по дороге, и этой дороги нет на карте OpenStreetMap (OSM) — вы можете помочь сообществу, загрузив свой трек на сайт OSM.

https://www.gpsies.com/ Большое количество треков по всему миру. Но объективно треков меньше, чем в Wikiloc. Мультиязычный сайт. Есть приложения для iPhone и Android. Большое количество форматов и дополнительных опций для скачивания. Скачивание возможно без регистрации. На странице треке есть ссылки для внедрения на свой сайт.

https://www.gpslib.ru/ PSLib – это публичная библиотека GPS треков с возможностью организации, поиска и анализа GPS треков. Русскоязычный сайт. Поддерживаются практически все популярные форматы GPS/ГЛОНАСС треков, в том числе и OziExplorer, ГисРусса, Навител, NMEA, Garmin, iGo. GPSLib использует Google Maps API V3. Пешеходных треков по Европе не слишком много (например по Австрии примерно пешеходных 50 треков). Скачивать треки можно без регистрации.

https://www.alltrails.com (Everytrail.com)
По России очень мало треков, в основном по Европе (но меньше, чем на Wikiloc). Для просмотра трека необходима регистрация.

https://gpsloglabs.com/ Русскоязычный сайт. GPSLog Labs позволяет анализировать, сравнивать, строить графики и отчеты, просматривать на карте ваши передвижения, записанные с помощью GPS-трекеров. Вы можете использовать этот сайт для того, чтобы следить за Вашими занятиями и тренировками (пробежки, пешие и лыжные прогулки, вело-поездки, верховая езда. ) и/или как дневник, для записи Вашей ежедневной активности. Пример пользовательской страницы https://gpsloglabs.com/share/0b537c0ebd32b21cdad72138aa4020fa9ef26dc9/ По Европе треков практически нет.

Компьютерное и программное обеспечение

Стационарные компьютеры и ПО

Google Планета Земля (Google Earth)

Google Планета Земля (англ. Google Earth) — проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые (или в некоторых точках аэрофото ) изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение. Google Планета Земля отображается в виде цифрового глобуса, который отображает поверхность планеты используя одно составное изображение с большого расстояния. При большом увеличении изображения переходят в различные изображения одной и той же области с более мелкими деталями, которые могут отличаться по дате и времени съемки от одной области к другой. Google Планета Земля имеет возможность показывать 3D-модели зданий, сооружений и памятников. В отдельных городах, в том числе и фотореалистичные. В отличие от других аналогичных сервисов, показывающих спутниковые снимки в обычном браузере (например, карты Google), в данном сервисе используется специальная, загружаемая на компьютер пользователя клиентская программа Google Earth. Такой подход хотя и требует закачивания и установки программы, но зато в дальнейшем обеспечивает дополнительные возможности, трудно реализуемые с помощью веб-интерфейса.

Существуют также платная версия Google Earth Plus и бесплатная версия Google Earth Pro, отличающиеся поддержкой GPS навигации, средств презентаций и повышенным разрешением распечатки. https://www.google.com/intl/ru/earth/

Гланый экран программы

До середины 2019 года в программе Google Earth существовал слой т р еков Wikiloc , что было достаточно удобно. Однако теперь сотрудничество с Wikiloc прекращено и данный слой недоступен. Ради истории мы сохранили скриншоты, как всё это выглядело.

Обозначение GPS трека в программе Google Earth

Вид GPS трека в программе Google Earth

Просмотр фотографий на предполагаемом маршруте

Переход на станицу GPS трека в Wikiloc

Приближение: горная тропа с проходящим вдоль неё треком

Тем не менее, остается возможность увидеть трек на карте, скачав его с Wikiloc вручную и загрузив в Google Earth. Инструкцию, как это сделать, смотрите в видеолекции на нашем видеоканале.

SAS.Планета

SAS.Планета — бесплатно распространяемая навигационная программа, объединяющая в себе возможность загрузки и просмотра карт и спутниковых фотографий земной поверхности большого количества картографических online-сервисов. Программа работает с подружаемыми из интернет слоями популярный картографических серверов. Загруженные данные сохраняются в автономном кеше. Можно предварительно загрузить данные для выбранного на местности прямоугольника, однако нельзя загрузить кеш для определенной страны или административной единицы. Из других возможностей программы: cохранение части карты в одно изображение, которое можно просмотреть и обработать в любом графическом редакторе, а также использовать в других ГИС-приложениях, например, в OziExplorer (для которого программа создаст файл привязки); отображение файлов KML; загрузка и отображение объектов Wikimapia; добавление пользовательских карт; возможность использования GPS-приёмника для навигации. http://www.sasgis.org/

GPXSee

GPXSee — простая бесплатная программа для просмотра и анализа GPS треков. Есть русскоязычный интерфейс. Треки загружаются из файлов (при это есть возможность быстро просматривать все треки из текущей директории). Форматы GPX, TCX, FIT, KML, IGC, NMEA, SLF, LOC, OziExplorer (PLT, RTE, WPT), GeoJSON and Garmin CSV. Карты подложки можно также загрузить из файлов (форматы: MBTiles, OziExplorer maps, TrekBuddy maps/atlases, Garmin JNX maps, TwoNav RMaps, GeoTIFF images) или работать с интернет источниками. https://sourceforge.net/projects/gpxsee/

GPS Track Editor

GPS Track Editor — бесплатное приложение для Windows, которое делает все с GPS-треками. С текущей версией вы можете: анализировать и очищать ваши треки GPS; создать четкую структуру сегментов пути просмотреть свою траекторию в цвете; осматривать путевые точки; извлекать части трека сохранить как файл GPX, NMEA или CSV; объединить несколько треков в один; генерировать метки времени. http://www.gpstrackeditor.com/

OziExplorer

OziExplorer — приложение для совмещения растровых карт с данными GPS. OziExplorer поддерживает работу с GPS-приемниками Garmin, Magellan, Lowrance, Eagle, Brunton/Silva, MLR и позволяет осуществлять навигацию по растровым картам в интерактивном режиме. Ранее OziExplorer являлся одним из самых популярных приложений для картографии (особенно для карманных устройств на базе Win CE), сейчас вытеснен другим ПО. https://www.oziexplorer4.com/w/

Вам будет интересно  Треккинг и походы в Сочи

ГИС «Панорама»

Настольная ГИС «Панорама» – российская геоинформационная система, имеющая средства создания и редактирования электронных карт, выполнения различных измерений и расчетов, оверлейных операций, обработки растровых данных, средства подготовки графических документов в электронном и печатном виде, а также инструментальные средства для работы с базами данных. ПО в основном ориентировано на использование в среде госструктур, для туризма не актуально, но интересно для всех людей, увлекающихся картографией. Ранее карты к программе не прилагались, необходимо было добывать их самостоятельно. Сегодня производитель указывает, что «поиск объектов при просмотре снимков с геопорталов обеспечивается за счет встроенного доступа к адресной базе данных, размещенной на открытом сервере в web» — не проверяли. https://gisinfo.ru

