Содержание
Китай — мировой лидер сверхскоростных поездов
Спустя восемь лет Британия может похвастаться все тем же единственным 109-километровым скоростным участком, а Китай построил у себя самую развитую в мире сеть таких железных дорог.
Их общая протяженность в Поднебесной составляет 12 тысяч километров, это вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых.
Так что, если вы хотите получить представление о будущем скоростных железнодорожных перевозок, Китай для этого — самое подходящее место.
Вакуумные поезда
Железнодорожные технологии за последние десятилетия изменились мало.
Недавно Британия закупила у Японии новейший суперэкспресс производства Hitachi, способный развивать скорость до 225 км/час. Однако даже этот поезд вряд ли можно назвать гигантским шагом вперед.
Любимый британскими пассажирами InterCity 125 еще в 70-х оправдывал свое название, передвигаясь со скоростью 125 км/час. Французский TGV и испанский AVE развивают скорость более 190 км/час.
Автор фото, BBC World Service
Самый быстрый паровоз в мире "Маллард" в 1938 году достиг скорости в 203 км/час
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Но когда же мы увидим по-настоящему скоростные поезда, пулей летящие по железнодорожному полотну, развивая скорость в сотни километров в час?
К сожалению, обычный поезд на такое не способен, для суперскоростных поездов нужны принципиально новые решения.
В Китае и других странах большие надежды возлагаются на ETT, так называемую "технологию транспортировки по вакуумной трубе".
Трение – враг скорости, и трение воздуха по мере увеличения скорости возрастает по экспоненте. Это означает, что предел скорости обычного железнодорожного состава составляет примерно 400 км/час.
Если поместить поезд в вакуумную трубу и заставить его левитировать над железнодорожным полотном на магнитной подушке (технология "Маглев"), теоретически сопротивление будет сокращено до нуля.
Такие поезда смогут развивать скорость выше 1000 км/час.
В последнее время много говорят о проекте Hyperloop компании Tesla Motors и SpaceX Элона Маска, которые в будущем году пройдут испытания в Калифорнии. Но Китай уже опережает эти разработки.
Доктор Дэн Цзыган из Лаборатории сверхпроводимости китайского университета транспорта Цзяотун уже построил такую систему — вакуумный туннель диаметром 6 метров – и начал его испытания.
Нереальные планы?
Но реализация китайского проекта еще только начинается. Как сообщается, небольшие поезда Дэн Цзыгана пока что достигли скорости лишь в 25 км/час, и многие скептики выражают серьезные сомнения в том, что эта идея когда-либо воплотится в жизнь.
Автор фото, BBC World Service
Проект Hyperloop в следующем году пройдет испытания в Калифорнии
"Общественный транспорт – это больше, чем эксперименты", — говорит профессор Сунь Чжань, эксперт по железным дорогам из шанхайского университета Тонгжи.
"Конструкция должна быть доступной, должны быть гарантии безопасности, и, кроме того, нужно не забывать о цене вопроса", — говорит он.
"Так что, по моему мнению, на данной стадии это всего лишь теория", — заключает специалист.
Эксперт британского Института инженерных технологий Джереми Эклэм согласен с тем, что сочетание вакуумных технологий и магнитной подушки сделает перевозки чрезвычайно дорогостоящими.
"Мы должны спросить себя, сколько мы готовы платить за высокую скорость", — говорит он.
Технология "Маглев" — дорогостоящая, потому что система электромагнитов расходует очень много электроэнергии, а железнодорожное полотно для поездов "Маглев" является намного более сложной конструкцией, чем обычные рельсы и шпалы.
"Добиться вакуума на большой дистанции – это сложная инженерная задача", — добавляет он.
Кроме того, возникает множество эксплуатационных вопросов, связанных с безопасностью. Например, как будут эвакуировать пассажиров, если вакуумный поезд остановится в трубе? Как к нему доберутся ремонтные бригады и спасатели?
Автор фото, BBC World Service
В 1868 году Альфред Бич предложил проект пневматического поезда в Нью-Йорке
К тому же многим может не понравиться путешествовать в поезде без окон, движущемся по трубе.
Можно, конечно, повесить на стены телеэкраны, но и к ним пассажирам нужно будет привыкать.
Однако, несмотря на все эти проблемы, как считает Джереми Эклэм, наступило время для поездов будущего.
Волшебство "Маглев"?
В октябре был одобрен проект создания самой скоростной железнодорожной линии в мире. Согласно планам, суперскоростной поезд из Токио в Нагою понесется со скоростью более 500 км/час.
Автор фото, BBC World Service
Экспериментальный японский поезд на трассе Токио-Нагоя будет развивать скорость в 500 км/час
Строительство первой в мире магистрали на магнитной подушке обойдется более чем в 50 млрд долларов, но если этот проект будет успешным, путешествие между этими двумя городами будет занимать не 1 час 40 минут, как сейчас, а всего лишь 40 минут.
Правда, у Китая уже есть своя железнодорожная линия на магнитной подушке, соединяющая Шанхай с аэропортом Пудонг.
Но этот проект часто приводят в пример не в качестве блестящего примера инноваций, а в качестве бессмысленности идеи, воплощенной в жизнь без учета реальной ситуации.
Сверхскоростной поезд на самом деле довозит пассажиров из аэропорта в город чрезвычайно быстро. Но проблема в том, что вокзал для него построили в самом неподходящем месте, откуда пассажирам приходится еще долго добираться окольными путями до центра города.
А теперь, когда в аэропорт идет метро, многие предпочитают этот, пусть и не сверхскоростной, но надежный, дешевый и удобный транспорт.
Тысячи километров дорог
Так что, пока мы ждем новых удивительных поездов на магнитной подушке, нам приходится довольствоваться обычными поездами, которые, хоть и не летят пулей, но развивают приличную скорость.
Китай тем временем, как лидер в этой технологии, становится желанным партнером для многих стран.
Источник https://www.bbc.com/russian/business/2015/03/150316_china_speed_trains
Источник
Источник
Источник