В Черногорию на машине из России

В Черногорию на машине из России

Дорога - как добраться до Черногории на машине из Москвы?

В Черногорию на машине из Москвы и других городов России: через Сербию или Хорватию. Маршруты, расстояния, время в пути в 2022 году. Сколько раз нужно ночевать во время автопутешествия из Москвы в Черногорию, актуальные цены на гостиницы и бензин. Какие потребуются документы, нужны ли визы — в обзоре Eurotraveler.ru.

Черногория — одна из тех европейских стран, до которых российский путешественник может добраться на личном авто. Не скажем, что легко и просто, но без экстремальных трудозатрат.

Да, для поездки на машине по маршруту Москва-Черногория — уже не говоря про другие, отстоящие еще дальше, российские города — предстоит запастись дополнительной неделей отпуска. Ведь только на доставку туда вам потребуется потратить дня три — что нужно знать об автопутешествиях по загранице.

Готовьтесь пойти и на известные финансовые жертвы. В виде взносов на содержание забугорных платных дорог, платы за бензин, который в Западной Европе откровенно дорог, ночевки и питание.

Очень возможно, что на выходе получится экономия в сравнении с самолетом — особенно если отправиться компанией из 3 человек и больше. Но порой пакетные туры и чартеры обходятся дешевле.

Тем более, если вы знаете толк в подобного рода автопоездках. И не привыкли экономить на мелочах, делающих передвижение максимально комфортным: остановках по желанию, основательных перекусах, хороших гостиницах…

Плюс умеете превращать простые переезды в настоящие путешествия, неимоверно расширяющие горизонты. Ведь в нашем случае по пути к морю можно увидеть Варшаву, заглянуть на день в Будапешт или Белград.

Да за 1 день получится посетить Вену — просто по пути. Хотя, конечно, австрийская столица заслуживает куда более длительного и вдумчивого визита.

Важно!

В 2021 году Черногория поначалу была готова принимать российских туристов без каких-либо дополнительных условий. Не только без виз, но даже без отрицательного ПЦР-теста и сертификата о вакцинации!

Потом последовало постепенное ужесточение требований. И в декабре 2021 года въехать в Черногорию можно лишь по предъявлении отрицательного ПЦР-теста (72 часа), теста на антигены (48), сертификата о вакцинации, сделанной не позже, чем за 6 месяцев до визита, либо справки о наличие антител. Лиц до 18 лет отроду от предоставления всех этих документов, по счастью, освободили.

Впрочем, если те, кто путешествуют самолетом, даже в отсутствие прямых рейсов могут добраться до Черногории транзитом, то автомобилистов из России увы, до сих не выпускают. Западные границы страны — на «ковидном» замке.

Впрочем, и в большинство стран Евросоюза россиян нынче могут въехать только по «необходимым» основаниям. К каковым относятся: работа, лечение, свидание с родственниками — никак не туризм!

Маршруты и расстояние

В ходу основной и дополнительный: разница в километраже доходит до 300 км. Существуют и отдельные вариации вроде ухода вбок для того, чтобы не киснуть в многочасовых очередях на пограничном переходе в Бресте. Ну и разные объезды — с целью преодоления пробок или огибания платных участков.

Маршрут Москва-Черногория на машине

Через Сербию

Большинство граждан, намеревающихся отправиться на автомобиле из Москвы в Черногорию, склонны выбирать кратчайший — расстояние составит примерно 2 700 км. Проложит его вам любой навигатор, даже те, что в Гугле и Яндексе.

Ключевые точки маршрута (точнее, направления — города вы будете огибать, если только не решите заехать на ночевку): Смоленск, Минск, Брест, Люблин, Кошице, Мишкольц, Будапешт, Сегед, Нови-Сад, Белград, Подгорица. Пролегает он через территории Беларуси, Польши, Словакии, Венгрии и Сербии. Не считая, понятно, собственно России и Черногории.