Hikingtrails

(прислано нам непосредственно разработчиками)

HikingTrails — это настольное приложение для Windows для создания / управления пешеходными тропами и соответствующими изображениями. Миссия HikingTrails состоит в том, чтобы предложить туристам и фотографам пейзажей / природы бесплатное приложение для пеших прогулок (вне облака) для выполнения следующих задач:

  • Простое управление, создание, редактирование и просмотр пешеходных маршрутов на карте Bing. Вы можете рисовать маршруты в режиме свободного рисования или использовать API маршрутизации (кратчайшее расстояние / время между двумя точками). Поддерживаются два API маршрутизации: API службы открытых маршрутов и API маршрутов Bing Maps. Чтобы использовать функцию маршрутизации, вам необходимо получить ключ API Bing Maps или ключ API открытого сервиса маршрутизации (как это сделать, описано в меню справки).
  • Чтобы легко добавлять точки интереса с изображениями к маршрутам (вы можете импортировать изображения с геотегами) и таким образом создавать четкую коллекцию всех ваших походных фотографий, в которой будет легко перемещаться и просматриваться.
  • Чтобы поделиться своими маршрутами с другими пользователями HikingTrails и иметь возможность импортировать существующие пешеходные маршруты (файл KML / GPX)

Мобильные устройства и ПО

MAPS.ME

MAPS.ME (прежнее название — MapsWithMe, рус. карты со мной) — бесплатное приложение для мобильных устройств на основе свободной географической карты OpenStreetMap. С ноября 2014 года Maps.me принадлежит Mail.ru Group и развивается в рамках её международного проекта My.com. Карты по большей части городские, чем туристические, тем не менее, основные тропы на них обозначены. https://maps.me/

OsmAnd

OsmAnd (OSM Automated Navigation Directions) — программное обеспечение с открытым исходным кодом, для офлайн-навигации. Основным источником картографических данных являются векторные карты OpenStreetMap, а также многие растровые карты (Яндекс.Карты, Mapnik, Osmarender, CloudMade, Cyclemap, OpenPisteMap, MapSurfer.Net, Microsoft Maps/Earth/Hybrid). http://osmand.net/

iGO — программа спутниковой GPS-навигации, которая создаётся компанией NNG (ранее — Nav’N’Go) из Венгрии. На рынке доступны версии под Windows CE, Windows Mobile, Apple iOS и, с недавнего времени, под Android. В программе используется картография Tele Atlas, Navteq, а также локальных разработчиков. Программа в первую очередь ориенторана на задачи автомобильной навигации. http://www.igonavigation.com/

Доплнительные ссылки

«Современные источники картографической информации» Видеолекция Сергея Савельева — инструктора детско-юношеского туризма

Карты для пешего туризма

Навыки чтения топографической карты и ориентирования на местности являются очень важными составляющими спортивного мастерства туриста. Изучение и квалифицированный анализ картографических материалов района путешествия на стадии разработки маршрута позволяет избежать нерациональных и рискованных вариантов, что, в конечном счете, повышает безопасность похода. Однако, особое значение умение ориентироваться на местности приобретает во время движения по маршруту. Даже достаточно опытные туристы могут привести много примеров, когда ошибки в ориентировании приводили к потере времени и дополнительным затратам сил. Были случаи, когда группы в результате потери ориентировки не могли завершить прохождение запланированного маршрута.

Топографические материалы, используемые в спортивных походах

Географические карты. Географические карты принято классифицировать по содержанию и масштабам. По содержанию они делятся на общегеографические и тематические (которые ранее назывались специальными).

На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы и т.п. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры и т. п. Содержание географических карт разрабатывается на основе согласования требований к картам различных организаций.

На тематических картах подробно изображаются отдельные явления, составляющие тему карты. Например, растительные зоны или полезные ископаемые. Содержание карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие тему карты, четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов местности.

Географические карты по масштабу изображения подразделяются на следующие типы: Обзорно-географические (масштаба мельче 1:1 000 000). Они содержат изображение значительных частей земной поверхности (областей, стран). Эти карты применяются главным образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для общего ознакомления с районом похода, выбора места его проведения.

Обзорно-топографические карты (масштаба 1:200 000 – 1:500 000) и политикоадминистративные (масштаба 1:500 000–1:750 000). Они более подробны и точны, чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов, не требующих высокой точности, хороши для подготовки и проведения походов I и II категорий сложности и походов выходного дня. По объему содержащейся информации эти карты наиболее удобны для использования в походе.

Топографические карты. Благодаря крупным масштабам эти карты отличаются богатством содержания и высокой геометрической точностью. В туризме по картам масштаба 1:100 000 и выкопировкам с них удобно проводить сложные походы по местам, где приходится выбирать единственный путь из нескольких похожих. Например, прохождение конкретного перевала из нескольких имеющихся в этом районе, поиски конкретного притока реки из нескольких похожих и т. п.

Планы лесоустройства и землеустройства. Планы лесоустройства составлены на территории, входящие в Государственный лесной фонд. Они бывают двух масштабов: черно-белые – 1:10 000 и цветные – 1: 25 000. На лесопланах подробно показано все, что относится к ведению лесного хозяйства: просеки, контуры леса и вырубок, основные дороги, ручьи и болота (обобщенно). Рельеф на планы не наносится.

Черно-белые лесопланы штаба 1:10 000 хранятся в лесничествах. На них на носятся все последние данные о вырубках, посадках и других изменениях в лесу. Цветные лесопланы издаются в масштабе 1: 25 000. них условными цветами наносятся породы деревьев. Эти материалы хранятся в краевых и областных управлениях лесного хозяйства.

Лесопланы – недостаточно надежные документы туристов, но их можно использовать в походах, так они позволяют ориентироваться на местности по квартальным столбам, вести четкий контроль пройденного расстояния и использовать данные лесопланов при прокладке маршрутов по районам с обширными лесными зонами.

Туристские схемы и карты. Туристские схемы и карты выпускаются для районов, по которым пролегают маршруты туристских групп. Назначение схем и карт – познакомить туристов с достопримечательностями различных районов страны – памятниками истории и культуры, местами жизни и деятельности выдающихся людей, уникальными природными комплексами. На туристских схемах и картах показаны гостиницы и кемпинги, места отдыха, сеть автомобильных и железных дорог, крупные населенные пункты, станции техобслуживания. Показываются речная сеть и границы лесных массивов. Если схема составлена для горного района (Кавказ, Тянь-Шань), на ней указаны наиболее известные перевалы, обозначены отмывкой горные хребты и равнинная часть, станции контрольно-спасательной службы и т. п.

