Содержание

Достопримечательности Рима

Вечный город, как принято именовать древний Рим, сказочно интересный и многообразный, вместил в себя уйму исторических памятников, художественных достопримечательностей и архитектурных шедевров. Вся история некогда могущественной империи отразилась в них, привлекая своими тайнами бесконечное паломничество туристов со всего мира. Эта статья поможет практическими советами, как не растеряться среди старинных булыжных площадей, величественных храмов и музеев, как более эффективно использовать время, чтобы осмотреть главные достопримечательности Рима. С помощью нашего путеводителя вы сможете составить оптимальный маршрут по городу.

Испанская лестница

Испанская лестница, Рим

Является своеобразным мостом между оплотом французской монархии в Риме – церковью Тринита-де-Монти и Испанской площадью – символом испанского пребывания в итальянской столице в начале 18 века. Грандиозное сооружение, состоящее из 158 травертиновых ступенек, стало настоящим архитектурным шедевром. Широкая центральная часть до блеска отполированных ступенек обрамлена с обеих сторон пролётами в форме полумесяцев. Чтобы сгладить противоречия между французами и испанцами, архитекторы украсили боковые бортики геральдическими символами Бурбонов и папской атрибутикой в виде орла и короны.

Больше 2-х веков величественная постройка не подвергалась даже малейшему ремонту. В таком первозданном виде её увидели миллионы зрителей в знаменитых «Римских каникулах», когда прелестная героиня Одри Хебперн ест мороженое, сидя на каменной ступеньке. Ещё много раз Испанская лестница фигурировала в различных киносценах. Сейчас широкие ступени служат подмостками для демонстрации коллекций одежды знаменитых итальянских модельеров, ареной для театральных постановок и концертов.

Капитолийский холм

Капитолийский холм, Рим

Один из семи холмов, на которых зародился, город, Капитолийский – самый невысокий и небольшой по площади. Несмотря на это, он всегда был главным центром Вечного города. На его вершине находится Капитолийская площадь, на которой находился храм, возведённый ещё в 5 веке до н. э. в честь богов Древнего Рима: Юпитера, Минервы и Юноны. Но до 16 века н. э. холм пребывал в сильнейшем упадке, зарос травой, на нем паслись козы.

Сейчас все приходящие на Капитолийский холм могут оценить архитектурные шедевры, расположенные на одноименной площади. Прямо в её центре – бронзовая фигура Марка Аврелия, одного из самых прогрессивных римских императоров. Статую сидящего на могучем вздыбленном коне Марка окружают роскошные средневековые здания: Дворец сенаторов, Дворец Консерваторов, Новый Дворец, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Капитолийский музей. Гениальный автор этих архитектурных шедевров изобразил на них много символических посланий в будущее, над толкованием которых ломают головы учёные исследователи. Каким счастливым может почувствовать себя каждый, кто увидит их и сможет разгадать смысл этих символических украшений на дворцах Капитолия.

Обязательно нужно зайти в базилику Святой Марии Арачели, чтобы прикоснуться к чудотворной скульптуре младенца Христа и полюбоваться необыкновенной деревянной резьбой алтаря. Чтобы не только увидеть все значительные объекты Капитолия, но и достоверно узнать их историю, лучше посещать их в составе группы с экскурсоводом.

Открыта: 09.00-17.30. Вход – беспл.

Адрес: Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio).

Чтобы к ней добраться пешком, можно за ориентир взять Колизей, от него идти 15-20 минут до Капитолийского холма. По пути можно увидеть Римский Форум и Венецианскую площадь. Для такой прогулки лучше выбрать утреннее время. Если идти в разгар туристического паломничества, лучше подниматься по небольшой лестнице с деревянным навесом (перголой), расположенной справа или по Андреоцци (соседней крутой лестнице).

Метро (линия B), ст. Colosseo.

Автобусы: 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до ост. Ara Coeli-Piazza Venezia. Трамвай: 8 – ехать до конечной ост. Венеция.

Колизей

Колизей, Рим

Самая величественная масштабная арена мира была построена в 8 веке н. э. и являлась главным символом могущества Римской империи. Название древнего амфитеатра созвучно слову «колосс», обозначающего его огромные размеры и будущую долговечность. Иначе Колизей называли «Амфитеатром Флавиев».

По тем временам это было самое вместительное сооружение в мире, способное принять одновременно на своих трибунах 55 тыс. зрителей. Они с азартом наблюдали за смертельными боями гладиаторов, водными баталиями кораблей (арену наполняли водой из Тибра) и другими состязаниями, в которых мало кто выживал. С усилением христианства кровавые гладиаторские схватки прекратились в начале 5 века. Постепенно утратилось значение Колизея как арены для выступлений, и он стал использоваться в качестве конюшни, хранилища и приюта для бездомных.

Колизей, Рим

Сейчас это величайший памятник древней архитектуры, конструкция которого являет собой образец гениального проекта, предусматривающего необыкновенную стойкость и прочность колоссального строения. Основу такой стойкости составляют многочисленные арочные своды, позволившие не только сэкономить стройматериал, обеспечить долгую жизнь стенам, но и сделать огромное здание внешне ажурно изящным. Сохранить величественные останки для потомков – дело чести итальянцев, а осмотр ценнейшего памятника римской цивилизации – гражданский долг каждого туриста.

Чтобы сэкономить время и деньги на проезд, посещение Колизея рационально совмещать с экскурсией на Капитолийский холм, потому что эти объекты расположены недалеко друг от друга (см. выше). Чтобы не стоять долго в очереди за билетом у касс Колизея, его (билет) можно купить на входе в Римский Форум, идя от Капитолия.

Адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma.

Как доехать: метро (линия B), ст. Колизей. Автобусы: 60,75, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850. 3-я линия трамвая.

Музейный комплекс Ватикана

Музейный комплекс Ватикана

Несмотря на небольшую площадь Ватикана (0,45 кв. км), в его зданиях размещено множество музеев и художественных галерей, осматривая которые, можно сделать вывод о политическом и экономическом могуществе мини-государства. Здесь собрано самое большое количество бесценных сокровищ, произведений искусства, литературы, памятников истории.

В Этрусском музее собраны экспонаты, найденные при археологических раскопках: этрусские вазы, украшения из бронзы, различные предметы искусства. Основанный в 1839 году Египетский музей демонстрирует древнеегипетские артефакты, в числе которых каменные маски, мумии, разнообразные саркофаги, предметы быта египтян, статуя фараона Ментухотепа из песка.Апостольский дворец состоит из 7 км коридоров 1400 залов, вмещающих огромное количество художественных шедевров, включая Станцы Рафаэля.

Пинакотека Ватикана

Пинакотека (18 залов) – собрание художественных полотен на религиозную тему лучших итальянских живописцев, творивших с 11-го по 19 век. Здесь находятся шедевры Рафаэля, Тициана, Караваджо, да Винчи и других. Кроме картин, в залах находятся уникальные иконы, гобелены, скульптуры, панно из мозаики.

Двор Бельведер вмещает 2 дворца: Николая V и Иннокентия VII – оба здания великолепны своей классической архитектурой, античными статуями в стенных нишах. В общем дворе высится оригинальная скульптура из бронзы «Сфера в сфере».

Сикстинская капелла – несомненная жемчужина среди музеев Ватикана, которая расписана удивительными фресками Микеланджело с библейскими сюжетами, Боттичелли, Перуджино и т. д. Ватиканская библиотека – вместилище громадной коллекции печатных и рукописных раритетов древности, недавнего прошлого и настоящего.

Лучше посещать музеи с гидом, если такой возможности нет, можно вместе с билетами оплатить аудиогид.

Музеи открыты: понед.-суббота, 09.00-18.00; кроме воскресенья, дней, объявленных государственными и великими церковными праздниками.

Адрес: Viale Vaticano.

Как доехать: от ж/д вокзала Термини на метро (линия А), ост. S Pietro.

Автобусы: 32, 49, 81, 492, 982 до ост. Музеи Ватикана.