Из чего ясно, что заняться оформлением шенгенской визы вам все-таки придется. Печаль — вздохнут многие из тех, кто знает, что в Монтенегро российских туристов пускают (на срок до 90 дней) просто с загранпаспортом. Но заядлые автопушественники по «Европам» огорчатся не слишком — они анкету на получение шенгена заполняют регулярно.

Преодолеть обозначенную дистанцию менее, чем за 72 часа или трое полных суток можно. Но только если рулить в «четыре руки» и позабыть о нормальных привалах в гостиницах или мотелях.

При условии раннеутреннего выезда из Москвы и двух ночевок (например, около Люблина и Будапешта) вы прибудете в курортную столицу Черногории Будву за полночь третьего дня. Если не столкнетесь с очередями на беларусско-польской границе (что очень вероятно) и плохой погодой (ливень) существенно снижающей темпы передвижения.

Где остановиться

Цены на гостиницы в 2021 году сложно назвать высокими. К примеру, сразу после преодоления белорусско-польских рубежей через КПП в Домачево вы можете абонировать отдельный дом за 60-75 € в сутки — Apartament Ranczo 2. Это на компанию из 3-4 человек.

Что касается Венгрии, то и там можно найти недорогие варианты для троих путешественников. Если не зацикливаться непременно на Будапеште, и изучить окрестности того же Мишкольца. Например, за удобно расположенный возле трассы номер в мотеле Mokka House просят аналогичные деньги —

Бензин в той же Беларуси сегодня уже дороже, чем в России. Литр А-95 в июне 2021 года стоит под 2 тамошних рубля, что составляет порядка 57 отечественных. Соответственно, имеется прямой резон заправиться под завязку еще на отечественной территории.

Ну и перед выездом в Евросоюз еще раз — там за топливо придется платить вдвое против той же Беларуси. В Польше стоимость литра перевалила за 5,2 злотых. А это

Дороги и виньетки

Качество асфальтового покрытия шоссе на всем протяжении в целом не заслуживает нареканий. Хотя на региональных двухполосных и бесплатных трассах кое-какие неровности и даже ямы случаются.

В частности, следует осторожно ездить в Словакии — если вы сэкономили на виньетке и решили объехать платную магистраль «огородами». Судя по отзывам и комментариям так делает едва ли не каждый первый.

Хотя, например, в темное время суток двигаться по тамошним проселкам, мягко говоря, неприятно. Трассы узки, трафик ночами фактически отсутствует, как и освещение. И если ваш навигатор заглючит, запоминающиеся впечатления обеспечены.

В теории виньетку приобретают для проезда по платным дорогам в Словакии и Венгрии. Причем почти наверняка минимальной ее версией, рассчитанной на 10 дней, вы не ограничитесь — покупайте сразу на месяц.

Приклеивать ничего никуда не требуется — в ходу электронные версии. Покупаются они как через интернет, так и офлайн — на тех же заправках.

Словацкая на месяц на авто массой до 3.5 тонн, вмещающее до 7 человек, в 2021 году стоит 14 €, венгерская — 18.4 € — e-autopalyamatrica.hu/en.

В Сербии предстоит проехать по обычному платному шоссе. Черногорские дороги по преимуществу бесплатны. Но достаточно узки и, как вы наверняка догадались, проложены в горной местности.

То есть сильно петляют — с непривычки движение по ним кажется весьма опасным мероприятием. Ночью или в дождь — так вообще из ряда вон. Именно поэтому загодя проинспектируйте состояние шин вашего автомобиля. И если они «облысели» — поменяйте без сожалений — в итоге дешевле обойдется.

Поскольку ливни и вообще ненастная погода этот регион любит. Особенно за пределами двух пиковых месяцев лета.

Вам будет интересно  Какие интересные места есть в Будве?

Поехать в Черногорию на машине стоит ради пляжей

Через Хорватию

Менее желателен. И не только потому, что он длиннее на 300 км, — двигаться вам предстоит не только по скоростным магистралям. Да и заплатить за виньетки чуть больше.