Туристские схемы выпускаются в масштабах 1:500 – 1:10 000, туристские карты имеют масштабы 1:100 000 и мельче, в зависимости от вида туризма. Иногда на картах и схемах масштаб не указывается, тогда его можно определить по заранее известным расстояниям для данной местности, используя другие карты, например административные, атласы железных дорог и т. Для удобства пользования и в связи с тем, что нет ГОСТов на условные обозначения для туристских схем и карт, на каждой карте приводится таблица условных знаков и обозначений.

Как правило, на туристских картах и схемах дается направление магнитного меридиана. Данные, приведенные на туристских картах, незаменимы для туристов при изучении района и составлении планов будущего похода. Но, пользуясь схемами и туристскими картами, необходимо помнить, что в них приведена далеко не вся информация, некоторые данные приводятся приблизительно (границы леса, речная сеть и сеть дорог, расстояния), а некоторые – устарели или отсутствуют. Поэтому использование туристских карт необходимо дополнять материалами полученными из отчетов о совершенных походах в данном районе, бесед с местными жителями и прочими данными.

Атласы автодорог. Это очень полезные издания, причем полезны они не только для автотуристов, которым в первую очередь адресуются, но и для любителей пешеходных, водных, горных и лыжных походов. На подобных изданиях изображены дороги, по которым есть автомобильное сообщение, населенные пункты, гостиницы, кемпинги, станции техобслуживания и автозаправочные, перевалы, проходимые для транспорта, и расстояния между пунктами. На картах нанесены речная сеть, границы леса, железные дороги, паромы. Карты выпускаются в масштаб 1:1 000 000 и 1:2 000 000. На картах не указываются; небольшие населенные пункты (с числом жителей менее 500 – 1000 человек), местные и проселочные дороги, небольшие лесные массивы и т. п.

Пешеход, лыжник, водник и любитель горных путешествий по этим картам всегда может оценить возможности подъезда и выезда из похода, варианты использования транспорта при проведении похода, оценить заселенность района проведения похода.

Путешественник на автомобиле может использовать эти карты как основные походные материалы, дополнив и уточнив их выписками и схемами из других источников.

Спортивные карты. Спортивные карты это крупномасштабные специальные карты, предназначенные для спортивного ориентирования и выполненные в специфических условных знаках. Специальное содержание этих карт составляют показ проходимости местности и особый информативный способ изображения объектов.

Спортивные карты составляются на основе крупномасштабных (1:10000 и 1:25000) топографических карт и материа лов аэрофотосъемки, дополненных глазомерной съемкой, которая называется корректировкой. Спортсмена во время соревнований интересуют две основные характеристики объектов местности: проходимость для выбора оптимального пути и легкость опознавания – для быстрого и достоверного определения своего местоположения. Подробный показ этих характеристик и отличает спортивную карту от топографической.

Условия проходимости подчеркиваются подробной градацией путей сообщения (дорога, тропа, исчезающая тропинка), показом проходимости растительности (легкопроходимая, средне-, трудно- и непроходимая); кроме того, показываются земляные и скальные обрывы, специально утолщенная по контуру объекта линия указывает на невозможность преодоления болота или водоема Чтобы спортсмен мог быстро и уверенно находить своз местоположение, на карте подчеркиваются индивидуальные особенности и характерные черты различных компонентов ландшафта.

В частности, границы болот показываются точно со всеми мелкими подробностями контуров, рельеф местности изображается детально с показом мелких элементов и форм, большое внимание уделяется нанесению на карту микрообъектов (бугров, ям, отдельных деревьев и т. п.). Для лучшего восприятия в соревновательных условиях растительность изображается площадными условными знаками разного цвета и интенсивности, а заполняющие знаки не употребляются. Все это придает спортивным картам информативность. Карты, как правило, издаются в масштабах: 1:10000; 1:15000 и с высотой сечения рельефа 5 м. На карту наносят линии магнитных меридианов, что сильно упрощает работу с компасом при определении азимутов.

Для оформления карт употребляют шесть красок. Черной показывают дороги, искусственные сооружения, скалы и камни, коричневой – рельеф, голубой – гидрографию. Растительность показывается несколько по-иному, чем на топографических картах. Лес хорошей проходимости остается белым, а поля и открытые пространства покрываются желтой краской. Заросли, кустарник, бурелом, затрудняющие проходимость, показываются пятью градациями зеленой краски. Красной краской даются специальные обозначения дистанций. Спортивные карты выпускаются, как правило, на площадь, не превышающую 10 кв. км. Использование спортивных карт в походах не нашло пока широкого применения из-за небольшого охвата этими картами районов страны, но там, где маршрут похода позволяет их использовать, это приносит туристу большую пользу.

Спортивные карты в силу своих вышеперечисленных специфических свойств позволяют легко выбрать оптимальный по трудности путь, избежать неоправданных преодолений сложных препятствий, обойти трудно проходимые и непроходимые участки (болота, очень крутые склоны, заросли), выбрать правильно места отдыха и ночлегов с сухой почвой, водой и топливом.

Навигационные карты и пособия. Особую группу составляют навигационные карты и пособия, используемые для плавания по судоходным рекам, открытым озерам и морям. Плавания по ним совершают туристы, путешествующие на байдарках под парусом и разборных парусных судах. Эти карты имеют некоторые отличия в терминологии и условных обозначениях.

По своему назначению эти карты можно классифицировать по трем основным видам: навигационные карты (морей, озер, судоходных рек) – для ведения прокладки и определения места судна при плавании; справочные карты – для получения дополнительных сведений о районе плавания; специальные карты – для обеспечения плавания судна с применением радиотехнических средств.

Навигационные карты, наиболее полезные для туристов, подразделяются на:
– планы (1:1000 – 1:25000), дающие наиболее подробное изображение важного участка; частные карты (1:50000 – 1:500000), служащие для обеспечения плавания на некотором удалении от берегов. На этих картах достаточно подробно нанесены глубины и береговые
объекты, пригодные для определения места судна;
– генеральные карты (1:500 000 – 1:5 000 000) – для счисления пути судна при плавании в открытом море и для общих навигационных расчетов;
– лоцманские карты для рек и некоторых водохранилищ (1:10 000 – 1:100 000) – для ориентировки при глазомерной проводке судна. Лоцманские карты обычно издаются отдельными альбомами.

В начале каждого альбома есть сборный лист-схема расположения листов карты соответственно реке. На лоцманскую карту наносят меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки, большие суводи (улова), свальные течения, прибрежные населенные пункты и т. п. На отдельных листах могут даваться перекаты и их элементы, рекомендации по проводке судов через эти перекаты.

