Содержание
В Турцию на машине из Москвы 2020 (часть 1 – маршрут, правила, границы)
Наши друзья переехали семьёй жить в Турцию по работе. И чуть позже решили забрать свой автомобиль и перевезти его в Турцию из России. Мы попросили их подробно рассказать всю историю их большого путешествия на машине в октябре 2020 года из Москвы в Турцию. Две границы по пути, много впечатлений и эмоций, маршрут поездки и фотографии. Какие документы подготовить к поездке на машине, маршрут, кто имеет право выехать, как ввезти машину. Обо всём этом расскажем в нескольких статьях по теме путешествия на авто в Турцию.
Знакомство и причины отъезда в Турцию на машине
Глава семейства Константин устроился в Турции на работу и получил вид на жительство. Чуть позже перевёз жену Яну и дочь Викторию к себе, на постоянное место жительства.
Автопутешествие осенью этого 2020 года затеяли, потому что решили перевезти свою машину из России в Турцию. В Турции купить автомобиль очень дорого, большие налоги для товаров из-за границы. Цены на автомобили в полтора два раза выше, чем в России. А если автомобиль в России уже есть, то покупать ещё один в Турции кажется сомнительным удовольствием. У недавно получивших вид на жительство есть возможность ввезти свой автомобиль без пошлин. Вот наши друзья и решили воспользоваться таким вариантом, чтобы было удобно передвигаться по Турции.
Зачем вообще переезжать в Турцию и менять шило не мыло спрашивают многие. Что ж Турция местами напоминает Россию матушку, но законы тут соблюдаются чуть лучше. Климат гораздо приятнее. Цены на продукты чуть ниже, а сами продукты лучшего качества. Почему бы не пожить в стране, где лето длится с мая по ноябрь, а зимы практически нет. Тем более, если страна сама зовет
Вам будет интересно:
Маршрут из Москвы в Турцию на машине
Расстояние из Москвы до конечной точки прибытия друзей в Турции приблизительно 3000 км.
Весть маршрут такой: Москва (Подольск) – село Новые Юрковичи граница с Украиной – порт в Черноморске – Турция порт Карасу Лиманы – Анкара – пункт назначения провинция Мерсин поселок Ташуджу (махалле Ташуджу)
Друзья выбрали маршрут поездки на машине в Турцию из России осенью 2020 года через:
- Москва (точнее из Подольска), далее до границы России с Украиной село Новые Юрковичи
- Ночёвка после Киева отель Саби– далее в порт в Черноморске недалеко от Одессы, далее
- Паром через Чёрное море (порядка 650-700 км плыть),
- Турция — прибытие порт в Карасу Лиманы, далее
- Анкара
- Махалле Ташуджу конечный пункт
Кто имеет право выехать в 2020 году и как это сделать
В 2020 году из-за коронавирусной истерии практические все границы для туризма закрыты. Особенная проблема — это сухопутные границы. Если полет в Турцию не представляет никаких сложностей, то выехать на машине за пределы нашего государства — задача не из лёгких. Вот вам и свобода предвидения и железный занавес. Турция для въезда полностью открыта. Россия же дала возможность вылететь туда по туризму, а сухопутно на автомобиле выехать сейчас из нашей страны осенью 2020 году могут только те, кто имеет гражданство Турции, или вид на жительство, или разрешение на работу, или по учёбе, или по лечению.
Выезд таким образом пока разрешают однократно, но есть нюанс, что если ехать через разные пограничные посты, то могут пропустить снова.
Документы необходимые для въезда на машине в Турцию
Следующие документы понадобились друзьям для того, чтобы въехать на автомобиле в Турцию из России осенью 2020 года:
- Грин карта на машину Турецкая (страховка ОСАГО на автомобиль для поездок заграницу) . Лучше оформить заранее в России, чтобы на границе не тратить на это время
- Страховка от коронавируса на 14 дней для Украины. Тоже лучше оформить заранее, онлайн не выходя из дома через проверенный нами ресурс
- Тест на коронавирус не нужен, никто его не требовал
Как ввезти машину в Турцию, растаможка или внесение депозита
Власти Турции для только что получивших вид на жительство в Турции дают 2 года ездить на ввезённом автомобиле без растаможки и внесения депозита. А ввезти авто дают всего в первые 6 месяцев после получения ВНЖ. С учетом закрытых границ в период с марта по июль, сделать это ребятам было не просто. Протянули почти до последнего, но короновируса никто не ждал, вот и законодательство не стали под него переписывать.
Если после 2 лет использования вы решили оставить своё авто в Турции, то придётся его растаможить или внести депозит за него, чтобы можно было на нём ездить в Турции. Иначе его нужно вывозить в Россию.
Внесение депозита – эта одна из возможности ездить на авто не переоформляя его в Турции. Но сумму депозита решают и говорят вам Турецкие власти и она может быть любой, например, 50 тыс. долларов. Эти деньги необходимо будет положить в банк и заморозить на счёте. Лежать они там должны всё время, сколько хотите ездить в стране на машине. Если решите выехать, то депозит возвращают полностью.
Рассказ друзей о дороге в Турцию на машине
Наши друзья описали дорогу в Турцию на машине в октябре 2020 года. Как пришлось пол дня потратить на проезд границы России и Украины, какие дороги и впечатления от поездки, от переправы на пароме через Чёрное море, от поездки на своей машине по Турции.
Дорога из Подольска до границы России и Украины – Новые Юрковичи
Первая часть дороги до границы с Украиной прошла удачно. Худо бедно дороги в стране ремонтируют, причем не точеченым ремонтом, а перекладывая их полностью. На выходе получаются прекрасные трассы такие как М3, по которой ехали ребята, но и дороги в Питер, в Краснодар и Беларусь ничем не уступают этой трассе.
Выехали в 6.30 утра из Подольска, в 14.40 были на границе, пост «три сестры», более правильное название Новые Юрковичи. Останавливались до границы один раз, минут на 15. Попить кофе на заправке. Состояние дороги отличное, никаких заплаток, ям и прочей «прелести». Короче доехали без проблем.
Вам будет интересно узнать про другие популярные трассы России:
Прохождение границ России и Украины на машине осенью 2020
Последний раз Украинскую границу мы проходили в 2013 году по дороге в Крым. Тогда это была классическая граница между Белгородом и Харьковым с огромным потоком автотуристов. Начиная с 2014 года нам не удалось посетить Украинской границы. Новый 2020 год добавил сложностей, теперь не только нужно объяснить СБУ цель посещения страны, но и доказывать нашим пограничникам, как посмели сбежать из под железного занавеса. Впрочем, после поездок по пропускам внутри Москвы и Московской области уже ничему не стоит удивляться.
Первое препятствие на пути российские пограничники. Те самые милые ребята, которые в былые времена даже голову не всегда поднимали, чтобы взглянуть на автомобиль, выезжающий из Рф на российских номерах, в 2020 году ведут себя совсем иначе. Сейчас главная сложность уехать из страны — это пересечь нашу границу. Если на самолете в разрешенные страны это делается без проблем, то сухопутные границы на замке и под бдительным оком. В общем просто не будет.
Далее прохождение границы России. Вот тут уже не без приключений. Очереди не было вообще, мы заехали и нам сразу сказали, что будет досмотр и без вариантов. Деньги даже можно не пытаться предлагать. Дохлый номер. У нас была полная машина и ещё бокс, выгружали всё. Все коробки показывали, машину досматривали, потом грузили все обратно. Дальше паспортный контроль. Мариновали нас полтора часа, т.к. сухопутная граница по-прежнему закрыта, должны быть основания для выезда. У нас это Внж Турции, но они карточку Кимлика (Внж) не видели ни разу, поэтому долго разбирались и не хотели нас выпускать. В итоге мы уже начали скандалить, и очередь за нами тоже приличная собралась, поэтому выпустили.
Покинуть границы России оказалось мало. Не менее интересное приключение и новые часы ожидания ждут всех желающих посетить Украину. Даже имеющим на то все основания. Даже транзитом.
Дальше граница Украины, там заполнили бумажку на въезд и транзит через страну, плюс заранее оформили страховку от ковид на 14 дней. Досмотр был жёсткий, опять всё выгружали, залезли везде, где можно и нельзя, даже с собакой проверили на наркотики. Спрашивали посещали ли мы Крым и Донбасс после 2014 года. Про Крым понятное дело нужно отвечать, что не посещали. 3 часа там провели на этой границе.
После прохождения границ ребята направились в сторону Киева, чтобы после него отдохнуть и переночевать в отеле, т.к. границы и последующая дорога оказались изнурительными.