Трамвай 19 – ост. Piazza del Risorqimento и от неё пройти 100 м.

Пешком от Термини – по ул. Виа Национале; от пл. Венеции – по ул. Корсо Витторио Эммануэле.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла

Внешне скромное непримечательное строение было возведено на территории Ватикана по указу Папы Сикста IV в качестве домовой церкви (1473-1483), в которой могло надёжно укрыться папское руководство во время опасности. Но внутреннее убранство, художественное оформление Сикстинской капеллы просто повергает в эмоциональный шок невиданной красотой потолочных и настенных фресок. Их авторами были самые выдающиеся живописцы того времени: Микеланджело, Боттичелли, Перуджино и другие. Все работы Микеланджело – вечные шедевры, над которыми не властны века.

Вызывает священный трепет его главное детище – огромная фреска, занимающая всю стену за алтарём «Страшный суд». Её предупреждающий сюжет о вселенской катастрофе, персонажи так выразительны в проявлении своих чувств, что действуют на зрителей убедительнее любой проповеди и нравоучений. Гениальный мастер посвятил росписи 4 года неустанной работы. Эта капелла – истинная сокровищница библейских и ветхозаветных сюжетов, изображённых в художественной форме. Если вы попали в Ватикан, обязательно посетите её, чтобы прикоснуться к высокой духовной красоте!

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля

В 4-х небольших комнатах папского дворца Ватикана можно увидеть изумительные по художественной выразительности и божественности исполнения фрески, написанные на сводах потолка и стенах. Великий Рафаэль в них отразил философские воззрения правителей Ватикана, поэзию, правосудие, истории, легенды и предания прошлого. Образы Святой Троицы, Богоматери, Иоанна Крестителя, Данте, Аристотеля, Пифагора, Платона и других известных личностей выписаны с огромной любовью. Немеркнущая красота росписи много веков потрясает воображение всех, кто приходит сюда.

25-летний Рафаэль вложил в эту работу сердце, душу и физические силы, оставив свои шедевры как великий дар будущим поколениям. Фреска «Константина» была расписана уже учениками Рафаэля. Не хватит слов, чтобы выразить, насколько прекрасны его фрески. Увидеть их – великое счастье!

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра, Рим

Этот собор – одна из четырёх главных религиозных святынь – построен в память о распятом сподвижнике Христа, принявшем мученическую смерть в эпоху Нерона. На месте его погребения возвели величественный собор, который много раз перестраивался, реконструировался и приобрёл нынешний великолепный вид. Над ним также трудились выдающиеся мастера, включая Микеланджело и его учеников.

Классический шедевр архитектуры блещет внешней и внутренней красотой, величием и масштабностью. Внутри множество скульптур, барельефов, росписей, являющихся первоклассными произведениям искусства. Впечатляет статуя Святого Петра, обладающая, по мнению, прихожан, чудодейственной силой (все стремятся прикоснуться к ней). В соборе покоится прах нескольких Пап и знатных аристократов. В Ризнице храма организован Музей Сокровищ Собора, где собраны религиозные католические артефакты. Сюда нужно покупать отдельный билет, а общий осмотр собора бесплатный.

Метро (линия А): ост. Ottaviano Cipro.

Трамвай 19-й, ост. Risorgimento – San Pietro.

Автобусы: N 590-й (ост. Risorgimento); N49-й – ост. Musei Vatiicano

Пантеон

Римский Пантеон

Пантеон – античный храм, возведённый, предположительно, во 2 в. н. э. в честь древнеримских богов, стал ещё одним ярким символом Римской империи. По гениальности воплощения его конструкция не уступает Колизею, подтверждая лишний раз мысль, что во все времена существуют свои таланты. То, что он сохранился без изменений до наших дней, свидетельствует об умении архитекторов добросовестно строить на века. Трудно поверить, что возвышающийся купол монумента весит 5 тыс. тонн и до сих пор не обрушился, как это происходит в некоторых современных строениях.

Тем более, что в куполе имеется сквозное отверстие в диаметре 9 м, через которое внутрь попадают осадки. Пантеон поражал воображение великих творцов Средневековья и Возрождения, считавших его истинным вместилищем божественного духа. Рафаэль, как и многие другие знаменитые личности, он похоронен в нём (о чём и мечтал). Не хватает слов, чтобы описать всё величие, изящество и красоту этого архитектурного шедевра. Его нужно только видеть, как это делают миллионы паломников из всех стран планеты.

Чтобы досконально осмотреть это чудо-сооружение, сюда стоит приходить сразу после открытия (09.00 – 19.00), потому что в течение дня здесь постоянная «толкучка» туристов. Вход бесплатный, осматривать можно без ограничений.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186, Roma.

Как доехать: метро (линия А), ст. Barberini.

Автобусы: 30, 40, 62, 64, 81, 87, 49.

Площадь Святого Петра

Площадь Святого Петра, Рим

Уникальный исторический объект – площадь Святого Петра, необходимость в которой появилась после возведения величественного собора преданного ученика Христа, принявшего мученическую смерть. Сюда приходило столько верующих, что храм не в состоянии был вместить всех желающих. Поэтому пришлось обустраивать площадь, которая стала самой красивой и знаменитой в мире: из окна своей резиденции, расположенной здесь, обращается к прихожанам Папа Римский.

Это любимое место жителей всех возрастов и туристов, осматривающих достопримечательности площади. Величественный собор Петра, древнеегипетский гранитный обелиск, чудесные фонтаны, скульптурные монументы святых апостолов Петра и Павла, архитектурный шедевр – резиденция Папы – всё настолько прекрасно и великолепно вокруг, что от восхищения просто немеешь.

Если пребывание в городе краткосрочное, осмотр площади может предшествовать экскурсии в Ватикан, так как она находится на границе с мини-государством. Сюда можно прийти пораньше, когда на ней ещё мало людей, всё обстоятельно рассмотреть и отправиться затем в музеи Ватикана. Так сэкономятся время и деньги на проезд, а день будет полон незабываемых впечатлений. В перерыве можно пообедать и отдохнуть в близлежащих кафе.

Как добраться к площади: поездка в метро (линия B) до станции Ottaviano San-Pietro доставит массу приятных впечатлений, однако не стоит терять бдительности среди разномастной публики в вагонах.

Совет дамам: если за вами начинают галантно ухаживать темпераментные молодые мачо, не расслабляйтесь, чтобы не попасть в ситуацию героини Инны Чуриковой в фильме «Плащ Казановы». Эти ухаживания, улыбки, страстные взгляды могут закончиться жёстким вымогательством денег за флирт.

К площади идут автобусы: 23, 34, 40, 271 (наиболее удобные маршруты). Подъехать можно на такси или арендованном авто, если не экономите деньги.

Римский Форум

Римский Форум

Это территория седой античности, где некогда бился пульс общественной и политической жизни центра великой империи, где проходили Триумфальные шествия, принимали законы и решали судьбы людей и государств. Здесь в роскошных мраморных дворцах правили могущественные императоры, облачённые в малиновые тоги; здесь проходили народные собрания и все важнейшие судьбоносные государственные мероприятия.

Античный музей под открытым небом – волнующее зрелище, манящее к себе пылью далёких эпох, величием благородных руин, возможностью явственно перенестись на много веков назад и испытать трепетное ощущение причастности к увиденным уникальным достопримечательностям. А их здесь немало, и каждая имеет интересную историю. Те, кто хочет детальнее ознакомиться с ними, имеют возможность воспользоваться аудиогидом (4 Є) или услугами экскурсовода.

При желании здесь можно сфотографироваться с «гладиаторами» (мужчины в костюмах гладиаторов) на память.

Адрес: Via della Salaria Vecchia, 5/6

Вход открыт: каждый день, 08.00 – 17.00, апр.-окт. – до 17.30.

Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре, Рим

В основе возведения одной из главных 4-х церквей лежит легенда о вещем сне епископа Либерия, в котором явившаяся ему Пресвятая Дева велела поставить храм там, где выпадет утром снег. Так объясняется возведение базилики на Эсквилинском холме. Даже сейчас 05. 08 каждый год на площади перед церковью празднуют день чудотворного снегопада, когда в храме взмывают вверх и опускаются сотни белых лепестков, символизирующих снежинки из вещего сна епископа. Вечером всё повторяется на площади после праздничного концерта.

Вам будет интересно  Тиволи, Италия: город с самыми впечатляющими фонтанами в пригороде Рима

Церковь Святой Марии – настоящее архитектурное чудо, созданное коллективными усилиями многих талантливых архитекторов, скульпторов, мастеров живописи и чеканки. Среди непревзойдённых художественных шедевров в оформлении интерьеров сохранились сюжетные мозаичные картины (5 в.), великолепные фрески с ветхозаветными сюжетами, поражающие воображение орнаменты пола (13 в.).

Бесценное сокровище – Святая колыбель Иисуса у центрального алтаря со статуей Пия IX, почтительно преклонившего колени перед святыней. Восхищение вызывает невероятная красота оформления и пышного убранства капелл, усыпальниц и всех помещений базилики. Увидеть воочию весь спектр красок, линий, деталей изумительных церковных интерьеров, ощутить высокую духовность – огромное счастье! Талантливых людей такие визиты вдохновляют на создание поэтических и музыкальных шедевров, какими стали песни «Римская полночь» и «Санта Мария Маджоре».

Адрес: пл. Святой Марии Маджоре, 42.

Дойти до церкви проще пешком от ж/д вокзала Термини по ул. Cavour (идти 10 мин.)

Открыта для пос-й каждый день, 07.00-19.00.

Термы Каракалла

Термы Каракалла, Рим

Чтобы быть точным, нужно сказать, что Термы Каракалла сейчас – это древние руины некогда грандиознейшего сооружения, построенного во 2 веке н. э. во времена Марка Аврелия, по прозвищу Каракалла. Но даже по развалинам можно судить о могуществе и богатстве римских императоров, которые способны были создавать подобные комплексы. Термы Каракаллы – это не просто баня, а целый комбинат, где были созданы условия для комфортного времяпровождения: можно было от души попариться, вымыться, поплескаться в огромном бассейне, расположенном в обширном зале. В термах была возможность сыграть в различные настольные игры, заняться активным спортом или просто посидеть в уютной обстановке.

Сейчас в них остались следы роскошного оформления: остатки великолепной облицовки полов и стен из цветной мозаики. Судя по невероятной толщине стен, легко предположить, какое громадное кол-во материалов ушло на строительство. Здесь проходят концерты знаменитостей, известных симфонических оркестров, чьи выступления выглядят весьма романтично на фоне величественных руин. Термы – ценный архитектурный памятник, свидетельствующий о высочайшем уровне цивилизации бывшей империи. При желании среди благородных развалин можно ходить часами.

Фонтан Треви

Фонтан Треви, Рим

Грандиозный скульптурно-каменный шедевр слишком примитивно называть фонтаном, хотя, по сути, он является источником чистой воды с 13 века. Однако амбициозные намерения римских пап как можно роскошнее украсить площадь Треви превратили некогда скромный питьевой родник в настоящее хдожественно-архитектурное чудо. Творили его несколько архитекторов и скульпторов в течение почти 30 лет (1732-1762 г. г.), создав уникальное обрамление из великолепных скульптур, составляющих античные сюжеты, для льющейся воды.

Могучий Нептун, которого поднимают из водной стихии морские кони и тритоны, запряжённые в колесницу; богини Здоровья и Изобилия с божественным достоинством встречают пришедших к фонтану. Последние щедро бросают монеты к каменных дам (1,5 млн Є в год!) в надежде на их милость. Скульптурная композиция фонтана удачно дополняет вид старинного дворца, создавая впечатление единого комплекса потрясающей красоты.

Фонтан Треви неоднократно мелькает в документальных и художественных фильмах, на обложках журналов и открытках. Яркая любовная сцена фильма «Сладкая жизнь» Ф. Фелинни происходит как раз в январской воде фонтана, герои Грегори Пека и Одри Хебперн, А. Челентано и О. Мутти встречались на его фоне в других фильмах. Недавно фонтан опять действует после реконструкции.

Можно доехать на метро (линия А) до ост. Spagna или Barberini. От них немного пройти пешком.

Форум Августа

Форум Августа, Рим

Ещё одни древние остатки былого величия Римской империи – Форум Августа, уделявшего много внимания развитию строительства и архитектуры. Все сооружения Форума Августа являлись частью Римского Форума и были обнесены высокой защитной стеной (высота 30 м), которая довольно хорошо сохранилась. От главного храма Марса уцелело несколько колонн, часть подиума и лестница к храму. Сохранившаяся статуя Марса сейчас выставлена в Капитолийском музее как образец доисторического искусства.

Время не разрушило арочные входные своды Форума Августа. Арки – очень стойкий элемент Древнего Рима – использовались при строительстве всех колоссальных зданий, и сейчас современные архитекторы активно применяют арочные технологии в возведении монументальных сооружений.

Добираться можно на метро (линия В) до ост. Колизей. Чтобы составить более полное представление об этих строениях, можно осмотреть все 4 (они расположены рядом).

Район Рокка Савелло

CLIVIO DI ROCCA SAVELLA

Уникальность этого района главного города Апеннинского полуострова состоит в том, что он представляет собой некое сочетание крутого подъема и сада. Если вы хотите увидеть необычные панорамы города, оценить его масштабы и взглянуть свежим взглядом на уже знакомые достопримечательности, вам непременно стоит найти время, чтобы посетить это уникальное место.

Находится подъем в самом центре, неподалеку от Большого Цирка. Как только вы окажетесь здесь, вас посетят чувства умиротворения и легкой зависти. Ведь как можно одному городу вобрать в себя столько прекрасного? На всей планете только Рим может похвастаться шикарными садами, которые переплетались в течение многих и многих столетий с каменными монументами.

Захватите с собой фотоаппарат, и вам гарантировано удастся запечатлеть итальянскую столицу с интересного ракурса. Позже эти снимки вы с гордостью сможете демонстрировать своим знакомым и родным, заставляя ломать голову, какой же именно город оказался перед их глазами.

Квартал Коппеде

Квартал Коппеде, Рим

Сказочный квартал, что известен под названием Коппеде находится в районе станции метро Policlinico. Дворцы фей, фонтаны лягушек и уникальная в своем роде архитектура зданий – все это и многое другое с нетерпением ожидает каждого гостя. Среди тех туристов, что успели побывать в необычном квартале, бытует мнение, что он разительно отличается от всех остальных районов города. Удивлять вас это место начнет с самого входа, который украшен уникальной аркой, что соединяет собой два Дворца Послов. Как понятно из названия, в этих апартаментах в свое время жили дипломатические представители.

Сделав несколько шагов, вы столкнетесь со статуей Мадонны, которая словно приглашает вас посетить этот удивительный квартал. Чуть не забыл упомянуть об огромной кованой люстре, что является еще одним украшением входной арки. Даже через столько столетий она выглядит грандиозно, можно рассмотреть мельчайшие ее детали и оценить громадную работу, что проделана ее создателями.

Квартал Коппеде, Рим

Сразу за аркой перед вашим взором откроется впечатляющая площадь Минчо, что среди местных носит название «сердца» квартала. Следует несколько слов сказать и об истории происхождения квартала. В начале 20 века архитектор по имени Коппеде получил необычный заказ. Главной идеей было создание квартала Рима, который бы сочетал в себе все известные стили архитектуры. Строительство осуществлялось на личные средства Черрути. На возведение всех строений ушло более 10 лет.

Хотя квартал изначально рассматривался как район для средних слоев населения, в результате, благодаря массе достопримечательностей и необычному подходу к реализации проекта, Коппеде приглянулся более обеспеченным слоям населения города. И сегодня квартал входит в число самых популярных, а его недвижимость считается самой востребованной. И еще пару слов стоит сказать о самом необычном фонтане. Фонтан лягушек получил свое название благодаря изобилию каменных изваяний этих животных, которые разместились по всему его периметру. Компанию им составляют четыре мифических статуэтки.