Вспомогательные картографические и описательные материалы

Схемы. В практике проведения категорийных походов для прохождения особо сложных участков широко используются схемы. Эти схемы (планы местности, зарисованные методом глазомерной съемки с нанесенными на них местными предметами, ориентирами, перевалами, возможными путями прохода и другими данными, позволяющими однозначно пройти сложный участок пути (перевал, порог). Обычно такие схемы рисует группа туристов, первой проходящая данный сложный участок. Рисование схем требует времени, дополнительных выходов и определенных навыков.

В горном туризме особую важность представляет прохождение перевалов. На их долю и приходится максимальное количество схем. Схемы перевалов принято исполнять не в виде топографической проекции, а подобно фотографии, то есть с такой точки, когда перевал проецируется на вертикальную плоскость, а наблюдатель находится на некотором расстоянии от подходов к перевалу и самого перевала.

Схемы прохождения перевалов рекомендуется составлять для прямого и обратного направления движения. В схеме указываются границы между снегом (или льдом) и скалами, расположение трещин, отмечаются лавиноопасные участки и возможные направления схода лавин, участки камнепадов и укрытия, где можно эти камнепады переждать, места возможных ночевок по пути к перевалу или па спуске с него. На схему наносится путь группы с разметкой прохождения перевала по времени, отметками высот на д уровнем моря и крутизны скатов, показываются возможные дополнительные варианты прохождения.

На схеме должны быть показаны варианты спусков со склонов, где группа осуществляла подъем и соответственно варианты подъема для участков, на которых осуществлялся спуск.

Масштаб карты

Масштаб карты одна из важнейших её характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности. Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде. Численный масштаб в общем виде, т.е. безотносительно к какой-либо определённой системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1:М, где М число, указывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изображении их на карте. Так, масштаб 1:50 000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50 000 таких же единиц на местности. Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным числом, указывая непосредственно величину масштаба, т.е. расстояние на местности, соответствующее 1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности равна произведению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масштаба 1:100 000 соответствует на местности расстояние d = 1 км х 3,95 = 3,95 км. Очевидно, что такому же отрезку k, измеренному по карте какого-либо другого масштаба, на местности будет соответствовать расстояние во столько раз больше или меньше указанного, во сколько раз величина масштаба этой карты больше или меньше величины масштаба карты 1:100 000.

Вам будет интересно  Авторские туры в горном Крыму. Индивидуальные туры и походы

Линейный масштаб (рис. 1) представляет собой график, предназначенный для непосредственного отсчёта по нему расстояний (в км, м), измеряемых или откладываемых на карте.

Обозначение численного и линейного масштабов на картеРис. 1. Обозначение численного и линейного масштабов на карте.

Измерение линий по карте

Прямые линии измеряют обычно линейкой. Извилистые и ломаные линии измеряют по частям, циркулем измерителем. Для этого устанавливают по линейке или линейному масштабу раствор циркуля, соответствующий какому нибудь целому числу километров или сотен метров, и таким "шагом" проходят вдоль измеряемой линии, ведя счёт перестановок ножек. Порядок измерений показан на рис. 2, где AF измеряемая линия, A, B, C, D, E места постановки ножек, EF остаток, измеряемый по линейке (линейному масштабу). Стрелками показано направление перемещения ножек.

Измерение линий шагом циркуляРис. 2. Измерение линий "шагом" циркуля.

Величину "шага" выбирают в зависимости от извилистости линий: от 4-5 см при измерении кривых с плавными закруглениями до 1-2 см при измерении линий с большим числом резких поворотов.

Для измерения кривых и извилистых линий используют также специальный прибор курвиметр (рис. 3). Механизм этого прибора состоит из измерительного колёсика, соединённого системой зубчатых передач со стрелкой, которая движется по циферблату. При движении колёсика вдоль измеряемой по карте линии стрелка передвигается по циферблату и указывает пройденное колёсиком расстояние в см. Для измерения расстояния следует предварительно вращением колёсика установить стрелку курвиметра в начальное положение, т.е. на отсчёт "0", а затем прокатить его вдоль измеряемой линии, следя за тем, чтобы стрелка двигалась по циферблату в направлении чисел 10, 20, 30 и т.д. Умножив величину масштаба карты на показания стрелки курвиметра, получают расстояние на местности.

курвиметрРис. 3. Курвиметр

Фактическая точность измерения прямых линий на карте, как показывает практика, колеблется в пределах 0,5 1,0 мм, что в масштабе 1:25 000 на местности составляет: 12-25 м, в масштабе 1:50 000 25-50 м, 1:100 000 50-100 м.

Измеренное по карте расстояние получается всегда несколько короче действительного. Одна из причин этого состоит в том, что по карте измеряются горизонтальные проложения, в то время как соответствующие им линии на местности наклонные, т.е. длиннее своих горизонтальных проложений.

Длина маршрута, измеренная по карте, бывает короче действительной не только вследствие влияния рассмотренной выше причины, но и потому, что в масштабе карты не всегда возможно изобразить все извилины дорог. При составлении карт дороги, как правило, спрямляются, и тем больше, чем мельче масштаб карты. Это особенно заметно на картах горной и холмистой местности.

Изображения рельефа на топографической карте

Рельеф совокупность неровностей земной поверхности, слагающихся из разнообразных элементарных форм различного порядка.

Горный рельеф слагается главным образом из линейно вытянутых, простирающихся на большие расстояния горных цепей с их отрогами, разделённых продольными долинами и другими межгорными понижениями. Глубина расчленения достигает: в низких горах (5001000 м) до 500 м, в средних горах (1000-2000 м) до 1000 м, в высоких горах (свыше 2000 м) более 1000 м.

Равнинный рельеф (равнины) характеризуется формами поверхности с малыми (в пределах 200 м) колебаниями высот. Чем выше над уровнем моря, тем сильнее может быть расчленена поверхность. По общему характеру поверхности различают равнины горизонтальные, наклонные, выпуклые и вогнутые. Холмистый рельеф является одной из разновидностей равнинного рельефа. По форме и строению неровностей различают также плоскоравнинный, волнистый, ступенчатый, овражно-балочный и другие разновидности равнинного рельефа.

Всё многообразие неровностей, из которых слагается рельеф земной поверхности, можно в основном свести к следующим пяти элементарным формам:

1) Гора значительное куполообразное или коническое возвышение с более или менее явно выраженным основанием подошвой.

2) Котловина замкнутая чашеобразная впадина обычно с пологими скатами.

3) Хребет линейно вытянутое возвышение, постепенно понижающееся к одному или обоим своим концам.

4) Лощина вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении; имеет скаты с чётко выраженным верхним перегибом бровкой. К разновидностям лощин относятся: долины, ущелья, овраги, балки, каньоны.