В следующей статье продолжу рассказ про дорогу друзей в Турцию на машине и интересные Турецкие нюансы, читайте далее:
Лайфхак: как можно доехать на машине до Турции
Путешествия на своём автомобиле в Турцию становятся всё актуальнее для жителей России. Это объясняется малым временем поездки, возможностью остановиться в любом месте и позагорать или искупаться, а также посетить парки, насладиться красотами руин древности и крепостей.
Туристов заинтересуют вопросы о наиболее выгодных маршрутах, затратах на автотрип, правилах пересечения границ и подготовки документов, а также рекомендациях по посещению интересных мест.
Как доехать до Турции на машине — лучший маршрут из России
Самостоятельно проехаться до курорта будет особенно актуально и удобно людям, проживающим на юге и в центральных районах. Достигают границы несколькими маршрутами. Чаще используют путь через территорию Грузии.
Маршрут из Грузии
При пересечении КПП не нужно сообщать о планах своей поездки, вполне достаточно назвать цель путешествия — туризм. Прохождение таможни ночью значительно ускоряет время процедуры.
Днём проверка длится пару часов, осуществляется поверхностный осмотр автомобиля. У водителя должна быть страховка международного образца, регистрация на авто. Следует подготовиться к более скрупулёзной проверке транспорта у границы Северной Осетии и кабардино-балкарской территории.
Бензином лучше заправиться под завязку во Владикавказе и приобрести дополнительную канистру с топливом, так как далее цены окажутся на порядок выше (Турция также вас удивит этим).
Самой бюджетной ночёвкой с романтическим антуражем будет автокемпинг и ночлег в машине. За него потребуется заплатить 8 лар/ночь.
Чтобы доехать в Турцию на машине из России и получить удовольствие от поездки, не забудьте, что попутно можете посмотреть несколько интересных мест.
По трассе до Батуми можно купить вино, лучше выбирать напиток в стеклянной таре — он более качественный. На территории города стоимость алкоголя возрастёт в два раза. Также нет причины посещать ради этого напитка Кахетские винодельни, аналогичный товар по меньшему ценнику реализуется местными сетями супермаркетов, которые ещё встретятся по дороге до Турции.
Для заправки лучше использовать компании Wissol или Лукойл.
Чтобы лучше добраться на машине до Турции из Москвы есть наиболее предпочтительный и популярный маршрут через территорию Грузии:
- Москва;
- Ростов-на-Дону;
- Владикавказ;
- Верхний Ларс;
- Тбилиси;
- Батуми;
- Самсун;
- Корум;
- Анталия.
За КПП находится перевал. Этот участок дороги потребует качественного антифриза или хотя бы воды.
На турецкой границе нужно будет предъявить грин-карту. Она стоит 4700 р./месяц, приобретается перед путешествием или на месте в пункте контроля. Подойдут права стандартного образца. Возле Средиземного моря лучше остановиться на ночёвку, выбрав один из отелей. За сутки придётся отдать 100 лир за сервис двух или трёхзвёздочный.
Так как качество дорожного полотна здесь отменное, можно проехать в Турцию по городам, передвигаясь со скоростью 80 км/ч (если нет ограничителей до 50 км/ч). За городом можно поднять скорость до 90 км/ч, но соблюдать осторожность при переезде по горным серпантинам.
Чтобы без проблем доехать из Москвы до Турции на машине потребуется хороший бензин. Его качество здесь высокого уровня, рекомендуются марки Shell и Opet. Дизель — 70 р., бензин — 82 р. Для оплаты топлива подойдёт карта Сбербанка.
Дорожные тоннели на всём пути из России в Турцию следует проезжать осторожно, с меньшей скоростью — в них плохое освещение и можно случайно наскочить на различный мусор. Если неприятность всё же случилась, местные жители охотно помогут с заменой колеса.
Через Болгарию
Некоторые путешественники выбирают маршрут по территории к западу от Чёрного моря. Проезд через Болгарию окажется дороже и длиннее, чем поездка из Грузии. Чтобы опасть на территорию стран, относящихся к ЕС, потребуется оформить визу (этот момент не важен для обладателей Шенгенской визы).
Сократить расстояние позволит выбор трассы Украина — Молдова — Болгария. Есть и другой вариант: проехать через Белоруссию, затем Польшу, Словакию, Венгрию, пересечь Сербию (Румынию) и Болгарию.
Паром из Сочи
Доехать до курорта через Сочи довольно просто, но затрат потребуется больше, чем на других маршрутах. Нужно узнать расписание парома, транспортирующего авто.
Билеты покупаются с 10 до 18 часов за день до предполагаемого отплытия. Можно приобрести их с 9 часов и в дату отправки. Стоимость 4-5 тыс. р. на одного человека. Легковые машины провозятся минимум за 13500 р., внедорожники — 16500 р., микроавтобусы — 20 тыс. р.
Опытные путешественники рекомендуют приехать к парому не менее, чем за 7 часов до отплытия. Переплавление по морю продолжается 12-18 часов. Все пассажиры постоянно находятся на палубе, отдельных кают нет, этот момент стоит учитывать при планировании тура.
Еда включена в цену билета, но её качество и количество не выдерживает критику туристов, поэтому лучше заранее приготовить перекус и напитки.
Как проехать границу в Турции на машине — основные правила
Для перехода через границу жителям России виза не нужна. Свободно находиться в стране можно два месяца. Для продолжения отдыха достаточно выехать за рубеж и вернуться обратно, обнулив период пребывания.
При себе требуется иметь страховое свидетельство международного образца и полный комплект документов авто.
Беспошлинный ввоз включает следующие предметы:
- не больше 600 сигарет;
- 1 л спиртного крепостью от 22%;
- 2 л слабоалкогольных напитков;
- до 1 кг кофе, шоколада, чая.
Турция на машине: что успеть посмотреть
Ценителям истории стоит посетить Стамбул, богатый уникальными храмами, красивыми домами. Особенно заслуживают внимания районы с достопримечательностями Фатих, Бейоглу и Бешикташ.
В столице Турции — городе Анкара стоит прогуляться по старому рынку Grand Bazaar, который славится керамикой, фонарями, украшениями, специями, коврами. Будет интересно изучить собор Святой Софии – крупный культурный памятник Стамбула, посетить мечеть Султана Ахмеда.
Кроме столицы, есть другие увлекательные части страны:
- Красивые природные пляжи Даламана.
- Гурманам стоит оценить местную кухню в Калкане.
- Больше узнать о мифологии можно в Майре.
- Любопытно взглянуть на турецкую версию Атлантиды – затопленный город Кекова.
- Увлекательная смесь истории и мифологии Дальяна, где расположились усыпальницы The Rock Tombs.
- Уличный музей Гёрема.
- Древний комплекс монастырей Каппадокии, основанный во времена Византийской империи.
Сколько ехать по времени
Путь из Грузии составляет 3700 км. Продолжительность поездки зависит от стиля ведения машины, времени остановок. В среднем она может составлять до трёх суток.
Выезд из других населённых пунктов:
Город выезда | Время в пути | Расстояние до грузинско-турецкого КПП «Сарпи», км |
Екатеринбург | 2-3 суток | 2947 |
Санкт-Петербург | 1,5-2 дня | 2743 |
Нижний Новгород | 1,5 дня | 2166 |
Казань | 1,5-2 суток | 2030 |
Самара | 27-33 ч | 2027 |
Москва | 1,5-2 дня | 2020 |
Воронеж | 23 ч | 1523 |
Ростов-на-Дону | 14 ч | 943 |
Ставрополь | 13 ч | 788 |
Краснодар | 14 ч | 687 |
Цены в отелях
Бронировать номера заранее не обязательно, но не лишним будет узнать о ценах комнат для разных населённых пунктов. На лето 2020 года суточные ценники следующие (в долларах):
- Трабзон – от 19;
- Мерсин – от 19;
- Аланья – от 23;
- Гёреме – от 23;
- Анталья – от 13;
- Стамбул – от 19.
Преимущества и недостатки поездки
Плюсы поездки на отдых в своём автомобиле:
- Более увлекательный автотрип, чем перемещение на поезде или самолёте.
- Возможность оценить множество привлекательных пейзажей и исторических построек.
- Шанс попасть в места, недоступные для городского транспорта.
- Передвижение на высокой скорости без опасения получить штраф.
Возможные минусы:
- Значительные траты на бензин – составляют примерно половину общего бюджета.
- Трудности поиска недорогого жилья на месте прибытия, требуется предварительное бронирование для экономии.
- Частые очереди у пограничных пунктов, особенно актуально для российско-грузинских КПП.