Казина-делла-Чиветте

Казина-делла-Чиветте, Рим

Итальянская вилла-павильон, что известна как «Казина-делла-Чиветте», привлекает туристов своим необычным дизайном. Это место напоминает какую-то добрую сказку, непременно со счастливым финалом. Уникальное строение нам всем подарил Джованни Торлония, что явился заказчиком столь необычной виллы и гениальный архитектор Джузеппе Валадье, который смог создать такой неповторимый архитектурный проект.

К слову, «сivetta» переводится как сова. Именно эту птицу заказчик и потомственный представитель римской знати считал своим талисманом. Не удивительно, что изображения этой птицы можно встретить на каждом углу. Сегодня вилла официально получила статус музея, посетить который могут все желающие. Без преувеличения, грандиозную постройку можно назвать уникальной.

Квартал евреев

Еврейский квартал

Еврейское гетто считается одним из самых старых во всем мире. Первые упоминания о еврейских диаспорах на просторах Италии относятся к 161 году до нашей эры. Именно с этого года начинается массовое переселение представителей этой нации на территорию Апеннинского полуострова. Когда пост Папы Римского занял Павел IV Караффа, всех евреев было приказано переселить в специальное гетто, а также отметить особым знаком.

Их права значительно сократились, им запретили заниматься коммерческой деятельностью. У римского гетто длинная история, в которой больше черных страниц, нежели белых. Но уникальное сочетание редкой архитектуры и исторического подтекста делают это место притягательным для многих туристов, что прибывают в Вечный город.

Еврейский квартал

Особое внимание устоит уделить Дворцу Маттеи и уникальному Фонтану черепах, что находится прямо перед ним. Кстати, именно с этим фонтаном связана одна очень интересная легенда, согласно которой прекрасный фонтан был создан всего за одну ночь руками герцога Маттеи, что хотел проявить себя с лучшей стороны перед будущим тестем. Будучи заядлым игроком, он умудрился потерять все свое состояние, в том числе и дворец за одну ночь, выставив себя в неприглядном свете перед отцом будущей невесты, который хотел было отменить свадьбу.

Чтобы как-то реабилитироваться, он решил за одну ночь создать что-то уникальное. И вот, сначала перед невестой и тестем, а позже перед всеми туристами открылся прекрасный вид на фонтан. Стоит ли верить столь необычным легендам – решать вам, но Фонтан черепах всегда переполнен монетами всех тех, кто страстно желает вернуться сюда еще раз. Кроме уникальных строений гетто может похвастаться одними из лучших во всем городе кондитерскими и пекарнями, так что не поленитесь и навестите парочку из них, проверив все лестные отзывы лично.

Ботанический сад

Рим

Одним из самых увлекательных мест для любителей природы, является Ботанический сад, расположенный на холме Джаниколо. По официальной информации, национальный парк насчитывает более 3000 растений. Посетить это место рекомендуется всем любителям романтики, ведь уютные, извивающиеся среди буйной зелени тропинки так и увлекают за собой в мир прекрасного. Особенно захватывающими окажутся вечерние прогулки, когда воздух насыщается особыми ароматами редких растений, позволяя и телу, и душе отдохнуть в полную меру и набраться достаточным запасом энергии, чтобы завтра отправиться покорять другие районы.

Колизей в миниатюре

Колизей

Еще одно интересное место Вечного города, которая незаслуженно позабыта составителями туристических маршрутов – «Колизей в миниатюре». Фактически это самый древний тренажер для гладиаторов, который выступали и приносили победу своим владельцам на самой известной кровавой арене Италии.

Переоценить историческую значимость этого места невозможно. Каждый гость города, который хоть немного интересуется историей Римской империи, увлекается гладиаторскими поединками, должен включить Ludus Magnus в число мест, обязательных к посещению. Именно здесь проходили тренировки самых кровавых и впечатляющих сражений на арене Колизея, оттачивали свои боевые навыки лучшие бойцы великой Римской империи.

Фонтан Четырех Рек

Фонтан Четырех Рек, Рим

Сооружение одного из знаменитых фонтанов датируют серединой XVII века. Его центральный элемент — гранитный обелиск высотой 16 метров — создан в античные времена. Оба древнеримских императора, отдавших приказ о демонтаже монумента и его установке в новом месте, стали последними в своих правящих династиях, были убиты в борьбе за власть. Скульптора Бернини (автора проекта фонтана) и Папу Римского Иннокентия X (заказчика работы) «проклятие обелиска» не настигло: каждый прожил более 80 лет.

Ежедневно тысячи туристов бросают в чашу фонтана на площади Навона монетки, загадывая желание возвратиться в Рим. Изначально на обелиске были барельефы Исиды и Сераписа. На место древнеегипетских богов итальянские мастера поместили христианские символы. Вершину обелиска украсили металлической фигурой голубя с оливковой ветвью — символом рода Памфили, к которому принадлежал Иннокентий X.

Монумент окружили скульптурной группой из 4 фигур речных богов: Дуная, Ла-Плата, Нила, Ганга. Они символизируют покоренные христианством Европу, Америку, Африку и Азию. Фигуры животных, растений, небольшое озеро стали завершающими элементами сооружения в стиле барокко. Вода в фонтан поступает по системе древнеримских водоотводов.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна, Рим

Сооружение находится в северной части площади Навона. Изначально фонтан напоминал чашу. Его строительство датировано XVI веком. Неподалеку от источника воды работали мастерские, где изготавливали медные вещи. Сооружение называли «фонтан медников». Через 300 лет городские власти приняли решение о реконструкции чаши, были рассмотрены различные предложения. После скандала и обвинения организаторов конкурса в коррупции выбрали и объединили проекты Антонио Делла Битта и Грегорио Заппали.

Мастера создали шедевр в стиле необарокко, чьи элементы составляют единый ансамбль. Скульпторы, можно сказать, придумали новый миф о божестве. Нептуна окружают существа, знакомые по легендам, однако в античные времена не было сказаний о сражении бога с осьминогом! Есть версия: итальянцы знали о кракене и не рискнули разместить скульптуру чудовища, ведь появление «старшего родственника осьминога» сулит землетрясения.

Большой цирк

Большой цирк, Рим

Крупнейший античный ипподром на берегу реки Тибр ассоциируется с легендами о Геркулесе, похищении сабинянок, божествах урожая. Соревнования в цирке начали проводить в V веке до нашей эры. Размеры арены позволяли мчаться одновременно 12 колесницам. Ежегодные состязания играли магическую роль и были приурочены к окончанию сбора урожая. Цирк выполнял функции развлекательного центра на открытом воздухе. До наших дней сохранились его полукруглая арена с двумя обелисками, каменные нижние этажи для привилегированных зрителей.

Деревянная часть сооружений, где могли находиться простые граждане, не уцелела. Аналогичная судьба постигла расположенные выше трактиры, торговые лавки. Цирк несколько раз достраивали. Юлий Цезарь приказал увеличить его площадь, чтобы одновременно на ипподроме могли находиться до 250 тысяч граждан империи.

Цирк неоднократно горел, его постройки ветшали, во время представлений гибли сотни зрителей — части сооружения не выдерживали нагрузки. Ипподром ремонтировали, он продолжал функционировать до XIV века. Затем его камни использовали при строительстве новых зданий. Сегодня на территории цирка проходят крупные концерты, массовые праздники.

Форум Траяна

Форум Траяна, Рим

Значительная часть сооружения, открытого в 106 году, предназначена для торговли. Форум назван в честь римского императора, отдавшего приказ о его строительстве. На территории сооружения находились храмы обожествленного при жизни Траяна и Венеры. Возле алтаря перед статуей богини римляне заключали супружеские союзы. В государстве существовала система брачных договоров. Составляли, подписывали документы в соседних с храмом зданиях. Гигантское сооружение украшали триумфальная арка и колонна со скульптурой Траяна.