5) Седловина понижение на гребне хребта между двумя смежными вершинами; к ней с двух противоположных направлений, поперечных хребту, подходят своими верховьями лощины.

На рис. 4 раздельно изображены горизонталями элементарные формы рельефа. На рисунке видно, что небольшая гора (холм) и котловина выглядят, в общем, одинаково в виде системы замкнутых опоясывающих друг друга горизонталей. Схожи между собой и изображение хребта и лощины. Отличить их можно лишь по направлению скатов.

Изображение горизонталями элементарных форм рельефаРис. 4. Изображение горизонталями элементарных форм рельефа.

Изображение рельефа на топографических картах дает полное и достаточно подробное представление о неровностях земной поверхности, их форме и взаимном расположении, превышениях и абсолютных высотах точек местности, преобладающей крутизне и протяженности скатов. На современных топографических картах рельеф изображается горизонталями в сочетании с условными знаками обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, оползней и т. д. Изображение рельефа дополняется подписями абсолютных высот характерных точек местности, горизонталей, размеров отдельных форм рельефа и указателями направления скатов.

Сущность изображения рельефа горизонталями. Горизонталь – это замкнутая линия, изображающая на карте горизонтальный контур неровностей,все точки которого на местности расположены на одной высоте над уровнем моря. Горизонтали можно представить как линии, полученные в результате сечения местности уровенными поверхностями, то есть поверхностями, параллельными уровню воды в океанах. Рассмотрим сущность изображения рельефа горизонталями. На рис. 5 изображен остров с вершинами А и Б и береговой линией D, Е, F. Замкнутая кривая d e f представляет собой изображение береговой линии в плане.

Сущность изображения рельефа горизонталямиРис. 5. Сущность изображения рельефа горизонталями.

Поскольку береговая линия является сечением острова уровенной поверхностью океана, изображение этой линии на карте представляет собой нулевую горизонталь, все точки которой имеют высоту, равную нулю. Допустим, что уровень океана поднялся на высоту h, тогда образуется новое сечение острова воображаемой секущей плоскостью h – h. Проектируя это сечение с помощью отвесных линий, получим на карте изображение первой горизонтали, все точки которой имеют высоту h. Точно так же можно получить на карте изображение и других сечений, выполненных на высотах 2h, Зh, 4h и т. д. В результате на карте будет иметь место изображение рельефа острова горизонталями.

При этом рельеф острова изображается тремя горизонталями, охватывающими остров целиком, и двумя горизонталями, охватывающими отдельно каждую из вершин. Вершина А несколько выше 4h, а вершина В несколько выше 3h относительно уровня океана. Скаты возвышенности А круче, чем скаты возвышенности В, поэтому в первом случае горизонтали на карте расположены ближе друг к другу, чем во втором. Из рисунка видно, что способ изображения рельефа горизонталями позволяет правильно не только отображать формы рельефа, но и определять высоты отдельных точек земной поверхности по высоте сечения рельефа и крутизне скатов.

Высота сечения рельефа это разность высот двух смежных секущих поверхностей. На карте она выражается разностью высот двух смежных горизонталей. В пределах листа карты высота сечения рельефа, как правило, является постоянной. На рис. 6 показан вертикальный разрез (профиль) ската.

Профиль скатаРис. 6. Профиль ската.

Через точки М, N, О проведены уровенные поверхности на расстоянии друг от друга, равном высоте сечения h. Пересекая поверхность ската, они образуют кривые линии, ортогональные проекции которых в виде трех горизонталей показаны в нижней части рисунка. Расстояния mn и no между горизонталями являются проекциями отрезков MN и NO ската. Эти проекции называются заложениями горизонталей.

Определение высот точек. Абсолютную высоту какой-либо точки местности, отметка которой на карте не подписана, определяют по отметке ближайшей к ней горизонтали. Поэтому необходимо уметь определять отметки горизонталей, используя отметки других горизонталей и характерных точек местности, подписанных на карте. Например, отметку горизонтали а (рис. 7) можно определить по отметке высоты 197,4 и высоте сечения рельефа 10 м.

Определение отметки горизонтали по отметке точкиРис. 7. Определение отметки горизонтали по отметке точки.

Отметка горизонтали а равна 190 м. Зная отметку горизонтали а, можно легко определить отметки всех других горизонталей. Так, горизонталь b будет иметь отметку 160 м, так как она расположена ниже горизонтали а на величину, равную трем высотам сечения рельефа (30 м). В случае, когда точка расположена между горизонталями, находят высоту ближайшей к ней горизонтали и к полученной высоте прибавляют превышение данной точки над горизонталью, определенное на глаз. Например, мельница, обозначение которой находится между горизонталям, имеет абсолютную высоту 162 м.

Компас

Компас – один из наиболее часто используемых в походах приборов. Самый подходящий для похода компас – спортивный. Он отличается от остальных конструкций прежде всего тем, что магнитная стрелка с подпятником заключена в герметичную прозрачную колбу, заполненную специальной вязкой жидкостью. Благодаря этому движение стрелки демпфируется (замедляется), она быстро устанавливается по магнитному меридиану и почти не колеблется во время движения и даже бега.

В исправном компасе магнитная стрелка должна быстро возвращаться в исходное положение и останавливаться почти без колебаний. При энергичном и потряхивании компаса рукой стрелка не должна соскакивать с подпятника, перекашиваться и западать. Эти проверки целесообразно провести при покупке компаса в магазине.

Компас спортивныйРис. 8. Компас спортивный.

Компас спортивный (рис. 8) состоит из прозрачной пластмассовой плиты (1) со счетчиком шагов «стометровок» (2) и лупой 5-кратного увеличения (3). В корпусе с лимбом (5) заключена прозрачная колба (4) с жидкостью, в которой на подпятнике вращается магнитная стрелка (6). Корпус соединен с плитой специальной шайбой, расположенной с тыльной стороны плиты, н может вращаться относительно плиты. Чтобы вращение осуществлялось с некоторым усилием (не происходило самопроизвольного проворота), между плитой и колбой помещается пластинчатая пружина. Лимб корпуса разбит на 180 делений с ценой 2° и оцифровкой через 20° (в некоторых конструкциях – через 5° и оцифровкой через 30°). На дне колбы имеются красные линии – указатели магнитных меридианов (7) и указатель севера (8) в виде двух параллельных линии желтого цвета. На плите нанесены параллельно боковому торцу три красные линии (9) и две метки желтого цвета (10) – указатель направления. На переднем торце плиты размещена миллиметровая шкала (11), а на боковом торце – шкала (12) для измерений в километрах на карте масшта ба 1: 25 000 (в некоторых конструкциях на двух боковых т две шкалы для масштабов 1:15000 и 1 : 20000). Чтобы KOMI время работы не скользил по карте, в отверстиях плиты установлены с натягом три резиновых фиксатора (13), выступают тыльную сторону плиты. К плите прикреплен шнурок (14), мощью которого компас можно прикрепить к руке или на шею во время движения. Северный конец магнитной стрелки указатель севера на колбе и указатель направления на плите покрыты светящейся в темноте краской.