Советы: как сэкономить
Всё предусмотреть невозможно, но несколько полезных советов помогут лучше подготовиться к отдыху, сделают путешествие более приятным:
- В любом курортном городе доступно для съёма комфортное жильё. Двухместный номер можно арендовать за 20-30 долл. Но лучше продумать заранее возможные остановки для ночлега и оформить бронь, чтобы избежать лишних забот в будущем.
- Для экономных туристов хорошей альтернативой отелю станет палатка. Для таких случаев предусмотрены кемпинги. Их можно встретить в Чиралы, Гёреме, Айвалике, Трабзоне, Месудие, Фатихе. Поставив собственную палатку в лагере, можно пользоваться общей кухней, санузлом.
- Перед отправлением нужно изучить сайты автосервисов, соответствующих марке используемого авто, чтобы при поломке можно было быстро решить проблему, не расходуя лишних денег.
Сайт Sravni.ru предлагает выгодные страховки от известных компаний.
Для подбора бюджетного, комфортабельного номера подойдёт сервис RoomGuru.ru. Он осуществляет поиск по большому количеству баз отелей. С этой целью также рекомендуется использовать одноименное приложение RoomGuru для смартфонов. Оно поможет снять жильё даже после прибытия.
Отправляясь отдыхать на автомобиле, нужно подготовиться к возможным внеплановым расходам и неприятным ситуациям в дороге. Но все трудности окупятся незабываемыми впечатлениями от посещения интересных мест.
В Турцию на машине: поездка и путешествие через Грузию
Отчет о поездке на машине в Турцию через Грузию в 2018 году. Достопримечательности Турции, советы туристам, особенности путешествия на машине, отзывы и фотографии.
Подготовка
Добрый день всем, кто путешествует на своем автомобиле, и тем, кто только собирается. Всем любителям ближних, средних и дальних маршрутов. Лето действительно пролетело очень быстро. В этом году оно жаркое. Отдыхать и загорать на матушке-реке Волге было приятно и комфортно. Но наступил сентябрь. А на этот месяц мы запланировали поездку на собственном автомобиле в солнечную Турцию. Это уже наш второй вояж в эту страну. Ровно год назад, в сентябре 2017 года, мы вдвоем с женой проехали на автомобиле Лада Калина Кросс по маршруту:
Энгельс (Саратовская область) — Волгоград — Элиста — Минеральные Воды — Владикавказ — Верхний Ларс — Степанцминда — Божоми — Ахалцихе — Вале — Эрзурум — Эрзинджан — Сивас — Кайсери — Гереме — Конья — Памуккале — Фетхе — Олюдениз — Анталья — Кызылот — Конья — Кайсери — Такат — Унье — Трабзон — Батуми — Кутаиси — Владикавказ — Пятигорск — Волгоград — Энгельс. Протяженность маршрута составила 6900 км.
В этом году были внесены изменения. Во-первых, нас стало трое. К нам присоединилась Татьяна, которую я пригласил. Это моя тетя из Казахстана. Очень жизнерадостный и энергичный человек. Ей понравился отчет о прошлогодней поездке. Все-таки втроем веселее да и мест всем хватило. Во-вторых, мне не понравилась загруженность трассы и огромное количество населенных пунктов на турецком черноморском побережье. Скоростной режим почти везде в пределах 90 км. Устаешь от заторможенной монотонности передвижения в автомобильном потоке. Каких-то 450 км ехали около 7 часов. Это что касается самой дороги. Если же в плане интереса, то есть на что посмотреть.
Пограничный переход Сарпи, турецко-грузинской границы, который мы проходили при выезде из Турции, как муравейник. Чем-то напоминает Верхний Ларс по загруженности. Может только быстрее пропускная способность. Поэтому решили въезд и выезд из Турции через Вале-Пософ.
В прошлом году мы отдыхали и загорали в Олюдениз 5 дней, и 4 дня в Кызылот. В этом решили в Айвалык, Датча и Адрасан. Начать с севера Эгейского моря, поехать на соприкосновение Эгейского со Средиземным, и завершить отдых в Анталии, рядом с Кемер. Очень хотелось снова в Кызылот. Так и получилось, потому что во время поездки внесли изменения, о чем позже.
Итак, начинаем готовиться к поездке в Турцию на автомобиле в сентябре 2018 года. В декабре 2017 года поменял Калину на Lada Xray. Всем это делать необязательно. Взамен штатной аудиосистемы воткнул китайскую мультимедиа, которая стояла еще на Калине, и хорошо зарекомендовала в предыдущей поездке. В январе 2018 г. установил на автомобиль газовое оборудование. Конечно не ожидал, что цена на газ за 8 месяцев вырастет на 8 рублей, но все же разница с бензином в 15 рублей ощутима. Использование газа дает большую экономию особенно в дальних поездках.
Выбирая места для пляжного отдыха, ставили в приоритет небольшие поселки вблизи известных курортов с недорогими двухместными и одноместными номерами, в стоимость которых включен полупансион, или хотя бы завтрак. Выбор пал на север Эгейского моря, Айвалык с пляжем Сарымсакли. Правда это все-таки город. Но российским туристам мало известен. Датча и Адрасан, маленький город и поселок, рядом с известными курортами Мармарис и Кемер соответственно. Наш бюджет ограничен. Хотелось получить максимум удовольствия за определенную сумму. А ведь еще перед поездкой предполагались значительные расходы.
В августе-сентябре подошло время первых ТО и на автомобиль, и на газовое оборудование, которое в лето стало работать далеко не идеально. Так и пришлось заменить рампу по гарантии. Перед поездкой накупил расходных материалов (моторное масло, тормозная жидкость и т.д.). Проверил наличие и исправность домкрата, компрессора. Обязательны светоотражающие жилеты и два знака аварийной остановки.
На телефон скачал Яндекс.Переводчик с офлайн-переводом с русского на турецкий. На большом китайском интернет – сайте приобрел автомобильный вайфай роутер, чтобы быть всегда на связи. Еще в 2017 году оформил международное водительское удостоверение (МВУ), которое действительно только с российским ВУ и выдается на 3 года. Еще раз повторюсь из предыдущего отчета, что ВУ РФ, выданные после 1 апреля 2012 года, являются международными на территории стран подписавших Венскую конвенцию. Турция ее не подписала. Дорожная полиция Турции при проверке документов МВУ не требует. Но закон никто не отменял.
С 1 марта 2018 года Грузия ввела обязательное страхование для всех видов транспортных средств иностранных государств, въезжающих на ее территорию. Поэтому к Гринкарте для Турции прибавилась ОСАГО Грузии. Автополис на Грузию оформил онлайн на сайте www.tpl.ge. В Альфастраховании оформил гринкарту и полисы страхования жизни и здоровья на Грузию и Турцию. Я не стал экономить на полисе для Грузии, хотя предполагался транзит в обе стороны. Сделал так: трехдневный полис на проезд через Грузию в одну сторону, полис на 14 дней для Турции, трехдневный полис на проезд через Грузию в обратную сторону. Вид полюсов, — эконом для Грузии, классик для Турции. Классик более расширенный, и включает определенную юридическую помощь. Гринкарта и ОСАГО сроком на 15 дней каждая.
Энгельс — Волгоград, 430 км
Все готово к поездке. Маршрут проложен, всё необходимое взято, упаковано и уложено. В нашем распоряжении всего 17 дней, из них 11 для отдыха, вместе с днями приезда и отъезда. Поехали!
13 сентября 2018 года в 15.40 ч. (время Саратова и Тбилиси), Я, Марина и Татьяна, на автомобиле Лада Xray 2017 г.в.,1.8, 122 л.с., передний привод, газовое оборудование Диджитроник Макси 2, газовый балон на 53 л., пропан, выдвигаемся в сторону Волгограда, где у нас запланирована первая ночевка. К сожалению, утром стартануть не получается, т.к. в день отъезда жена еще работал. Саратов проходим без пробок. Трасса Саратов-Волгоград не загружена. Добираемся за 4 часа. По Волгограду около двух часов.
Заправляю машину пропаном. Цена приятно удивляет. На 3 рубля дешевле чем в Энгельсе. Заселяемся в трехместный номер РАМ Отеля, куда мы добрались в половине десятого уже по московскому времени. Хороший номер. На этаже кухня со всеми удобствами. Всё необходимое в номере. Правда сам отель расположен на выезде в сторону Астрахани. Но до трассы на Элисту всего пять минут. Размещаемся, отдыхаем, строим планы на следующий день. Смотрим места ночевок около Мцхеты и в Боржоми.
