Это произошло благодаря использованию искусственного интеллекта (ИИ), который проанализировал статистику, полученную со 158 буёв, размещённых в разных морях…

Волны-убийцы или солитоны – одно из самых загадочных явлений природы. Они возникают как будто ниоткуда и достигают высоты в несколько десятков метров. Редко, но регулярно фиксируются  настоящие исполины высотой в сотни метров. В 1958 г у берегов Аляски (залив Литуйя) была замечена самая большая волна в истории. Её высота составила 524 м, что соответствует 100-этажному небоскрёбу.

Солитоны – не просто интересный природный феномен, но и серьёзная угроза судоходству. Ежегодно от волн-убийц гибнут 20-25 кораблей, включая туристические лайнеры. Особенно уязвимы танкеры, которые солитоны – с лёгкостью разламывают напополам. Самое страшное, что девятый вал образуется очень быстро. В считанные минуты он формируется перед кораблём и мгновенно погребает судно под собой. Из-за этого капитаны не успевают подать сигнал SOS, поэтому выжившие не получают помощь и гибнут.

Прогнозирование появление гигантских волн до последнего времени считалось невозможным. Однако успехи в развитии ИИ в совокупности с обширной статистической информацией – позволили сделать научный прорыв. Он произошёл благодаря усилиям исследователей Копенгагенского университета. Они разместили специальные буи в 158 точках Мирового океана. Датчики фиксировали волны-гиганты, а главное – условия, которые им предшествовали. В итоге учёные собрали информацию о ста тысячах волн-убийц и условиях их появления.

7 февраля 1933 на судно ВМС США «Рамапо», следовавшее из Манилы в Сан-Диего, обрушилась волна ~ высотой около 30-34 метров.

12 апреля 1966 в Атлантическом океане на итальянский круизный лайнер «Michelangelo» обрушилась 20-ти метровая волна. Погибли три человека — двух пассажиров смыло в море, один член погиб от травм, свыше 50 пассажиров получили ранения. Корабль получил серьёзные повреждения.

11 сентября 1995 британский круизный лайнер «Куин Элизабет 2» зафиксировал 27-метровую волну в Северной Атлантике. 

Анализ столь масштабного массива данных оказался под силу только ИИ. Обработав цифры, искусственный интеллект сделал удивительные выводы. Как оказалось, солитон образуются не столько от сочетания ветра и течений (как считалось ранее), сколько при своеобразном резонансе. Когда две мощные волны пересекаются, возникает явление, названное учёными «линейной суперпозицией». Иными словами: при наложении – волны многократно друг друга усиливают, отчего и возникает девятый вал.

Вам будет интересно  Дубай меняет требования к срокам ПЦР-тестов для россиян

Полученные выводы позволили исследователям создать алгоритм, позволяющий прогнозировать возникновение волн-убийц. Разумеется, для его использования необходима полная погодная картина на том или ином морском участке. Но её составление – скорее дело техники и денег. Грузовые и пассажирские компании, перевозящие туристов, готовятся применять новый метод на практике. А значит, есть шанс, что морские круизы станут более безопасными.

Источник

от admin