Ориентирование с помощью компаса. Для того чтобы определить по карте магнитный азимут какого-либо направления, плиту компаса накладывают на ходовую карту так, чтобы одна из красных линий или боковой торец плиты совпадали с нужным направлением (проходили через исходный и конечный пункты движения – точки А и В), а указатель направления был ориентирован в сторону движения или в сторону интересующего нас ориентира. Прижимая одной рукой плиту к карте и не допуская ее проскальзывания, вращают другой рукой корпус с лимбом до тех пор, пока указатели магнитных меридианов не встанут параллельно линиям магнитных меридианов на ходовой карте. При этом нужно обязательно следить за тем, чтобы указатель севера был обращен в сторону севера карты. Итак, азимут установлен. Величину его в градусах можно прочитать на лимбе против средней красной линии. Иногда бывает необходимо определить с карты обратный азимут какого-либо направления (обратный азимут равен прямому минус 180°). В этом случае все описанные выше действия повторяются, только указатель севера на колбе направляется на юг карты.

Движение по избранному азимуту осуществляется следующим образом. Шнурок компаса надевают петлей на запястье правой руки, плиту кладут на ладонь. Поворачиваясь всем корпусом, добиваются совмещения северного конца стрелки с указателем севера на колбе – вы стоите лицом в нужном вам направлении, вам его указывает длинная сторона плиты компаса. Двигаясь но этому направлению, надо следить, чтобы северный конец стрелки находился внутри двух рисок (в воротцах) указателя севера. Подробно о технике движения в разных видах путешествий будет рассказано ниже.

Для определения азимута на какой-либо предмет на местности из точки стояния длинный край плиты направляют на предмет, вращением колбы добиваются параллельности линий на дне колбы и стрелки, при этом северный конец стрелки должен находиться между рисок указателя севера. Для более точного визирования надо смотреть на предмет строго вдоль стороны плиты, для чего компас удобнее держать на уровне глаз. Но, чтобы добиться параллельности стрелки и линий, на компас лучше смотреть сверху, перпендикулярно плите. Перечисленные требования противоречивы и на практике (особенно у неопытных туристов) могут привести к большим ошибкам. Для точного визирования компас следует держать в руке так, чтобы длинный край плиты располагался симметрично относительно глаз и взгляд падал на плоскость компаса близко к перпендикулярному направлению. Точное визирование достигается быстрым, несколько раз повторяемым переводом взгляда с визируемого предмета на край плиты.

Большие ферромагнитные массы или сильное магнитное поле заметно отклоняют стрелку от правильного положения. Поэтому не рекомендуется пользоваться компасом на полотне железной дороги, вблизи линий электропередачи, в кабине автомобиля. Штурман группы или турист, работающий с компасом, не должны иметь у себя предметов из магнитных материалов. Известно, что даже обычный топор, находящийся в рюкзаке за спиной наблюдателя, или канцелярские кнопки, прикрепляющие карту к планшету, на котором установлен компас, заметно искажают замеры направлений.

Определение расстояний на местности

В туристской практике применяются простейшие способы определения расстояний: промер шагами, на глаз, по линейным и угловым величинам предметов, по времени и скорости движения, приборами.

Промер шагами. Наиболее простой и точный из перечисленных способов. Двигаясь от одного объекта к другому, считают количество парных шагов, например под левую ногу. Надо знать количество парных шагов, соответствующее 100 м на местности. Человек среднего роста при движении по тропе на 100 м делает 60 – 62 парных шага. Определяя какое-либо расстояние, считают парные шаги и фиксируют «стометровки». Это можно сделать, загибая пальцы на руке (100 м – один палец, загнуты пальцы на обеих руках – пройден 1 км). Некоторые компасы имеют специальные счетчики, на которых можно фиксировать «стометровки».

Следует отметить, что длина шага меняется при движении в разных условиях (по дороге, траве, мху, зарослям, вверх или вниз по склону). Поэтому надо знать поправки измерений, которые легче всего определить, измерив несколько раз промеренный заранее отрезок в 200 – 300 м на разной местности.

Точность измерения шагами зависит от тренировки туриста и характера местности. При овладении определенными навыками на ровной местности ошибки измерений не превышают 2 – 4% пройденного пути.

Глазомерное определение расстояний. Самый быстрый, но требующий большой предварительной тренировки способ. Чтобы развить свой глазомер, надо возможно чаще в разных условиях местности в различное время года и суток упражняться в оценке на глаз расстояний с обязательной проверкой их шагами или по карте (например, спортивной). Прежде всего необходимо научиться мысленно представлять и уверенно различать на любой местности несколько наиболее удобных в качестве эталонов расстояний.

Начинать надо с расстояний 10, 50, 100 м и, только твердо овладев ими, переходить к отрезкам 200, 400, 600, 800, 1000 м. Закрепив в зрительной памяти эталонные отрезки, можно в дальнейшем мысленно сравнивать с ними интересующие расстояния. Тренируя глазомер, следует иметь в виду, что на оценку расстояний влияет ряд факторов, таких, как освещенность, характер местности, контраст рассматриваемых объектов с окружающим фоном и их размеры. Объекты кажутся ближе, чем находятся в действительности.

Определение расстояний по времени и скорости движения. Время движения определить не сложно по часам или секундомеру. Трудности возникают при определении в походных условиях средней скорости движения группы. Однако в некоторых видах путешествий (сплав по реке, движение на лыжах) все-таки возникает необходимость в определении скорости. В каждом конкретном случае надо пытаться определить скорость движения, например по известному отрезку пути, и затем, двигаясь в том же темпе, можно использовать ранее определенное значение скорости и время для расчета неизвестного отрезка пути.

Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Ориентировать карту это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Вам будет интересно  Основы пешего туризма

Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния).

Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта. По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно. Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно проведенное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз.

Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги (рис. 9), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

Ориентирование карты по линейному ориентируРис. 9. Ориентирование карты по линейному ориентиру.

По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте. При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис. 10).

Ориентирование карты по направлению на ориентирРис. 10. Ориентирование карты по направлению на ориентир.

Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно.

По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера.

При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис. 11).

Ориентирование карты по компасуРис. 11. Ориентирование карты по компасу.

Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) влево.

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале.

Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

Изучение местности по карте

Сведения, полученные при изучении района пoxода по картматериалам, могут оказать влияние на проведение всего похода. Остановимся на некоторых из них в приложении к различным видам туризма.