Анализируя прошлую поездку, я снова решил, что отели для остановки на ночевку, бронировать не будем. Что из этого получилось — расскажу дальше. С Волгоградом проще, он рядом. Посмотрел в «Букинге» цену, нашел сайт отеля в Яндексе и позвонил. Разница в 200 рублей в пользу звонка.
Волгоград — Ашури Грузия, 800 км
6 утра. Самые смелые планы на сегодня бодрят душу. Мцхета, Боржоми, как красиво они звучат.
Красивый восход солнца
Одни степи сменяются другими. Впереди Калмыкия. Едем на Элисту. Полчаса по объездной. Город остается справа. На выезде останавливаемся размяться и перекусить. Первые два дня питаемся тем, что взяли с собой в дорогу. Примерно один и тот же набор каждый год. Свежие овощи и фрукты, нарезка сырокопченой колбасы и сыра, хлеб, термос с чаем. Далее едем на Благодарный и Александровское.
Дорога на Элисту
Дорога разная по качеству, без ям, но примерно 80 км после Элисты сильно раскачивает на неровностях. Движение машин минимальное. Поэтому не напрягаешься. Вот и Минеральные Воды. Уходим на федеральную трассу Кавказ, и так до Владикавказа. Заминок нет, все по намеченному графику
Дорога на Владикавказ
День. Около 16.00 по Москве. Заправляемся бензином и газом до полного. Если сравнивать цены на бензин, то от Саратова к границе они растут. На газ, в Саратове самый дорогой, в Северной Осетии чуть ниже. В Волгограде самый дешевый. Обедаем. Готовимся брать Верхний Ларс штурмом.
Верхний Ларс – он Край Земли
Он рубеж, черта, преграда
Не пройти, не проползти
Там в горах везде засада
Можно только на авто
Да, забыл, и вело-, мото-
Все же лучше, чем ничто
Лишь бы повезло нас что-то
Так доехать полбеды
Остальное перебраться
Не щадим мы животы
Только бы черед дождаться
А грузины заждались
Киснет чача выдыхаясь
Наконец-то прорвались
Грузия, теперь держись
Стоя пьем на вас равняясь
Дорога на Верхний Ларс
Перед шлагбаумом мы стоим 10 минут и въезжаем на российскую часть. Везде машины. Постепенно распределяются для проезда через в одно из нескольких КПП. Я встаю к ближнему КПП. Через полчаса оно закрывается, и приходится перестраиваться в соседнее. Не так-то просто. Я примерно 12-ый. Это же нужно умудриться через проход где мы встали пропустить 12 машин за 4 часа. Медленно уплывали Батуми и Мцхета.
Грузинскую прошли быстро. Время позднее. Проехали несколько населенных пунктов. Дождь, темень. На дороге блики, видно плохо. Проехали Степанцминду. Впереди Арша. Справа от дороги увидели отель. Терги. Останавливаемся. Не стоит в такое время и в такую погоду, с таким настроением лезть на Казбег. Нас встретили хозяин с помощником. Мы немного пообщались, заказали завтрак. Ушли в номер. В отеле пусто, в номере очень прохладно. Сезон уходит.
Арша — Эрзинджан, 820 км
Утро началось с сюрпризов. Хозяин с помощником проспали. Минут 40 я их искал, а еще пытался вынести вещи чтобы погрузить в машину. Отель был закрыт, и выйти на улицу невозможно. Наконец они появились. Мы извинились, что не сможем позавтракать. Около 7 утра уехали. У арки «Дружба народов» фотографироваться не захотели. Пообещал накормить в первом же приличном кафе. Это случилось в Ананури!
Утро в горах Грузии
Кафе в Ананури
У самой дороги кафе, очень приличное, светлое, симпатичное. Вкусный куриный супчик, хачапури, салат, чай и кофе. Все очень вкусно. Особенно суп, на третий день поездки. Огромный привет и спасибо.
Накануне вечер в хлам
На границе тьма народу
Взгляд недобрый, шумно, гвалт
Вот кому-то лезут в морду
Не застрять бы до утра
Дождь и скользко в непогоду
До чего ж дорога зла
Под колеса плещет воду
А ведь нужно лишь чуть-чуть
Утром солнце, суп куриный
Вот мещанская же суть
На пути дороги длинной
Распогодилось. Прекрасный день. Красивая страна. На хвосте пристроилась патрульная машина, какое-то время проверяя по базам наличие страховки и каких-либо штрафов. Обогнали и уехали. Перед Мцхетой свернули на автостраду Тбилиси-Батуми.
Автострада Тбилиси-Батуми
Остановились у лотка с фруктами. Татьяна купила в дорогу. Снова на кольце уходим теперь уже на Боржоми и Ахалцихе.
Дорога на Боржоми
Ахалцихе. Крепость Рабат. Впечатляет даже издалека
Но увы, не до красот. Первые два дня пройдено очень мало. На сегодня и завтра остается в сумме больше 1700 км. Да еще два очень сложных горных участка. На выезде из Ахалцихе, напротив крепости, газовая заправка, как мне показалась единственная заправляющая пропаном. Заправляемся. Цена около 45 рублей. Дальше грузино-турецкая граница. Полчаса со всеми нюансами. Мы в Турции.
Грузино-турецкая граница
Сразу напишу какой курс. Лира к рублю 1-11.5. Евро к лире примерно 1-7. Доллар к лире 1-6. Бензин премиум 6.5-7 лир. Газ пропан 3.2-4 лиры. Газ дороже всего в горах и на побережье. Разбег в цене около 9 рублей за литр. Бывает даже в одном городе на АГЗС на въезде одна цена, на выезде на 0.3-0.4 лиры дороже, и наоборот. Поэтому, если быть внимательными вполне возможно укладываться в 3.5 лиры. Особенно это касается г. Конья. Лучше заправиться перед въездом в город. На выезде, в сторону Анталии АГЗС нет. Только через 10-20 км., но уже цена почти в 4 лиры. А впереди 200 км перевалов и серпантинов. Вся эта статистика на вторую половину сентября 2018 года.
Навигатор настроен, маршрут построен. Впереди 350 км до Эрзурум. Первый большой город на востоке Турции. После Ардахана начинаю понимать, что в прошлом году ехал на Эрзурум более сложной дорогой. Уже вечером в отеле разобрался, что от Ардахана ушел не на Отлу, а на Карс. Вышло немного дальше, зато дороги не сравнить. Скорость в среднем 100 км. Если в прошлом году пол восьмого вечера были только в Эрзурум, то в этом на 200 км дальше, в Эрзинджане. Снова не бронируем. Решили ехать в отель Эриза в Эрзинджане. Не нашел прежние ориентиры. Проехал поворот. Полчаса поиска и мы на месте.
Захожу, объясняю на пальцах, что нужен трехместный номер. Администратор показывает на прайс. Читаю. Трехместный номер 250 лир за сутки. Дороговато. Хотя отель приличный, востребован, и в центре большого города. В оффлайн переводчике пишу, что был здесь год назад, тогда сделали хорошую скидку. Администратор, прочитав, сразу же пишет на листе 210. Киваю головой. Осматриваю номер, и ухожу за дамами к машине. В принципе устал не особо. Если бы не моя оплошность, то можно было бы прогуляться по городу. Татьяна и Марина так и сделали. Я остался в номере.
За три дня пройдено очень мало. До Айвалык больше 1300 км. Останавливаться на еще один ночлег, это уже слишком. Нужно ехать в Кызылот, в Грюн, к Эркану. 960 км. Вполне реально. Придется менять весь маршрут дальнейшего следования. В интернете нахожу сайт отеля. Забиваю себе в телефон указанный номер. Ватсап сразу отреагировал — набираю сообщение и отправляю Эркану. Нужны две комнаты на два дня. Приеду поздно вечером 16.09. Через какое-то время приходит ответ. Ок. Ну вот и чудненько. И девочки не против. Только жаль, что не увижу все побережье Эгейского моря. Еще и новым маршрутом хотелось проехать.
Эрзинджан — Кызылот, 960 км
Завтрак за счет заведения. Но поздний. Не хочется заканчивать поездку к морю по перевалам в темноте.
Мне очень нравится дорога от Эрзинджан до Сиваса. Больше 240 км. Множество спусков и подъемов, с поворотами и затяжными тягунками. На газу мощности двигателя немного не хватает. Переключаюсь на пониженную. На равнинных участках держу 110-130. Обращаю внимание, как ведут себя местные водители при прохождении населенных пунктов. Не очень хочется терять скорость и драгоценное время. Столько различных видов, горных пейзажей. Я попросил Татьяну сделать больше фотографий чтобы потом выбрать лучшие.