Автора проекта форума: Аполлодор из Дамаска по приказу Адриана — приемного сына императора — был сослан и казнен. Сооружение на века пережило своего создателя, став эталоном для античных форумов и средневековых христианских храмов. Размер его крытых колоннад (от которых остались фрагменты): 120 на 200 метров. До наших дней сохранились колонна Траяна высотой 38 метров, части храма Венеры, стены торговых рядов. Уцелели некоторые колонны двухъярусной базилики, чья высота составляла 50 метров. Последнее здание не имело отношения к религии: в его стенах решали политические, экономические вопросы.

Вам будет интересно  Маршрут по Италии на поезде или авто; что посмотреть за 8 дней

Форум Цезаря

Форум Цезаря, Рим

Великий древнеримский полководец и государственный деятель не был чужд прекрасному: Юлий Цезарь с выгодой для себя жертвовал огромные средства на строительство храмов, реализацию амбициозных проектов. Названный в честь него форум — тому подтверждение. Временем начала возведения сооружения принято считать 54 год до нашей эры, когда Цезарь приобрел участок для строительства за 100 миллионов сестерциев. Спорным остается вопрос: то были серебряные или медные монеты? Посредством чеканки денег из недорогого металла политик решал проблему нехватки средств в бюджете империи.

На приобретенном участке уже был Римский форум. Его расширили до размера 75 на 170 метров. Рядом возвели храм Венеры и базилику, которая выполняла функции биржи. Неподалеку работали магазины, ремесленные мастерские. Они построены в годы правления императора Адриана. Именно он, придя к власти, приказал казнить фаворита своего отца: архитектора форума Траяна. Украшением комплекса и поводом для скандала в обществе были статуи Цезаря и Клеопатры.

Свободные нравы и культ семьи в Древнем Риме сочетались весьма интересно! Кровосмешение в правящих династиях, оргии, браки с гетерами, однополая любовь порицания не вызывали, египетская царица-любовница — наоборот. После пожаров, войн, неправильно организованных раскопок от былого великолепия комплекса остались части арочной галереи, колонны, фрагменты зданий. Здесь можно увидеть бронзовую статую Цезаря (точную копию утраченного античного шедевра, изготовленного из мрамора).

Вилла Медичи

Вилла Медичи, Рим

На этом месте в античные времена располагался дворец и сад, где была убита Мессалина — третья жена древнеримского императора Клавдия. Имя этой женщины стало символом разврата. Прославившийся своей жестокостью император Нерон — ее родной внук. Валерия Мессалина выросла в атмосфере политических интриг, оргий. В стремлении получить власть над империей она решила убить мужа (ее кровного родственника) и возвести на трон своего любовника. Мессалину схватили сторонники Клавдия, обвинили в государственном заговоре, оскорблении богов и казнили на глазах у ее матери.

До XVI века здесь располагались виноградники. Представители олигархической династии Медичи выкупили участок, чтобы построить виллу. Здание возвели по канонам маньеризма (одной из форм раннего барокко). Медичи вкладывали огромные средства в приобретение античных редкостей. При обустройстве виллы использованы найденные на участке древнеримские артефакты.

Через 200 лет прямая ветвь династии прервалась, владельцами здания оказались представители не менее влиятельного Эльзасского дома. Позже недвижимость по распоряжению Наполеона перешла в собственность Французской академии искусств. Здание по сей день принадлежит Франции. Академия реализует политику доступного образования: в нее принимают без экзаменов итальянцев и граждан других государств.

Замок Святого Ангела

Замок Святого Ангела, Рим

В путеводителях сооружение нередко называют «Мавзолей Адриана». Архитектурный памятник состоит из здания в форме цилиндра, окруженного стеной квадратного двора. На террасе замка установлена фигура ангела. Изначально сооружение выполняло роль усыпальницы, затем — замка-крепости и папской резиденции, где соседствовали роскошные апартаменты и пыточные, залы для приемов и тайные подземные переходы. Сегодня замок является военно-историческим музеем.

Мистики называют его местом силы. Согласно легендам: в XVI веке здесь было явление архангела Михаила, после чего прекратилась эпидемия моровой чумы. Начало строительства «Печального замка» (еще одно название сооружения) датируют II столетием. В облицованном белым мрамором мавзолее находились гробницы древнеримских императоров, в том числе Адриана. Античные сокровища разграбили при захвате крепости вестготы, свою лепту в разорение усыпальниц внесло и духовенство.

Позже замок неоднократно реставрировали, в его планировку вносили изменения, обустраивали помещения для папской библиотеки, драгоценностей, секретного архива. Декоративные элементы на фасаде выполняли в стиле барокко, размещали на главном здании часы, но это не меняло зловещую атмосферу крепости, где в свое время жили представители преступной династии Борджиа.

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела, Рим

Историки датируют строительство пешеходного моста через реку Тибр II веком. Сооружение соединяет центр и крепость-замок Святого Ангела. Они составляют единый архитектурный ансамбль. Оба памятника объединяет общая история, далекая от романтики и средневековых баллад о благородных рыцарях.
На мосту вывешивали трупы казненных в замке еретиков, преступников и просто не угодных Святому Престолу итальянских подданных.

Мраморные плиты, великолепные скульптуры визуально делают мрачное место привлекательным, но туристы отмечают тяжелую атмосферу моста. В XV веке сооружение частично обрушилось из-за большой нагрузки, погибли паломники. Был выполнен ремонт, через 100 лет вдоль пешеходной зоны установили статуи ангелов, апостолов Петра и Павла. Однако мост не превратился в любимое место прогулок иностранцев и горожан.

Холм Пинчо

Холм Пинчо, Рим

Стремление древних цивилизаций возводить города на семи холмах ученые объясняют верой в магию чисел. Рим и Москва построены с учетом данного правила. Однако у античного города есть и восьмой холм: Пинчо. Его название произошло от фамилии династии землевладельцев, кому принадлежали участки в данной местности. В числе наиболее известных объектов недвижимости, расположенных на холме: виллы Боргезе и Медичи.

Пинчо находился за городской чертой, но красота цветущих на возвышенности садов притягивала аристократов. Представители элиты приобретали участки, виллы, и холм постепенно стал частью города. Планировку садов и зданий меняли неоднократно. Длительное время здесь проживали французы. Еще одно свое название — «Сады Цезаря» — холм получил благодаря амбициозному проекту Наполеона.

В результате различных преобразований Пинчо превратился в парковую зону с тенистыми аллеями, фонтанами, лавочками. В ней доминируют каноны классицизма. 228 бюстов выдающих деятелей науки, культуры, политики, искусства размещены здесь. С высоты холма открываются великолепные виды на Вечный город, к ней ведут две монументальные лестницы. Одна построена в неоклассическом стиле, другая — по канонам барокко.

Вилла Боргезе

Вилла Боргезе, Рим

Крупнейший итальянский ландшафтный парк расположен на холме Пинчо, занимает 80 гектаров, славится великолепными пейзажами, водоемами, античными статуями, музеями. Эстетика классицизма многолика, и вилла Боргезе — тому подтверждение. Английский стиль противоположен французскому, где царят строгие линии. Парки Великобритании в стиле классицизма — рукотворные шедевры, вдохновленные природой, гармонией естественной красоты. Именно такое ландшафтное решение выбрано для итальянской виллы.

Свою историю парк ведет с XVII века. Через 300 лет его выкупило государство и передало в собственность городу. Позже на территории разместили детские аттракционы. Последним отведены определенные участки, чтобы юные посетители не мешали любителям тишины. В парке расположены 3 музея, 2 галереи, театр «Глобус», где можно увидеть пьесы Шекспира в трактовках, принятых во времена королевы Елизаветы I. Музейные собрания включают в себя произведения этрусского искусства и современных художников, скульпторов. Одна из галерей названа в честь княжеского рода Боргезе. В ее залах размещены картины Рафаэля, Тициана, Караваджо, Бартоломео, Романо.