Походы выходного дня. Особенно тщательно нужно подходить к выбору маршрутов для походов выходного дня. В эти походы часто ходят новички, родители с детьми, люди пожилого возраста. Под руководством одного человека оказывается группа в 20 – 30 человек, что требует обеспечения максимальной безопасности на маршруте.

На пути группы, идущей в поход, должны быть сухие и уютные места для отдыха и приготовления пищи, точки обзора окружающей местности, поляны для игр и развлечений. Если поход выходного дня проводится с более опытными, хорошо физически подготовленными людьми, то в программу такого похода можно включить занятия по технике туризма (переправы, преодоление крутых спусков и подъемов, движение по труднопроходимому лесу, ориентирование и движение по азимуту).

Маршруты для походов выходного дня выбирают после тщательного изучения местности по картам. Лучше всего это сделать по картам для спортивного ориентирования масштабами 1:10 000, 1: 20 000, 1 : 30 000. Подходят для этой цели топографические карты масштаба 1:200 000, которые имеются в свободной продаже. Большую помощь в изучении местности окажут туристские схемы и атласы автодорог. Туристские схемы помогут выбрать объекты для осмотра, по атласу автодорог можно выбрать пути подъезда и отъезда.

Пешие, горные походы. Болота и густая речная сеть, показанные на карте в районе похода, свидетельствуют, что нельзя планировать дневные переходы большой протяженности, наверняка придется наводить переправы, искать броды и обходные пути вокруг болот, а по болотам двигат ься со скоростью 1 – 2 км/час.

Наличие больших лесных пространств и отсутствие населенных пунктов в районе проведения похода говорят о том, что среднюю скорость движения по таким участкам не следует принимать выше 2,5 – 3 км/час, даже имея сравнительно легкие рюкзаки, а при тяжелых рюкзаках она упадет до 1,5 – 2 км/час. Если на карте показаны редкие населенные пункты и тропы или дороги местного значения к ним, то, вероятно, можно будет воспользоваться транспортом (трактор, лошадь) для перев озки груза или его части и увеличить среднюю скорость движения по этим дорогам и тропам.

Если путь в горы идет по реке с уклонами на отдельных участках 5 – 10 м/км, то на пути неизбежно встретятся переправы (иногда очень сложные из-за больших расходов воды в реке) и обходы прижимов.

Лыжные походы. При проведении походов по слабо пересеченной местности лучше двигаться по просекам, где скорость движения возрастает в 1,2 – 1,5 раза по сравнению с передвижением по лесу. Поэтому туристам в лесничествах необходимо ознакомиться с расположением просек и нанести их на свою ходовую карту. Если группе предстоит идти по рекам, нужно определить средние уклоны русла.

На участках со средними уклонами 5 – 10 м/км могут встретиться пороги, двигаться здесь зимой трудно и опасно из-за промоин. Для преодоления таких участков потребуется дополнительное время (поиск пути среди промоин, уход со льда на берег, где снег глубже, а настов нет, и т. п.). Частые извилины русла на участках с такими уклонами говорят о том, что по берегам расположены скальные выходы (они и заставляют поворачивать реку) с крутыми склонами. В таких местах пройти под берегом трудно из-за открытой воды, а перейти на другой берег часто невозможно. Это вынудит группу уйти от реки и двигаться по лесистым склонам, теряя время и выбиваясь из графика движения, если руководитель заранее не предусмотрел резервное время на прохождение этих участков.

Если группе предстоит идти в горах по долинам рек, можно заранее по карте определить крутизну склонов долин и расположение границы леса. Если крутиз на склонов не превышает 20 – 25°, а граница леса расположена невысоко, можно запланировать уход группы с реки на склон и движение по настам выше границы леса. Такой маневр позволит увеличить скорость движения группы в 1,5 – 2 раза по сравнению с движением по глубокому рыхлому снегу на реке.

Основные правила безопасности:

наметить на карте и местности ориентиры и снять азимуты в начале пути;

при определении азимутов учитывать, угол магнитного склонения;

следить за направлением, постоянно проверять свое местонахождение при спусках с хребта, перевала, при развилке дорог, пересечении троп и просек, слиянии ручьев и рек и т.д.;

не доверять приблизительному совпадению местности с картой без проверки;

в случае потери своего места нахождения на карте, необходимо прекратить движение и провести детальную разведку. Если и после этого не будет ясности в своем нахождении, нужно возвратиться пройденным путем к тому месту, где можно надежно восстановить ориентировку;

движение ночью допустимо только в экстренных случаях, например, при организации спасательных работ;

в ненастье необходимо прекратить всякое движение, укрыться в безопасном месте и переждать непогоду.

RusOutdoor maps

Несмотря на то, что я уже сам писал, что идеальной и универсальной карты нет и быть не может, я все же попробовал таковую сделать. Так как в рамках данного проекта я работал исключительно с растровыми онлайн-картами, то я попробовал выжать из них максимум: сделать сборник, который бы для разных уровней зума использовал разные (наиболее удачные, на мой взгляд)карты. У каких-то обзорная карта лучше, у каких-то детальная.

Идея не нова и применялась, к примеру на сайте Маршруты.ру. Однако я ее немного развил и прикрутил в эту подборку скрипт, который пытается подобрать за пользователя наиболее оптимальную карту для его местности. Из тех, которые имеются. Но об этом будет ниже.

Кроме того, идея с многослойным сборником показалась мне довольно удобной для того, чтобы быстро переключаться между разными картами. Так или иначе, я это часто делаю при планировании маршрута, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Такой способ переключения, конечно, компромиссный, но кому-то может прийтись по вкусу, ведь здесь, чтобы выбрать другую карту достаточно всего лишь изменить масштаб: всего один клик на кнопку «+» или «-» . В то время, как обычно требовалось нажать Меню -> Выбор карты -> Проскроллить до нужной -> Кликнуть на карту . Иногда еще и на кнопку «назад» после этого нажать. То есть по 3-4 клика каждый раз, когда потребуется сменить отображаемую карту. Если приходится делать это часто, то это откровенно утомляет.

В общем, я решил развить эту идею и добавить недостающих, на мой взгляд, слоев. Замечу, что в этой подборке приоритет отдавался именно растровым картам каких-то локальных областей: Подмосковье, Кавказ, Хибины итд. На мой взгляд, такие хоть и устаревшие, но все еще детально проработанные атласы могут неплохо дополнять карты на основе Osm. (Которые, увы, не везде одинаково хорошо детализированы). Но об этом позже.

И еще замечу, что эту подборку стоит рассматривать не как полноценную замену векторных карт, которые предоставляют разработчики вашего навигатора, а лишь как дополнение к ним. Векторные карты для большинства задач будут более предпочтительным выбором, чем растровые карты из этой подборки.