Горные пейзажи Турции
Еще вчера днем на дорогах начали появляться блокпосты с военной жандармерией, полицией, и людьми в штатском. На одном остановили и досмотрели салон. Спрашивали, нет ли пассажиров турков.
Сивас проходим быстро. Типичный областной турецкий город. Наверно есть свои достопримечательности. Как и везде. Если кто увлекался сериалом Великолепный век, то в Сивас можно посмотреть мечеть Абдулвахаби. Место захоронения Баязед, сына Сулеймана Великолепного. Там же похоронены и четыре сына Баязеда. Я не уточнял, что за мечеть на нашем снимке.
Сивас
Сразу после Сивас — большой мотель с потрясающе красивой территорией. Невозможно проехать мимо, не обратив внимания. Это маленькая экскурсия в сказку. Зона отдыха, шведский стол, все на открытым воздухе. Приятно удивила беседка в стиле православного купола, и покрашенная под сусальное золото. Заслышав русскую речь, чай нам подали в самоваре, чем несказанно нас удивили и порадовали. Потерянный завтрак в гостинице компенсируется, хоть и за отдельную плату, но с огромным удовольствием. К жене подошел молодой парень из персонала, увидев скромный набор вкусностей на ее блюде. Объяснил, что можно все, на сумму оплаты не влияет. Марина улыбаясь ответила, что этого достаточно. Почти час получали удовольствие, находясь в этом комплексе.
Мотельный комплекс
С хорошим настроением вперед к морю. Дальше равнина. Горы расступились и отступили. Кайсери-Невшехир. Нет времени на Каппадокию. Причудливой формы горы остаются в стороне, а воздушные шары ждут следующего утра. Аксарай – Конья. Кайсери и Конья – два города миллионника. Конья проходим по промзоне. Очень грязно. Мусор. Какое-то подобие зеленых зон под толстым слоем дорожной пыли. Вообще, обочины вдоль дорог полны мусора.
Впереди Анталия. Но сначала горы, перевалы и серпантины. Почти 200 км. Закладываем виражи аж дух захватывает. Скорость на коротких прямых участках иногда и за сотню. Переключился на бензин, чтобы быть в тренде. Никто не плетется, кроме тех кому предписано. Сплошная соблюдается только на самых опасных участках или при приближении встречного транспорта. Иначе вся эта масса авто встанет на каком-нибудь затяжном подъеме. Не верится, что преодолели за 2,5 часа. Вот и Средиземное море, Анталия, Манавгат, Кызылот.
Два дня в Кызылот
Вместо предполагаемого позднего заезда, мы были на месте в 18.30. Проехали почти 1000 км за чуть более чем за 12 часов. Даже успели к ужину. Эркана на месте не оказалось, и нас встречал и размещал его младший брат. Татьяне достался трехместный номер. Мы же заселились в двухместный, тот же самый, в котором жили в прошлом году.
Еще с вечера нас ждал сюрприз. На стоянке отеля встретили автопутешественников, Александра и Марину из г. Чайковский Пермского края. Они в дороге еще с конца августа. В Грюн попали, прочитав мой отчет о прошлогодней поездке на сайте РуДороги. Приятно очень. Ребята классные! Легкие на подъем и в общении. В своих многочисленных поездках на автомобиле побывали более чем в 30 странах. Им респект, здоровья и удачи! Эркан приехал к ужину. Были рады видеть друг друга.
Я на пенсию хочу
Да не просто так, — с Газпрома
Выходные получу
Сразу на покупку дома
С банькой русскою в лесу
Черным цветом Форд Мондёва
Разве многого прошу
Может быть… а что такого?
Путешествовать хочу
Ни коротких две недели
Только музыку включу
А они уж пролетели
Мне бы вдоволь, пять недель
К туркам, к морю, до икоты
Вот тогда-то и теперь
Я почувствую хоть что-то
Жизнь прекрасная вокруг
Хошь на отдыхе, хошь дома
Вам завидую чуть-чуть
Пенсионеры из Газпрома…
Закат над морем
Отель Грюн – маленький пляжный семейный отель со своим кусочком Средиземного моря, с бассейном и территорией с тропической зеленью. Ни шума и гама, все размеренно. Покой и отдых… А уж как вкусно готовят турки! Грюн не исключение.
Отель Грюн
Утром оплатили проживание. Хозяин сделал приличную скидку. Два номера за два дня с завтраком и ужином всего за 7000 рублей. Даже дешевле чем год назад. Но это только для нас. Больше так дешево мы нигде не жили…Позже, после нашего отъезда, Александр и Марина перебрались в Сиде. Там нашли жилье за 70 лир в сутки, где и отдыхали до самого отъезда из Турции.
После завтрака, наши соотечественники собрались на рынок в Манавгат. Базарный день. Марина и Татьяна поехали с ними, а я остался отсыпаться. Заодно просматривал отели в Адрасан. Два были очень симпатичны, но дороговато. Где-то к 15 ч. квартет вернулся. Дальше купание в море и интересное общение о житие бытие. Первый полноценный день отдыха пролетел быстро. Ужин, и созерцание на освещенной территории отеля. Букинг в Турции не работает. На Hotel.ru бронирую на 4 дня отель Papirus Адрасан, с 18 по 22.09.
Два дня пролетели быстро. Утром 18-го завтракаем и собираемся в дорогу. Отдохнули. Вижу Татьяне здесь очень понравилось. Особенно цена. Пора посмотреть что-то новое для нас. Не люблю повторяться.
Кызылот — Адрасан
Выезжаем на трассу Мерсин – Анталья. Впереди город Манавгат.
Трасса Мерсин – Анталья
Слева, перед поворотом на Сиде, гипермаркет NOVA MOLLA.
Гипермаркет NOVA MOLLA
По просьбе дам заезжаем. Вчера наша четверка уже заезжала туда, но видимо не ко всему приценились. Небольшой шоппинг, часа на два. До нового места отдыха не очень далеко, поэтому время позволяет. Без покупок никто не остался.
Небольшое отступление на тему сотовая связь и интернет в Турции. Для связи с Россией, как один из вариантов, можно приобрести симкарту одного из местных операторов. Да и интернет раздавать с одного телефона другим. Но есть нюанс. НДС при покупке сим нужно платить в налоговую самому. В противном случае, через определенное время блокируются и карта, и телефон. Например, вы приезжаете на следующий год снова в Турцию с новой сим и этим же телефоном, а они не работают. Более точная информация есть в интернете. Поэтому я решил использовать автомобильный вайфай роутер. Захожу в офис крупнейшего турецкого оператора сотовой связи TURKCELL, и спрашиваю сим для роутера. Озвучивают цену. Очень дорого. Иду к соседям, VODAFONE. 70 лир, за карту и первый месяц общения, меня устраивает. Теперь дамам есть чем заняться в дороге, да и всегда на связи.
Пора ехать дальше. Дорога широкая, отличное покрытие. Приморские города и поселки. Проезжаем город Анталия, столицу одноименного края, так любимого российскими туристами. Отъезжаю немного в сторону и паркуюсь. Пора попить чаю.
Чай на заправке
В Турции на заправках он бесплатный, хоть упейся. Почти везде оборудованы места для отдыха и чаепития. Достаем плюшки и перекусываем. Остаются позади Анталья, Кемер, бухты Чирали, Олимпус, вот и поворот на Адрасан.
4 дня в Адрасан. Чирали.
10 км вниз по узкой извилистой дороге с большим количеством поворотов. Сначала сам поселок, который представляет собой садово-тепличное хозяйство, бедный и неухоженный. Еще больше бросается в глаза сама бухта. Если левая и правая часть прибрежной зоны еще более или менее обжиты и ухожены, то в центре бухты огромный пустырь с зарослями камыша, коровами и козами. Даже представить не мог, что завезу своих принцесс в такую дыру. Я думал меня порвут на мелкие кусочки. А в интернете-то расписаны местные красоты.