Замочная скважина

Замочная скважина, Рим

Находится в воротах виллы мальтийского ордена на холме Авентин. Путеводители утверждают: в удивительную замочную скважину можно одновременно увидеть 3 государства. Так ли это? Мальтийский орден, которому принадлежит вилла, называют государством. Он относится к юрисдикции Римско-католической церкви. Старейший в мире рыцарский религиозный орден состоит в ООН и Совете Европы, выпускает собственную валюту, выдает паспорта, имеет право устанавливать и разрывать дипломатические отношения.

Италия признает суверенитет ордена, его правительство, Конституцию. Те, кто заглядывают в замочную скважину, видят и Собор Святого Петра. Точнее: купол построенного на территории Ватикана храма. Суверенное карликовое государство возглавляет Папа Римский. Ватикан состоит в ООН, обладает особым международным статусом, не выпускает собственной валюты, предоставляет своим гражданам паспорта. Третье государство — это Италия, чьей частью является Рим.

Церковь Тринита-деи-Монти

Церковь Тринита-деи-Монти, Рим

Построенный в XVI веке храм расположен на Испанской лестнице, которая соединяет площадь в старой части города с вершиной холма Пинчо. Церковь относится к категории титулярных. Это означает: управляющий приходом священник обладает кардинальским саном. Средства на строительство здания пожертвовал Людовик XII, на восстановление этого же объекта — Людовик XIII. Франция по сей день несет ответственность за состояние храма и прилегающей к нему территории.

Возведение церкви длилось 80 лет. Ее архитектура ориентирована на каноны позднего Ренессанса, но в интерьере и экстерьере встречаются элементы романского стиля, готики Здание пострадало в годы наполеоновских войн. Часть элементов декора, картин и фресок утрачены безвозвратно. Позже во внутреннее и внешнее убранство были внесены изменения. В обеих башнях церкви восстановили колокольни, ниже которых находятся традиционные и солнечные часы.

Сегодня храм состоит из нескольких часовен, посвященных библейским событиям и католическим святым. Его главной реликвией признана работа итальянского скульптора Вольтерра «Снятие с креста». В числе наиболее известных достопримечательностей храма: Античный обелиск возле фасада и белая мраморная статуя Христа на входе во внутренней части здания.

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Уникальное здание возведено в XVI веке на месте римской часовни. Церковь принадлежит ордену августинцев, относится к категории титулярных, что дает право управлять приходом только кардиналу-священнику. Есть версия: император Нерон, вошедший в историю как гонитель христиан, похоронен на этом месте. Его душа (по местным легендам) не находила покоя и вселилась в тополь.

Папа Римский Пасхалий II увидел Деву Марию, которая приказала дерево срубить и поставить часовню, чтобы защитить римлян от нечистой силы. Легенды гласят: в храме хранится икона Пречистой, созданная апостолом Лукой. Научные исследования опровергли гипотезу: возраст старейшего изображения Богоматери в церкви не превышает 800 лет. Августинцы несколько раз перестраивали здание. В его 5 пределах находятся гробницы высшего духовенства и римских вельмож.

В интерьерных и экстерьерных решениях сооружения доминируют Ренессанс и элементы барокко. Главные сокровища храма: фрески, мозаики, картины, над которыми трудились выдающиеся итальянские мастера. Для церкви создавали свои шедевры Рафаэль, Пьомбо, Карраччи, Караваджо, Пинтуриккьо. Часть уникальных произведений августинцам пришлось перенести из храма, ведь старинным картинам требуются особые условия хранения.

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин, Рим

Возведенная в VI веке церковь признана одной из главных святынь. Согласно догматам католицизма: верующие в таком храме получают прощение всех грехов. В античные времена здесь находился храм Геркулеса. Одним из направлений деятельности христианского прихода была раздача пищи беднякам. Через 200 лет он стал частью греческой общины. Ее основали монахи, бежавшие из Византии, где в результате церковного раскола к власти пришли иконоборцы. Храм повреждали землетрясения.

Здание удалось сохранить благодаря масштабным капитальным ремонтным и реставрационным работам. Строительство храмовой 34-метровой колокольни ученые датируют XII-XIII веками. В путеводителях обычно указывают, что она состоит из 7 ярусов. Это не так: у сооружения есть 2 дополнительных «спрятанных» внутри церкви яруса.

Чтобы спасти базилику от разрушения, укрепить стены, установлены дополнительные колонны. В интерьере и экстерьере заметно влияние барокко, псевдосредневекового стиля. Одна из наиболее известных реликвий базилики: мраморный диск «Уста истины» весом более тонны. Артефакт, напоминающий мужскую маску, изготовлен в I веке. Диск мог быть атрибутом тайного посвящения не только в христианстве. Существует легенда, как рот маски не отпустил руку лжеца. Подобный ритуал вложения рук в уста масок принят в языческих мистериях.

Галерея Дориа-Памфили

Галерея Дориа-Памфили, Рим

Здание построено в XVII веке. Основателями частного собрания стали представители нескольких аристократических родов, но его название напоминает только о двух династиях. Семьи Дориа и Памфили неоднократно заключали между собой брачные союзы, обладали экономическим и политическим влиянием, родственными связями с высшим духовенством. Собрание начиналось с 4 картин Караваджо, одна из которых в наши дни находится в Лувре.

Затем коллекцию пополнили работы Лоррена, Бронзино, Пьомбо, гобелены, скульптуры, мебель. Часть произведений для нее создавали на заказ ведущие европейские художники. В галерее-дворце собрано свыше 500 уникальных предметов искусства. На первом этаже здания размещены исключительно работы Дюре. В Бархатном зале находятся скульптуры, драгоценная мебель, золотые консоли, образцы редких тканей, изготовленных вручную итальянскими мастерами.

Бальный зал состоит из двух комнат, где можно увидеть принадлежавшие вельможам аксессуары и редкий музыкальный инструмент: двойную арфу. Сердце дворца — часовня с уникальными артефактами. Она окружена комнатами-галереями, где хранятся шедевры Рафаэля, Тициана, Беллини, Карраччи, Пармиджанино. Каждое помещение напоминает о родстве, дружбе родов Дориа и Памфили с сильными мира сего. Зеркальная галерея — о Версале и связях с французским королевским двором, зал Альдобрандини — с Ватиканом.

Рим (Италия), достопримечательности: что посмотреть за 1 день

Символы Рима

Статья о Риме — «вечном городе», настоящей сокровищнице мировой культуры. Рим (Италия), где история буквально застыла на улицах, а достопримечательности Рима давно стали символами страны и известны всему миру.

Столица Италии, административный центр провинции Рим и области Лацио, расположен на реке Тибр. Город был основан в 753 году до н. э. На протяжении многих веков современная столица Италии была центром великой Римской империи. Этот город просто не может разочаровать. Здесь есть все.

Самыми знаменитыми достопримечательностями являются: амфитеатр Флавия, или Колизей, развалины Римских Форумов, Площадь Венеции, Капитолийский холм, Пантеон – храм всех богов, Собор Святого Петра, Алтарь отечества и знаменитый фонтан Треви… О них пойдет речь в статье.

Главные достопримечательности Рима

Начать свое путешествие по Италии лучше всего с Рима. Экскурсия вас точно не разочарует, поскольку этот город просто не может не радовать. Каждый находит там интересное для себя.

Рим – вечный город, столица не только Италии, но и всего Европейского сообщества. Город, где в одном месте собраны достопримечательности Античности и Ренессанса, Барокко и Средневековья. Самый населённый город Италии.

Моя экскурсия в Рим началась рано утром с выезда из Римини на комфортабельном автобусе с замечательным гидом. Первые волнующие впечатления от пейзажей городских улиц останутся в памяти на всю жизнь. Ведь не даром Гёте сказал: “Тот, кто видел Италию, и особенно Рим, никогда не будет несчастным”.

Карта достопримечательностей Рима

Экскурсия начинается у стен Колизея – одного из главных символов Рима. Далее маршрут проходит мимо Римских Форумов, Капитолия, площади Венеции, Пантеона, Испанской лестницы и других приметных мест, которые обязательно нужно увидеть, приехав в Рим.