И если чешская на 30 дней стоит умеренно — 440 крон (17.5 €), то австрийцы еще и выпендрились — месячной вообще не имеется. Покупаете либо дважды по 10 дней — 19 €, либо однажды, но уже на 2 месяца — 27.8 €.

В Хорватии виньеток нет, но за проезд по платному шоссе из Загреба до Дубровника (600 почти км) придется отдать 31 €.

Разрешенная скорость движения в Польше по магистралям — до 140 км/ч, в Чехии, Австрии, Хорватии — до 130 км/ч.

Думаете это решает вопрос — в первом-то случае часты отрезки с разрешенной скоростью 90-50 км/ч? Типа нагоним и перегоним по скоростной-то трассе?

А вот и вряд ли — одна только Польша с помощью бесконечных ремонтов южнее Петркува-Трибунальски вымотает вам все нервы. «Тошнить» сотни километров по петляющей технической дороге с ограничением 50 км? При том, что окружающие будут стремиться создать две полосы вместо одной и постоянно превышать установленный скоростной лимит?

Спасибо, но куда приятнее неспешно двигаться по симпатичным региональным трассам. Через поля, леса и симпатичные небольшие городишки.

Так или иначе, но «хорватский» маршрут пролегает через Белосток, Варшаву, Катовице, Брно, Вену, Грац, Марибор, Загреб, Сплит и Дубровник. И выводит вас к северо-западным рубежам Черногории. К городку Херцег-Нови и Которскому заливу, который вам предстоит пересекать на пароме.

Документы

Для поездки потребуется действительный загранпаспорт с шенгенской визой. А также водительское удостоверение — хватит и национального — плюс свидетельство о регистрации ТС. Не забываем и о страховке на транспортное средство, так называемой «Зеленой карте». Призванной компенсировать причиненные по вашей вине повреждения — это своеобразный аналог отечественного ОСАГО.

На границах Евросоюза вполне могут спросить и медицинские страховки на всех путешествующих. Обычно их наличием только интересуются. Но въедливые пограничники просят и показать — «живой» полис или его электронную версию на экране смартфона.

11 дней по Черногории

В прошлом году мы пытались попасть в Хорватию, но у нас так и не получилось. А в апреле этого года мы разговаривали с другом и советовали куда бы ему поехать отдыхать с 3-х летним малышом, и Черногория попала в список таких стран. Я много видела фотографий в инстаграме этой изумительной по красоте страны и так загорелась поездкой, что сама решила посмотреть цены на жилье и авиабилеты. Как-то спонтанно было решено ехать туда самим, а не другу 🙂 И чем быстрее, тем лучше. А самым ближайшим свободным месяцем оказался июнь.

Итак, хотелось бы по горячим следам рассказать о нашей Черногории. 🙂

В этом посте расскажу в общих чертах о нашей поездке, какие-либо советы и организационные моменты.

Аренда авто в Черногории

Изначально решили ехать примерно на 10 дней, потому что в следующем месяце еще предстояла поездка и не хотелось задерживаться надолго. Но по билетам получилось в итоге 11 дней (с 6 по 17 июня). Все тревел-сайты советовали взять авто напрокат, чтобы посмотреть много достопримечательностей, чем мы и воспользовались. Мы не любим чисто пляжный отдых, нам больше подходит комбинированный с экскурсиями. С двухлетним малышом, естественно, проще и быстрее путешествовать на машине.

Благо, один из наших знакомых дал рекомендацию компании, где можно было взять напрокат автомобиль. Такой компанией оказалась rentacarfor.me Я почитала отзывы, где-то были хорошие, где-то были нюансы, но мы доверились и забронировали автомобиль через их сайт. Подробнее о нашем опыте аренды тут. Стоимость 482 евро + 200 евро залог, который потом вернули.

IMG_2726

Авиабилеты в Черногорию

Так как мы пользуемся программой S7 Priority и эта авиакомпания осуществляет регулярные рейсы в аэропорты Тивата и Подгорицы, то решили попробовать купить билеты за мили. Получилось только взять за мили обратно, но это тоже плюс — стоимость туда обратно на троих (ребенок был с местом) — получилась 38000 руб. Билеты покупали напрямую с их сайта. А лететь всего 3 часа в одну сторону.