Бухта в скалах затерялась
Край забытый в чьих-то снах
Мне случайностью досталось
Побывать на Адрасан
Пятачок почти не хожен
Камыши, следы коров
Не совсем еще ухожен
Тут работы будь здоров
Лишь одно здесь умиляет
Море, солнце, тишина
Далеко скажу до рая
Семеня и ковыляя
И до ада не видна
Бухта в поселке Чирали
Так вот, наш отель Папирус, как один из оазисов в этом месте. До моря метров 600. Нет, сам Папирус очень приличен. Небольшой семейный отель, чистенький, компактный, зеленый, ухоженный, интересный. Но за ворота хоть не выходи. Да и цена проживания явно завышена, как минимум на треть. Мы разместились в трехместном, Татьяна в двух. В номерах стандарт наличие холодильника и чайника не предусмотрено. До поселка, в частности до Мигрос (как наш Магнит), 3 км. Очень интересная деталь, с которой ранее не сталкивался, это выходя из номера и закрывая дверь, во всем номере отключается электричество. Кондиционер отключится, телефон на зарядке оставлять бесполезно. Брелок на ключе – это активатор. Зашел, активировал, все заработало. И еще, если хотя бы одна дверь открыта, на улицу или балкон, кондиционер не включить. Может кто и посмеется, а для меня открытие.
Хватит о грустном. Пляж. Море чистое. В середине пляж песчаный. Слева у скал галька. Справа не был. Марина все прошла. В самой бухте очень ветренно, утром ветер дует с моря на сушу, вечером с суши на море. Сей момент позиционируется, как «эффект естественного кондиционирования». Ходим купаться к скалам. Вдоль берега что-то похожее на набережную.
Обживаемся, купаемся, загораем. Завтрак включен в стоимость проживания. Кафе на берегу нам не понравились, и ужин оплатили в отеле. Каждый день в 15.30 ч. что-то вроде полдника. Чай с выпечкой и сухофруктами. Как уже писал, турки готовят очень вкусно. Но сравнивая с прошлым годом, мясо — рыбный ассортимент уменьшился. Одно, максимум два блюда. Остальное овощи в нескольких вариантах. Это и в Папирусе, и в Грюн. Не знаю, как в отелях с большим количеством звезд, не бывал.
19-го, после завтрака, собираемся в бухту и пляж Чирали. На машине поднимаемся на трассу Анталья – Мугла, едем в сторону Кемер. Вот и поворот на Чирали. И снова спуск к морю с большим количеством поворотов. Останавливаемся примерно в ста метрах от берега, в правой части бухты. Широкий пляж, галька. Чистое море с прозрачной водой. Жара. Народу мало. Два-три часа для загара достаточно. Мы еще не в том тонусе, чтобы целый день валяться на пляже. Хотя я достаточно подготовился на Волге.
Пляж в Чирали
Возвращаемся в отель. Дамы оттаивают понемногу. Отдыхающие в отели почти одни турки. Позже приехали немцы, с лыжными палками, любители ходить по горам. На пляже наткнулись на целую колонию наших соотечественников. Я бы сказал, секту. Разговорились. Оказалось, любители здорового образа жизни, ЗОЖ. Пожелал им здоровья и хорошего отдыха.
В садах поспевают гранаты. Татьяна с Мариной купили по целой авоське.
Гранатовый сад
С раннего утра 21 числа разлетались вертолеты. В бухте на рейде сторожевой катер. На берегу автомашина с локатором. Все спокойно, отдых продолжается.
Адрасан — Мармарис, пляж Капуташ
22.09 утром, в очередной раз собрав вещи, прощаемся с Адрасан, и гостеприимным Папирусом. Впереди Мармарис. Но сначала жемчужина турецкого средиземноморья, красивейшая бухта и пляж Капуташ.
Бухта и пляж Капуташ
Дорога идет вдоль побережья. Прибрежный серпантин. Только успеваешь реагировать на повороты, спуски и подъемы. Очень хорошо помогает навигатор, заранее показывающий всю сложность дороги. Проезжаем приморские города Финике и Демре. Дорога уходит в сторону от моря, и уже возвращается перед поселком Каш. А за ним и Капуташ.
Капуташ
С большим трудом находим на обочине место для парковки. Крохотная стоянка всегда полна автомобилями отдыхающих.
Сама бухта внизу, от дороги к ней ведет довольно крутая лестница. Пляж оборудован всем необходимым. Начиная от лежаков, и заканчивая душевыми и раздевалками. Есть большое кафе. В сезон, здесь всегда много народу. Но толкотни и суеты нет. Одни приходят, другие уходят. Купаемся, загораем, любуемся красотой, и конечно же фото на память. Пора ехать дальше. Жара. Мармарис ждет.
Впереди Фетхие с бухтой Олюдениз, пляжем и парапланеризмом. Анталия осталась позади. Это уже провинция Мугла.
В какой-то момент попадаем на платный участок дороги. Оплачиваем контролеру лирами, не выходя из машины. Отличная дорога, как практически и везде. На указателе Мармарис, уходим влево, к морю. Череда подъемов, спусков и поворотов, и открывается вид на город и море.
Город и бухта Мармарис
С турецкими адресами навигатору сложно разобраться. Помогает роутер, телефон и Яндекс-карта. Вот и Bliss Beach Hotel, западная окраина Мармариса. Бронируя этот отель, привлекла цена, которая ниже, чем у остальных пляжных. Сюда же включен и завтрак. Подхожу к ресепшен, и обращаюсь к администратору, опять же с помощью оффлайн-переводчика, объясняю, что бронировали два номера на сутки.
В данном случае хотел снова сэкономить, и оплатить еще за 3 суток на месте. Не вышло. С кем я общаюсь, далекая от всего. Данных по номерам у неё нет, мою бронь нашла с большим трудом, номера показывать отказалась, с чем я столкнулся впервые. Да еще заявила, что завтрак должны оплатить. Пришлось открывать сайт бронирования. Хорошо, что переводить помогал один из служащих отеля. Пошел смотреть сам. Оплачено. Окна во двор, неуютно. В общем, первое впечатление негативное. Парковки своей нет, пришлось выгружаться стоя на пешеходной дорожке. Так и менял место дислокации автомобиля в зависимости от освободившегося места.
Bliss Beach Hotel и Uysal Motel
Оставили решение всех накопившихся проблем на следующее утро. От предложенного обеда и ужина, стоимостью 70 лир на человека каждый, отказались.
Вперед к морю. Узкая полоска песчаного пляжа. Вся территория поделена между бич-отелями, и заставлена лежаками. У многих свои понтоны. Для посторонних вход платный, 1-2 доллара. Вход в море очень пологий. Нужно пройти до 30-40 метров, чтобы почувствовать глубину.
Море и пляж Мармарис
Мармарис очень красивый город. И днем, и ночью. Особенно его прибрежная часть. Красотой наслаждаешься и отдыхаешь душой. Здесь все подчинено отдыху и туризму. Сентябрь – время, когда молодежи почти нет. Это сезон среднего и старшего возраста. Поэтому течение жизни города замедляется, становится тише.
Мармарис
Улочка к морю
Набережная Мармарис
Очень красивая бухта, вход с моря в которую преградил большой остров. Пешеходные и велосипедные дорожки. Почти у каждого отеля свои прибрежные кафе, из которых прекрасно видна бухта. Да и сами кафе такие же статусные, как и отели.
Вот в эту красоту, со всеми плюсами и минусами, мы и приехали 22 сентября 2018 года. Русских туристов очень много. Наше продвижение от Алании в частности, и Анталии в общем, в сторону Мармарис, Бодрум и Измира, идет семимильными шагами.
Вечером пошли ужинать к соседям, в Uysal motel. Понравилось маленькое, по- домашнему уютное кафе, которое выходило не на набережную, а на тихую улочку. Там как-то всё по-семейному. Еще только подходя почувствовали запах жареной рыбы(balik). Заказали. Еще и салат, и сладкий десерт. Ну очень вкусно. Но цена… Думал ели золотую рыбку. Вернее, три, по одной на каждого. В следующие дни ужинали мясными блюдами. В разы дешевле.
Вот и вечер. Время ярких огней, прогулок по набережной.
Ночной Мармарис
Татьяна и Марина ушли гулять вдоль моря в сторону центра. Я в спортбар, но сначала услышав громкую музыку, и увидев толпу зевак, подошел ближе из любопытства. Зажигательный восточный танец в вечернем ресторане.
Танцовщица в вечернем ресторане
Первый день прошел интересно, насыщенно, с разными эмоциями.
Утром снова проблема. Оплачиваю прожитые сутки. Продлевать не получается. Все забронировано. Мест нет. Сезон в разгаре.
Без лишних эмоций иду к соседу, где ужинали. Сразу переезжаем. Номера небольшие, уютные. Все с видом на море. Правда на первом этаже в номера вход через лоджию. Нам понравилось. Заселяемся, и сразу же уезжаем осматривать дальние и ближние красоты Мармариса: Датчу и Ичмелер.