В ходе экскурсии мы посмотрели Собор Святого Петра – один из важнейших храмов католического мира, над созданием которого работали Рафаэль, Микеланджело, Джотто, Бернини. С экскурсией мы прошлись по площади Навона, Испанской площади, увидели Алтарь отечества и знаменитый фонтан Треви.

Пешком до Капитолийского музея можно добраться от Колизея, Римского форума или Площади Венеции – пешая прогулка занимает максимум 10 минут прогулочным шагом. На карте четко прослеживается маршрут пешеходной экскурсии, которую мы совершили. Итак, в путь!

Капитолийская волчица (легенда о Ромуле и Реме)

Капитолийская волчица

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник легендарному животному, это главный символ божественного происхождения великого рода, положившего начало Риму. Статуя римской волчицы отражает в себе духовную культуру и мощь Римской империи.

В настоящий момент любой гость Рима может увидеть статую, отлитую из бронзы, в Капитолийском музее, который находится на знаменитой Капитолийской площади во дворце, носящем название Палаццо деи Консерватори. Сейчас эта статуя считается одним из наиболее ценных памятников Рима.

Изображения римской волчицы, вскармливающей двух близнецов, прочно ассоциируется с историей Рима. Капитолийская волчица скрывает множество тайн и секретов, достоверной информации не существует. Неизвестные мастера очень точно передали облик хищного зверя: напряженность позы, втянутые бока и выступающие ребра, оскаленная пасть.

Вам будет интересно  Вокруг Италии

Ученые-археологи утверждают, что первые поселения на месте нынешнего Рима появились в X веке до н. э. В древние времена Вечный город был всего лишь небольшой деревушкой, стоявшей на холме Палатин, а «городом на семи холмах» он стал гораздо позже.

По легенде Рим был основан 21 апреля 753 года до н. э. Ромулом – одним из царственных близнецов, вскормленных волчицей, Римом город назван в честь другого близнеца Рема. Ромул и Рем, как известно из преданий, были основателями «вечного города». Это они питаются молоком Капитолийской волчицы и являются детьми бога плодородия Марса.

Картина Рубенса

Ромул и Рем были внуками Нумитора, правителя города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться весталкой храма. Через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса.

Амулий не желал мириться с появлением на свет наследников престола и приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в Тибре. Раб выполнил его приказание, отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит.

Боги вмешались, вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, накормила своим молоком. Волчица приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды во время боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли деду вернуть власть в Альба-Лонге и приняли решение основать город на Палатинском холме – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Сюжеты об основании Вечного города вдохновляли художников, скульпторов на творчество, создавались произведения искусства, которые высоко ценились просвещенной аристократией того времени.

Колизей (“Хлеба и зрелищ”)

Римский Колизей

Колизей – один из самых знакомых архитектурных памятников во всём мире. Этот древний, величественный амфитеатр расположен в самом центре Рима и собирает вокруг себя миллионы посетителей. До наших дней Колизей дошел в полуразрушенном состоянии.

Крупнейший римский амфитеатр был построен в I веке. Строительство Колизея было начато при императоре Веспасиане в 72 году нашей эры и завершено при императоре Тите (тоже Флавии), поэтому изначально он назывался амфитеатр Флавия.

Колизей строился всего 8 лет рабами, которых привозили к сооружению десятками тысяч, все строители работали посменно днем и ночью. Колизей был задуман, как самая большая арена в мире, на месте осушенного озера. Размеры амфитеатр относятся к одному из чудес света:

  • площадка 85х54 метра;
  • диаметр по осям доходит до 188 метров;
  • высота стен достигает практически 50 метров;
  • толщина фундамента 13 метров.

Уникальными являются и технологии, использовавшиеся во время стройки: сцена была подвижной и могла полностью задвигаться; амфитеатр при необходимости превращался в бассейн для водных сражений; в непогоду над ареной натягивался тент.

Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок. В арочных просветах красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел – свет пропускали небольшие окна.

Бои гладиаторов

«Хлеба и зрелищ» – девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал программу из смертельных поединков и кровавых побоищ. Много лет на арене театра проводились бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения.

В 248 году праздновалось Тысячелетие Рима большими представлениями а амфитеатре. Во время «торжества» были убиты сотни животных: 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей, а также: лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы, устроены бои 2 тысяч гладиаторов. о господствующей религией империи, гладиаторские бои запретили, как противоречащие духу христианства, но звериные травли продолжали.

Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В 2007 году, в результате голосования жителей всего мира, на звание Новых семи чудес света, Колизей занял первое место, как наследие европейской культуры.

Римский форум

Римский форум

Вечный город полон сюрпризов и одним из них стал Римский форум, заново открытый археологами прошлого века. Античные развалины находятся в центральной части старой исторической части города и их часто называют «сердцем Рима». Тем более, что именно это место древние римляне выбрали для собраний и решения важных политических вопросов.

История Римского форума началась задолго до наступления нашей эры. На закате Римской империи форум разрушался во время регулярных набегов вандалов. Их начинания продолжили местные жители, ставшие использовать здания и колонны в качестве материала для строительства новых домов.

Археологам удалось расчистить большую часть исторического памятника и открыть развалины уникальных строений:

  • храм Венеры-Очистительницы – первое сооружением на форуме;
  • обелиск «Черный камень» – месте гибели Ромула;
  • Комиций – амфитеатр для проведения народных дебатов;
  • «Пуп города» – храм, символизирующий важность форума для горожан;
  • храм Сатурна;
  • арка римского Форума.

Ватикан

На территории Италии находятся два суверенных государства: Ватикан – в Риме, Сан-Марино – на Адриатической Ривьере. Ватикан – государство, центр Католической церкви, резиденция Папы Римского. Это государство, которое не требует виз и штампов в паспорте.

Гражданами Ватикана являются около 800 человек, в основном, священники и церковные служащие. В Ватикане собраны выдающиеся коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства.

На территории Ватикана расположено около 30 музеев и выставочных залов, занимающих 2 дворца. В них размещена настоящая сокровищница человечества, охватывающая исторический период, начиная с Древнего Египта.

Площадь Святого Петра

Площадь Святого Петра

Вход на площадь Святого Петра и есть государственная граница Ватикана, она обозначена белой полосой. Площадь Святого Петра в Ватикане расположена в центре государства, она является местом паломничества христиан, шедевром архитектуры. Ее возраст насчитывает почти 350 лет.

Площадь спроектирована по образу ключей святого Петра, напоминает замочную скважину. Огромная круглая площадь диаметром 240 метров, окружена колоннами, растянувшимися на 320 метров в длину, по задумке известного архитектора Лоренцо Бернини, олицетворяет объятия матери-церкви всему земному населению планеты.

Колоннада из 284 дорических колонн в четыре параллельных ряда, по верху 140 статуй святых, которые устанавливали в течение 100 лет, являются бесспорными украшениями собора. Площадь Святого Петра – это гимн римской церкви, римскому гению, католическому миру.

В центре площади Святого Петра установлен египетский обелиск. Изначально его в Рим из Египта привез император Калигула сильно впечатленный этим египетским памятником Богу Солнца.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра Ватикан

Пожалуй, самая главная достопримечательность Площади Святого Петра – Базилика Святого Петра. Собор Св. Петра – это духовный центр католической ветви христианства. Здесь проводит праздничные мессы сам Папа Римский. Грандиозный собор возник на предположительном месте распятия апостола Петра – на Ватиканском холме.

В одном из письменных источников упомянуто о том, что руками простых христиан на холме воздвигли памятник. Только спустя 1,5 века здесь появилась небольшая базилика, где хранились мощи апостола Петра. В XV веке ее перестроили в грандиозное здание.

Собор Святого Петра уже 2 000 лет считается символом Рима, величественным религиозным сооружением католического мира. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие. Вместимость собора около 60 тысяч человек + еще до 400 тысяч человек собирается на площади в праздники.