А теперь перейдем к сути. Давайте, наконец, посмотрим, из каких слоев состоит сборник RusOutdoor Maps.

Слой 1: — Обзорный

Масштабы: с 0-го по 9-й

Эту группу слоев стоит использовать, чтобы выбрать нужный материк, страну, и интересующий регион в этой стране. Для удобства, на карте обозначен рельеф, так что найти горные районы будет сравнительно просто.

Слой 2 — Города и трассы

Масштаб c 10-го по 11-й

Этот слой удобно использовать, чтобы находить интересующий регион, ориентируясь по названиям городов и линиям автомобильным дорогам.

Следующие три слоя — те самые, ради которых и затевалась эта сборка — растровые топокарты. Благо, для них вполне достаточно всего трех масштабов: карты крупнее 12-го малопригодны для пешего туризма, а карт детальнее 14-15 обычно попросту не существует.

Эти карты стоит применять для лесных и горных районов. Из плюсов — они составлялись профессиональными картографами. Они содержат много информации, которой может не быть других картах: лесные просеки, заболоченные участки, ручьи, родники, броды, горные тропы и многое другое. Из минусов — многие из этих карт уже устарели. Некоторые — довольно критично, некоторые — еще нет.

Стоит заметить, что растровых карт слишком много и, поэтому, на этих слоях используется функция подбора наиболее подходящей карты для данной местности. Этакий режим “помогите выбрать карту”.

В первую очередь программа проверяет, существуют ли для этой местности локальные растровые карты? Например, карты Завьялова или специальные туристические горных районов (Хибины, Кавказ, Алтай итд). В списке присутствуют практически все карты из программы SAS.planet из раздела “Туристические”.

Во вторую очередь (если локальных карт не нашлось), загружаются топографические карты с более широкой зоной покрытия, но немного меньшим (на мой взгляд) уровнем детализации. А именно — современные российские топокарты ГГЦ (составлялись в 2000-е).

В третью очередь, если карт ГГЦ не нашлось, загружаются советские топокарты Генштаб (составлялись в 1980-е). Эти карты устарели сильнее всего. Особенно, вблизи населенных пунктов. Да и многие отмеченные здесь лесные тропы могли успеть зарасти. Однако, некоторые все еще их используют, утверждая, что для есть места, в которых они могут быть полезны. Так что генштаб тоже есть в этой подборке, хоть и не на самом высоком приоритете. И в последнюю очередь, если для данной территории не нашлось и карт Генштаба, загружается карта OSM, который уж точно существует для всей планеты. А именно — Thunderforest Outdoors.

Слой 4 — Растровые карты

Локальные карты, Генштаб 1км, Генштаб 2км, OSM Outdoors

Слой 5 — Растровые карты

Локальные карты, ГГЦ 1км, Генштаб 500м, OSM Outdoors

Слой 6 — Растровые карты

Локальные карты, ГГЦ 500м, OSM Outdoors

Про Thunderforest Outdoors

Это одна из карт на основе OSM (о котором будет рассказано ниже). Из плюсов Thunderforest Outdoors можно выделить довольно наглядную отрисовку рельефа, болот, ледников и хорошо заметные линии троп. Кроме того, на данный момент это одна из карт с самой высокой скоростью загрузки, что на мой взгляд, тоже весьма важно.

Слой 7 — Карты на основе OSM

А теперь про OSM. Карты OpenStreetMaps — это публичные цифровые карты, которые покрывают всю планету. Информация здесь наиболее современная. Подойдет не только для леса, но и для города. Помимо природных объектов и троп, на этой карте могут быть отмечены остановки и ж/д станции, а также магазины и некоторые достопримечательности.

Из минусов, стоит отметить, что это — общедоступная карта ее может изменять любой желающий. Увы, но иногда среди них могут оказаться дилетанты или даже злоумышленники. Такое случается не часто, но все же, если хватает времени, то при планировании маршрута я стараюсь проверять его по нескольким картам, чтобы в случае чего заблаговременно выявить подобные несостыковки. (Но это уже лично моя паранойя, никому ее не навязываю).

Ну и для честности, стоит отметить, что у OSM не везде одинаково хорошее качество прорисовки. Если популярные туристические направления, скорее всего, будут весьма детальны, то вот удаленные районы, которые посещает мало людей, могут быть отрисованы недостаточно подробно.

Кстати, а вы тоже можете можете дополнять эту карту! Заметили неточность? Можно подправить. Нашли объект, которого еще нет на карте: нарисуйте его и уже через некоторое время(обычно, от одного дня до месяца) ваши правки попадут на карту и будут приносить пользу другим людям. Если вы этого еще не пробовали, то можете попробовать порисовать, как выдастся время. Тем более, это совсем не сложно. Для всех, кого заинтересует, вот ссылочка на хорошую видеоинструкцию.

Но вернемся к нашей сборке. Для данного масштаба я выбрал отрисовку карты OSM с сайта OpenTopoMap.RU. Она сделана на основе более извесного рендера — OpenTopoMap.ORG. Про основные отличия можно почитать здесь. Отмечу, что на карте есть рельеф. Есть тропы с отображением типа покрытия. Есть иконки полезных объектов, хоть и немного мелкие. По словам автора, карта обновляется раз в сутки.

Слой 8 — Карты на основе OSM

Основная версия карт c сайта OpenStreetMaps.org. В общем, имеет те же плюсы и минусы, что и все вышеописанные OSM карты. На мой взгляд, эта версия — наиболее универсальная и обладающая наибольшим числом иконок и подписанных объектов. Из минусов — на ней не отображается рельеф. И на некоторых экранах может выглядеть недостаточно контрастно.

На более мелких масштабах карты OSM становятся малопригодными для загородной местности. Потому, что зачастую они показывают на весь экран смартфона сплошной белый цвет (поля) или сплошной зеленый (леса). Единственный тип карт, который показывает хоть что-нибудь интересное при таком приближении — это спутниковые снимки.

А чтобы добавить еще больше полезной информации на карту поверх этих снимков я добавил слой Wikimapia. Это еще одна публичная карта, на которой пользователи отмечают контуры интересных объектов. Тут можно найти родники, места под стоянку, беседки, достопримечательности (крупные и не очень), заброшенные и полуразрушенные объекты, остатки укреплений времен ВОВ и прочие объекты, которые пользователи сайта сочли интересными. Замечу, что надписи на некоторых объектах появляются только при достаточно сильном приближении.

Источник https://hiking.land/ru/maps.htm

Источник http://ladoga-lake.ru/pages/artcl-maps-geletzkij.php

Источник https://anygis.ru/Web/Html/RusOutdoor_ru

Источник

от admin