Кто сказал, что Датча рядом
Кто сказал невдалеке
Даже можно въехать задом
На машине налегке
Я уже три дня в дороге
Я три тыщи намотал
Я б того послал в берлогу
Кто такую чушь сказал
Я проехал пол России
Верхний Ларс и Пософ брал
С тетей Таней и Мариной
Вместе на одной машине
Эту Датчу приближал
Наконец пришла удача
Капля пота как слеза
Нет, конечно то не Вача
И сюда не ехал плача
Просто солнце бьёт в глаза
Ширь и гладь, воды просторы
Морской воздух рвется в грудь
Датча раздвигает горы
Как же здорово мне тут…
Датча и Ичмелер
Дорога в Датчу
Да. Датча, это вам не дача. Хотя кому как. Маленький, симпатичный, приморский городок, в 60 км от Мармарис. Набережная извивается по всей линии между городом и морем. Маленькие кафе, в которых в дневную жару прячутся турки, и пьют чай. Очень много прогулочных яхт и катеров, от маленьких и до больших, морских. Думаю, здесь можно заказать шикарную прогулку в открытое море. Не менее увлекательную чем в Мармарис. Туристов мало. Русскоязычные тоже встречаются.
Мне кажется, Датча недооценена. Но здесь два фактора. Удаленность от основной трассы Анталия-Мугла. Да и красивейший Мармарис, а рядом с ним Ичмелер, больше притягивают туристов. Но Датча это не Адрасан! Даже близкого нет. А какие виды открываются по дороге! Красивейшие бухты. И это ты проезжаешь только 2/3 полуострова. А он протянулся почти на 100 км. Думаю, на самом пике, где открытое море вообще супер! Видели два больших кемпинга в хвойном лесу, на берегу бухт. Все очень красиво. Впечатляет и завораживает.
Набережная Датчи
Пляж Датча
Катера и яхты
Пиде
Море прохладнее чем в Мармарис. Освежает. Думаю, было 22-23 градуса. Прозрачная вода. Правда дамы где-то увидели масляное пятно, но это конечно от катеров. Вход в воду- местами плиты. Пляж узкий. Городской не ухожен. На частных территориях койко-место еще дороже чем в том же Мармарис. Мы часа 3 позагорали на городском, а перед отъездом, в кафе ели турецкий пиде с салатом и приправами.
На обратно пути Ичмелер, пляж, курортный поселок, пригород и жемчужина Мармариса. Это продолжение города в западной ее части. Со стороны Датчи, с трассы мы добирались почти 15 км по очень узкой и извилистой дороге, с хорошим, в большей части новым полотном. Со стороны города 5-10 минут на машине или маршрутке-далмуше. По набережной до окраины Мармариса, чуть больше получаса ходьбы. Очень хороший городской пляж со всеми необходимыми опциями. Купаться и загорать одно удовольствие. Много отелей и гостиниц. Есть места для стоянок. Конечно не у самого пляжа, но не более 5 минут ходьбы.
Бухта Ичмелер
У смотровой площадки
Ичмелер
Набережная и улочка
Из Ичмелер в Мармарис
Второй день на славу. Ужинаем снова в кафе отеля, но уже мясо, фри и салат. Вечером гулять по набережной.
Часть первого этажа Uysal Motel, со стороны набережной, занимает небольшое туристическое агентство.
Ты спроси у Сулеймана
Что такое Мармарис
В голове твоей туманы
Почему всегда ты пьяный
Когда ты вдыхаешь бриз
Ты спроси у Сулеймана
Что такое Ичмелер
Про курортные романы
От чего на сердце раны
И влюбиться здесь не грех
Ты спроси его про море
Берега и острова
Про бескрайние просторы
Как прекрасны летом зори
И задумчива вода
Ты спроси у Сулеймана
Где красивые места
Почему с утра так рано
Мы стремимся все туда
Подниматься рвемся в горы
Ждем корабль на берегу
В глубину бросаем взоры
Воплощаем в быль мечту
Ты спроси его соседа
У хозяина кафе
Где же вкусно пообедать
И подумать в тишине
По-турецки улыбнется
Скажет правду, без обмана
Слов конечно не найдется
И идти опять придется
А скажи ты Сулейману
И друзьям его, привет
И узнаешь здесь и сразу
Лучше в мире места нет
Турагенство
Весь день, 24 сентября, посвятили отдыху и подготовке к отъезду. Пришло сообщение из дома, и нужно было возвращаться, на сутки раньше.
И снова сумки и авоськи
Домой четыре дня пути
Все нужно, и не взять, не бросить
Окончен отдых, не грусти….
Мармарис — Памуккале — Невшехир
Рано утром грузим вещи. Говорим гостеприимному Мармарис до свидания, и покидаем морское побережье. Впереди Мугла. Столица одноименной провинции. Далее путь держим на Памуккале, травертины и природные источники, знаменитые бассейны царицы Клеопатры, развалины красивейшего древнего города. Мы с Мариной уже были здесь в прошлом году. Теперь всё это покажем Татьяне.
Около 10 ч. мы уже на месте. Народу не так много, но автобусы с туристами уже начали прибывать. Погода благоволит, + 27-28. В прошлом году было очень жарко, + 35. Два часа любуемся красотами, фотографируем, в общем получаем удовольствие, находясь в этом прекрасном месте. Но, пора ехать.
Памуккале
Есть огромное желание в первый день доехать до Кайсери, но это очень далеко, а время уже за полдень. От Денизли поехали в сторону города Динар. Это уже равнина. Справа большое соленое озеро.
Соленое озеро
Много небольших текстильных фабрик. А уж магазинов и лавок с этим текстилем, в каждом придорожном поселке по несколько. Время обеда. Пора перекусить. Вот и место подходящее. Кафе с различной турецкой выпечкой, а справа и слева два магазина. Хозяин кафе, видя наш аппетит, и желание, если не съесть, то попробовать, за 30 лир принес полный стол всяких вкусностей. В текстильные магазины я уже не пошел. Еще дома, дорожный багаж полностью заполнил багажник авто. Поэтому покупки Марины и Татьяны были скромны, даже по моим меркам. Затолкали, уехали.
Доезжаем до г. Динар. Нам нужно в г. Конья. Навигатор прокладладывает маршрут через г. Афьонкарахисар. В прошлом году я так и ехал, только в обратном направлении. Конья – Афьонкарахисар – Динар – Памуккале. Открываю Яндекс карты, и нахожу более короткую дорогу, минуя Афьонкарахисар. Динар – Чай – Конья, на 80 км короче. На кольце спрашиваю у молодого турка про г. Чай. Машет утвердительно, и на пальцах показывает, что через 5 км. на развязке, поворот направо. Так и сделали. Сначала небольшой ремонт, а потом хорошая двух полоска, и почти без транспорта. Ну потерял 5 минут. Зато укоротил маршрут на 80 км. Перед г. Чай сворачиваем направо на автостраду, и до г. Конья. Уже перед городом заезжаем на заправку. Дамы увидели кафе. Пора ужинать. Заказывают жареную рыбу. Надеюсь не золотую…. Очень вкусно. Каждому по рыбке, а еще салат, хлеб и чай. Все от пуза. И всего 55 лир. Я не рыбак, и не нашел отличия между рыбой в Мармарис и в Конья. Во всяком случае по виду и вкусу.
Время обеда
Конья позади. До Кайсери больше 300 км. Дорога знакомая, но уже вечереет. Еду пока есть силы и желание. Через час стемнело. Проехали Аксарай. Впереди Невшехир, Каппадокия. Яндекс показывает, что в городе, недалеко от трассы отель. Можно конечно и в Гереме, это совсем рядом. Но мы настроились ехать домой, и решили обойтись без воздушных шаров на рассвете. Сворачиваем с трассы в город. К сожалению, в отеле мест нет. Зато видна светящаяся вывеска еще одного. Едем. Grand Ozturk Hotel, 4 звезды.
Grand Ozturk Hotel
Иду узнавать почем ныне трехместный. Встречают молодые турки-менеджеры. 260 лир. Недешево. С другой стороны, входит завтрак, шведский стол. Нас понемногу приучают к дорожному комфорту. Оплачиваю валютой, экономлю 100 российских. Судя по лукавым лицам турок, они тоже в плюсе. Надо было поторговаться. Номер хороший, двух комнатный. В одной диван, в другой двухместная кровать. Марина и Таня смотреть ночной город. Я спать, день был очень длинным.
Невшехир — Карс
Завтрак в 8.00, по-местному. Мы сыты, но час потерян. Выезжаем в 9. Поздно конечно… Впереди Кайсери, Сивас, Эрзинджан, и далее на северо-восток Турции, город Карс. Дорога отличная. Скорость прилична… Кати и кати. Говорят, и пишут, что в Турции получить штраф за превышение скорости нужно еще суметь, потому что облавы очень редки, а автоматическая видео фиксация письма не присылает. Докатился.