Река Тибр

Его купол, работы Микеланджело, виден практически из любой точки Вечного города. Выдающийся фасад собора, высотой в 45 с половиной метров и шириной 115 метров, был спроектирован архитектором Карло Мадерно в 1607-1614 годах. Главная характеристика – гигантские колонны по углам от главного входа.

Перед фасадом расположены две статуи – Святого Петра и Святого Павла, водруженные здесь в 1847 году. Своим видом они приветствуют всех, кто входит в базилику. В самом центре фасада Собора Святого Петра расположен балкон, занавешенный плотными шторами – это Лоджия Благословений.

По обеим сторонам фасада в самом верху установлены огромные часы: слева часы в итальянском стиле, в противоположной стороне расположены французские часы. На верхней балюстраде Собора Святого Петра расположены 13 статуи, в самом центре – фигура Христа Спасителя, затем – Святого Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов.

Не хватает статуи двенадцатого апостола – самого Святого Петра, она расположена у входа в собор вместе со Святым Павлом. За статуями Святого Павла и Святого Петра есть еще одна известная достопримечательность Ватикана: Святая Дверь. Это одна из пяти дверей Базилики Святого Петра, расположенная в дальнем правом углу церкви.

Святую Дверь открывают только в годы так называемого Юбилея. Юбилейный или Святой год объявляет Папа Римский, раньше юбилей отмечался раз в двадцать пять лет, но нынешний папа Франциск решил сократить этот срок до пятнадцати.

Закрытую во все остальное время Святую Дверь (а также другие 3 Святые Двери, расположенные в главных Папских Базиликах Рима) откроют и всем, кто войдет в нее (а также в три остальные) церковь, Папа отпустит все грехи.

Внутри собора

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления – здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Купол грандиозен и снаружи, и внутри.

Справа в конце главного прохода установлена бронзовая статуя «Апостол Петр благословляющий» работы Арнольфо ди Камбио 13 век – реликвия собора. Здесь всегда многолюдно и торжественно. Святой Петр сидит на папском престоле и держит в левой руке ключи от Царствия Небесного, дарованные ему Господом.

Ступни Апостола Петра уже побелели от прикосновений тысяч рук верующих. По легенде, если прикоснуться к стопе Св. Петра и загадать желание, то оно обязательно сбудется. 29 июня в день памяти Святого Петра эту скульптуру облачают в церковные одежды и кажется, что она вот-вот оживет!

Пантеон в Риме

Римский Пантеон

Всемирно известный Пантеон, постройка II века до н.э., «храм всех богов» в переводе с греческого языка. Пантеон создан в период наивысшего расцвета древнеримской архитектуры. Римский Пантеон является революционным зданием в древнеримской архитектуре.

Его особенность заключается в идеальных пропорциях: внутренний диаметр купола соответствует высоте храма, и в результате этого сооружение имеет сферическую форму. Создателем Пантеона считается сирийский архитектор и инженер Аполлодор из Дамаска.

Долгие века под куполом здания поклонялись языческим богам, пока в начале VII века Пантеон не был превращен в христианский храм. Здание дошло до наших дней в хорошем состоянии благодаря многочисленным реставрациям.

Окулюс

Античный храм состоит из большой ротонды, накрытой полусферическим куполом, и 16 коринфских колонн, поддерживающих фронтон. Как и прежде, большая часть здания облицована мрамором, но за многолетнюю историю Пантеона коснулись изменения снаружи и в некоторых местах виднеется кирпичная кладка.

На сегодняшний день полусферический купол римского Пантеона диаметром 43 метра является самым большим в мире куполом, построенным из бетона без арматуры. Для его строительства архитекторы использовали очень легкий раствор, но все равно купол получился очень тяжелым.

Чтобы удержать такую огромную полусферу потребовалось увеличить толщину стен до 6 метров. В центре купола находится окулюс – круглое отверстие диаметром 9 метров, так называемое око Пантеона. Воздух и свет внутрь храма попадают только через это отверстие, так как окон в здании нет.

Внутреннее убранство

Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в полу предусмотрены специальные дренажные каналы, которые собирают воду. Внутреннее убранство Пантеона не менее великолепное, чем снаружи, хотя за долгие века исчезло много статуй и позолоченных бронзовых украшений.

С 15 века храм начали обогащать фресками. Самой известной из них является «Благовещение» Мелоццо да Форли. В храме есть семь ниш, размещенных парными колоннами, которые первоначально служили для поклонения божествам, связанных с культом планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу.

Когда Пантеон освятили в христианскую базилику, эти ниши использовали для установки алтарей и гробниц известных людей. Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и все церкви, стал местом погребения выдающихся людей. Здесь покоятся священники, известные деятели культуры, и даже короли: Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает гробница живописца Рафаэля Санти.

Замок Святого Ангела или Мавзолей Адриана

Замок Святого Ангела

Замок Святого Ангела представляет собой громадную цилиндрическую крепость, облицованную мрамором. Круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.

Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить. Замок был задуман и воздвигнут, как усыпальница по заказу римского императора Адриана Публия примерно в 135 году нашей эры. Именно сюда и был помещен прах императора Адриана в 138 году.

В мавзолее хоронили императоров,последнее захоронение в замке произошло в 217 году, после смерти император Каракалла. Цилиндрическая усыпальница имела роскошное убранство. Название замка Святого Ангела происходит от следующей легенды.

Так замок получил имя Святого Ангела. Статуя архангела Михаила установлена на самом верху крепости по мотивам легенды. Через реку был возведен Мост Святого Ангела, скульптуры 10 ангелов на мосту установил Джованни Лоренцо Бернини в 1667 году.

На протяжении веков замок подвергался нападениям, многое разграблено и утрачено. История замка многогранна и интересна для изучения. Музейные экспонаты доступны для туристов.

Фонтан Треви

Фонтан Треви Рим

Знаменитые фонтаны: Треви, Четырех Рек, Нептуна, Моро поражают своей красотой. Самый большой и популярный фонтан Треви установлен перед палаццо Поли. Фонтан был создан в 18 веке и выглядит как единое целое дворца. Шедевр Николо Сальви представляет собой каскадную композицию.

Фонтан Треви – самый большой на Апеннинском полуострове. Его ширина составляет около 50 метров, а главный персонаж, величественный Нептун, достигает высоты 26 метров. Основой композиции является фигура морского бога, появляющегося из глубин на колеснице в виде раковины, в которую запряжены морские кони (гиппокампы) и тритоны.

Под ногами героев струится вода, ее потоки срываются с каменных ступеней и шумят, напоминая звуки прибоя. Кажется, что Нептун вот-вот продолжит свой путь по вспененному морю. В нишах по обе стороны от грозного мужа расположены фигуры римских богинь Здоровья (слева) и Изобилия (справа).

Эти изваяния первыми встречают туристов, появившихся на площади. Украшают композицию разнообразные аллегорические фигуры и барельефы. В вечернее время вода подсвечивается и необыкновенно красочное зрелище завораживает. Монетки, брошенные в фонтан Треви, залог того, что возвращение в Рим обеспечено.

Выводы

Недаром говорят, что все дороги ведут в Рим (Италия) – около 20 миллионов туристов со всех концов земного шара ежегодно приезжают сюда, чтобы открыть для себя эти легендарные достопримечательности Рима.

На семи холмах жизнь кипит уже почти 3 тыс. лет – улицы, музеи, фонтаны. Монументальные развалины соседствуют с шумными, уютными пиццериями, а роскошные базилики со стильными бутиками.

Римские улицы забиты толпами туристов, повсеместно щелкают вспышки камер, а очередь в Колизей никогда не исчезнет. Чтобы освоить итальянскую столицу, не хватит и месяца, но, чтобы влюбиться в нее, достаточно пары часов. Я была просто очарована, что даже отстала от группы, но, к счастью, все закончилось благополучно. А вы бывали в Риме?

Источник https://guruturizma.ru/rim-bez-putevoditeley/

Источник https://nvefimova.ru/rim-italiy-dostoprimechatelnosti

Источник

Источник

от admin