Посмотрите, сколько стоят билеты сейчас в форме справа.

Где остановиться в Черногории?

На самом деле вариантов много. Зависит от ваших желаний и потребностей. Черногория располагает бОльшим количеством хороших апартаментов, чем отелей, которые могут предложить достойный сервис. Для меня лично для отдыха с ребенком были необходимые такие критерии как: наличие зеленой территории, детской площадки, бассейна. Потому я выбрала проживание в отеле Slovenska Plaza. Хотя я видела множество отличных апартаментов.

Отзыв о проживании в отеле Slovenska Plaza — тут. Стоимость составила 1122 евро + 33 евро налог.

IMG_2357

Что касается города — то это, конечно, Будва. Безусловно, там очень много туристов в высокий сезон. Столько, что камню на пляже негде упасть. Но так как мы ехали в июне, я посчитала, что нам повезет. И не ошиблась. В июне стоит прекрасная погода, когда солнце еще не палит во всю силу, и нет наплыва людей. Будва — это достаточно большой город в Черногории, а мне было важно наличие цивилизации, медицины, ресторанов. В тихую деревню было страшно ехать с ребенком. К тому же географическое расположение города позволяет посетить много экскурсий, является удобной отправной точкой для многих маршрутов.

Маршруты на авто по Черногории

Я предварительно читала о самых востребованных экскурсиях по Черногории, и составила список своих, которые мы можем посетить с малышом за 11 дней с перерывом на пляжный отдых. А именно:

  1. Скадарское озеро
  2. Боко-Которская бухта
  3. Каньоны рек Тары и Морача

Последняя рассматривалась по возможности, потому что надо было ехать далеко в горы, не была уверена получится ли. Но в итоге все получилось. И даже потом осталось время на пятую поездку — посещение города Цетинье и горы Ловчен, куда мы поехали спонтанно. И так сформировалось 5 маршрутов (отзывы по ссылкам):

На все экскурсии кроме четвертой ушло по пол дня примерно, этот маршрут занял два дня, но стал одним из самых запоминающихся. Планировали только первые 3 маршрута, в остальные поехали по ситуации.

черногория

В итоге наш отдых продлился 11 дней, из которых 6 дней мы куда-то ездили. Честно говоря, мне все очень понравилось. И страна, и люди, и места, которые нам удалось посетить, ласковое море и солнце, неприступные горы и прозрачные реки, вкусная еда и добродушные люди. Подробный рассказ об этом увлекательном путешествии читайте по тегу Черногория.

Поездка и отдых в Черногории на машине (2017 год)

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в «пакетную» Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Вам будет интересно  В Черногорию самостоятельно

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе – это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me, где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад «Ниагара». Он был по пути к самой Подгорице.

водопад

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети. пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному «протыкному» газовому баллону не подошла.

Мосты в Подгорице

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на «стихийных» парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки. просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Вид с крепости Медун

Вид с крепости Медун

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин — Плав была одной из самых живописных.

Колашин, Черногория

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Черная гора

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Павское озеро

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк «Биоградская гора».

Парк

Парк «Биоградская гора»

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Биоградская гора

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Черное озеро в Черногории

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

Ледяная пещера, Черногория

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Горный серпантин в Черногории

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Пивское озеро

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

Вам будет интересно  На машине по Черногории

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

Испанский форт

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

город Котор

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Остров цветов, Черногория

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

остров Святого Николая

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Ремонт дороги в Черногории

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку – 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога в Негуши

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

Пробка на серпантине в Черногории

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное – это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Старый Бар, Черногория

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

пляж Ада Бояна

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!

Источник https://www.eurotraveler.ru/trips/v-chernogoriyu-na-mashine/

Источник http://mixtones.ru/11-%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/

Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/montenegro-2017.html

Источник