Проигнорировал знак 90, не заметил переносной знак радар. У турок он похож на наш знак аварийной остановки, и располагается на обочине, у края дороги. Впереди экипаж ДПС. Инспектор показывает жестом прижаться к обочине и остановиться. Мигаю фарами, мол посмотри, мы едем – русские. Непреклонен. Останавливаюсь и слышу. Трафик. Понятно. Приехали. Показывает мою скорость – 128 км/ч. Штраф 235 лир. На наши 2600 рублей. Да уж. Пишу оффлайн, — скидка? Штраф снижается до 175 лир. Хоть так. Немного испортили настроение. Сам виноват. Весь день было полно на дорогах патрульных машин ДПС. Одна проблема переросла в другую. Не могу оплатить штраф ни в банке, ни в банкомате. Налоговая принимает только в лирах. У меня их нет, и не могу нигде поменять. Проехали Эрзурум, до Карса 140 км, Хорасан уже по темному. Дальше горы. Это днем они красивые. Ночью дополнительное напряжение.
Въезжаем в Карс. Снова Яндекс Карты. Первый отель где-то справа, как оказалось рядом с пустырем, и уже давно не работает. Перестраиваемся в сторону центра. И снова к очередной гостинице. Снова 4 звезды. Мест нет. В Карсе какой-то музыкальный фестиваль, и все участники заселились именно в этот отель. Спрашиваю у администратора про другой. Называет Grand Ani. Показываю,- звони им, трехместный, и сколько стоит. Ну вот, нас уже ждут.
Заезжаем в самый центр города. Одностороннее движение. Пришлось немного покрутить по городу. Grand Ani Hotel. 4 звезды. Подземная парковка. Трехместный номер с завтраком 260 лир. Пробую торговаться. Администратор показывает на прайс с заоблачными для меня ценами. Ну нет так нет.
Уже вечером почувствовал, что армянский дух витает где-то рядом. Во-первых название отеля. Явно, не турецкое. На следующее утро в вестибюле рассматривая галерею репродукций, увидел христианский храм. Спросил у администратора, и тот неохотно кивнул. Позже, с интересом прочитал в интернете, что северо-восток Турции имеет богатую историю.
Карс Турция — Пятигорск
Не будем говорить гостеприимной Турции прощай. Всегда есть надежда вернуться.
И снова утро пред дорогой
И завтрак, шведский стол от пуза
И штраф висит, в душе тревога
Зачем нужна сия обуза
И туркам скажем до свидания
Грузины выгрузят все сумки
Россия в нашем ожидании
Теперь о доме наши думки
Впереди турецко – грузинская граница. Но сначала горы и туман, перевалы и серпантины. Но к этому уже привыкли.
Турецко – грузинская граница
Граница появляется неожиданно. Пограничный переход Пософ – Вале. Легковых машин 3-4. Быстро оформляю все необходимые документы. Моего штрафа в базах нет. Но я-то собираюсь еще хотя бы раз приехать в Турцию на своем авто. Ищу где оплатить. Оказывается, в самом первом окне КПП после шлагбаума, со стороны Турции, перед полицейским контролем. Оплату принимает гражданский инспектор. Думаю, с налоговой.
С чистой совестью пересекаем грузинскую границу. Стандартные вопросы,- лекарства, оружие, наркотики. И я с улыбкой выгружаю всё содержимое багажного отделения автомобиля. Досмотрели даже газовый баллон, который на месте запаски. Неприятная неожиданность. Мы не ждали такого грузинского гостеприимства. Загружаю обратно. Впереди Ахалцихе. Заправляюсь в том же месте, что и по дороге в Турцию. Теперь хватит до Владикавказа. В центре города останавливаемся у супермаркета. Решили закупить спиртное. Впереди из городов только Боржоми. Поэтому все и сразу в Ахалцихе.
Нам предстоит 300 км до перевала Казбеги. Снова прекрасная Грузия, воспетая и всеми любимая… Всех нас, тянет сюда. Можно было бы приехать летом на побережье, купаться и смотреть красоты… Но стоять на границе часами… я не готов.
Казбег в тумане и дожде
Машин ползущих вереница
Туристы, мы вокруг, везде
Улыбки осветляют лица
Одни впервые, и глаза горят
На них другие смотрят, улыбаясь
А что грузины, нет они не спят
Они смеются, грустью прикрываясь
В этом году какое-то нашествие. Столько автомашин с российскими номерами по всей Грузии. Очень много. Вспоминаю сентябрь 2017 года. Только ближе к границе.
Вот и грузино-российская граница. Грузинскую часть прошли быстро. Минут 20 постояли на нейтральной полосе. Это нормальное время. Российская часть тоже без задержек. Верхний Ларс позади. Во Владикавказе перекусываем сами, и заправляем автомобиль. На ночевку, как и в прошлом году, едем в Пятигорск, в отель Арго. Снова, как и в прошлом году приходится его искать, вернее дорогу к нему. В 2017 подъехали через глубокий овраг, в этом пришлось объезжать. Добрались уже за полночь. Разместились, спустились вниз на кухню, где больше получаса беседовали с рыжим хозяином, допивая вечерний Саперави. Уже час ночи. Спать, пока не выспимся.
Пятигорск — Энгельс
Домой. Выспались. Поздновато выехали. Последний день путешествия. Маршрут тот же, только в обратном направлении.
Трасса Пятигорск — Мин.Воды
Обедаем уже в калмыцких степях, в том же кафе, что и в прошлом году. Само кафе подновилось, как снаружи, так и изнутри. Все мясные блюда из баранины. Фирменное — Чингисхан.
Кафе в Калмыцких степях
Впереди Волгоград. Не поехали через город. Не было желания толкаться вечером в пятничных пробках. В Больших Чапурниках, на указателе Москва, Саратов, ушли на объездную, Червленое – Нариман – Заря – Бореславка, где на выезде из последнего, переправились на пароме через канал Волга – Дон.
Отдохнувший и усталый
Загорелый и с щетиной
На паромной переправе
Вместе с Таней и Мариной
Кто-то просто отвернулся
Кто-то смотрит, словно штурман
Слава Богу, я вернулся
Тихо, мирно и без шума
Дважды Грузию транзитом
Ахалцихе и Боржом
Не дошли мы до Тбилиси
Мцхету, тоже на потом
Взяли Турцию с колес
Средиземное по краю
Ветер в Мармарис занес
Ничего о нем не зная
Чуть по раньше Адрасан
Кем-то брошен и забытый
Датчу я увидел сам
Солнцем и водой залитой
Кызылот и Ичмелер
Каппадокия, Чирали
Спросите, вот зачем мне надо
На авто в такие дали
Десятки многие дорог
Перевалы, серпантины
Ехал столько, сколько мог
Я по тетушке чужбине
Верхний Ларс, Владикавказ Элиста, родной Саратов
«Широкась Волгась рекась»
Как сказал мордвин когда-то
Наконец-то скоро дом
Двор с калиткою на входе
Путь был дальним и не скор
Вот и всё, наверно, вроде…
На пароме через канал Волга – Дон
Новый Рогачик, Горьковский. Волгоград по 3-ей Продольной. До дома 350 км. Перед Камышином ремонт. Темно. Большая пробка. Около получаса теряем. Дальше только вперед без остановки. В полночь мы дома.
Позади 16 дней нашего автопутешествия. Пройдено 7560 км дорог, разных, в основном по сложности. Отдых на трех морских курортах. Еще на четырех побывали и оценили. Снова посетили Памуккале. Шесть ночевок в гостиницах России, Грузии и Турции. Море впечатлений и эмоций. Разных. Всё в багаж познаний. Добавлю, что в этом году дорога далась легче чем в прошлом. В плане безопасности не было никаких сомнений. Машина не подвела, хотя нагрузка была большой. Немного не хватало мощности в горах. По качеству газа в Турции, никаких отличий с российским не почувствовал. А вот заправляли в баллон больше литров чем в России. Дома 42-44 л., 46л. – я уже воспринимал с недоверием. Турки же вдували аж 48-49.
Не получилось побывать в Измире и Айвалыке, но это уже из-за времени прохождения российской части российско – грузинской границы. Пусть это останется на следующий раз.
Источник https://anotherfinestep.org/2020/10/14002/
Источник https://priorik.ru/lajfhak-kak-doehat-na-mashine-do-turtsii/
Источник https://www.rudorogi.ru/articles/autotravel/turkish-travel.html
Источник