Содержание
На машине в Турцию через Грузию
Автотуризм внутри своей страны и за рубежом – далеко не одно и то же. Нужно знать правила пересечения границы и иметь нужные документы. Внутри другого государства действуют иные законы, говорят на другом языке. Только тщательная подготовка к смелой поездке на собственном авто «за тридевять земель» наполнит путешествие приятными эмоциями и оставит восторженные впечатления.
Отважным путешественникам, которые собираются проложить маршрут в Турцию через Грузию на автомобиле, эти заметки будут полезны.
Цель – Военно-грузинская дорога
Из какой бы российской точки вы не выезжали, держите курс на Владикавказ – Батуми. Преодолеть расстояние 1770 километров между городами Москва — Владикавказ можно за сутки с одной ночевкой. Все пути ведут через Краснодарский край, живописные калмыцкие степи, Ставрополье, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Остановки можно совмещать с осмотром достопримечательностей и делать фото на память. По ходу следования встречаются водоемы. Остановитесь, чтобы искупаться и отдохнуть. Тогда вождение не будет столь утомительным, хотя дороги хорошие.
Российская трасса
Основные ремонтные работы на дорогах выполняют летом и южное направление – не исключение. На отдельных участках функционирует одна полоса, по которой поочередно пропускают машины в обе стороны. Это задерживает автопутешествие, но ненадолго. Краснодарская федеральная трасса М4 хорошего качества. Четырехполоска сменяется двумя полосами в Кабардино-Балкарии и заканчивается у границы, после которой начинается горная дорога.
Наша граница
На Военно-Грузинской дороге в 40 км от Владикавказа на единственном сухопутном переходе через границу выставлены шлагбаумы контрольно-пропускного пункта Верхний Ларс. Режим работы зависит от природных катаклизмов. В хорошую погоду КПП работает круглосуточно, при неблагоприятных условиях – с 6 утра до 21 часа. Летом в связи с большим трафиком лучше встать в автомобильную очередь с вечера, если отменен круглосуточный график. Это позволит меньше времени провести днем под палящим солнцем.
Правила при пересечении границы
До двух часов занимает полный осмотр машины, багажа и документов со стороны России:
- осмотр транспорта зеркалами или рентгеном;
- досмотр багажа;
- проверка документов на автомобиль;
- идентификация личности.
На противоположном шлагбауме КПП «Казбеги» процедура проходит быстрее.
Грузинская сторона
Пограничники сопредельного государства выполняют идентичные обязанности по установлению личности и законности пересечения рубежа российскими и другими гражданами.
Из-за вооруженных российско-грузинских конфликтов в 90-х и в 2008 году дипломатические связи между государствами прервались, но это не привело к жестким санкциям в отношении поездок.
На граждан бывших стран СССР, кроме Туркменистана, распространяется безвизовый режим. Поэтому россиянам виза не требуется на срок до трех месяцев.
Паспорт
В отличие от некоторых постсоветских стран в Грузию по российским документам не пустят, а потребуют заграничный паспорт.
Документы на транспорт
У водителя проверят технический паспорт на автомобиль и права, которые могут не иметь международного статуса. Если машина не в собственности, то потребуют предъявить генеральную доверенность от владельца на право выезда на ней за границу.
Страховка
Обязательного страхования машины и гражданской ответственности в стране нет, если автомобиль находится меньше 15 дней. Дополнительные сборы и налоги при пересечении границы Грузии тоже отсутствуют.
Эти бонусы вдохновляют на продолжение необычного путешествия на машине через Грузию в Турцию.
По горам и предгорьям Сакартвело
Военно-Грузинская дорога – первая достопримечательность, которую видит автотурист. Она проходит по живописной гористой местности, связывая между собой Владикавказ и Тбилиси.
Картины потрясающих горных пейзажей сменяются Жинвальским водохранилищем. Невозможно не остановиться у Троицкой церкви Гергери или крепости Ананури. Исторические реликвии веками поражают своими архитектурными чудесами: замок царицы Тамары и храм Джвари над древней Мцхетой.
И даже обрывистые обочины Крестового перевала заставляют замирать от восхищения и ужаса. У некоторых водителей путь от Коби до Гудаури вызывает шок из-за отсутствия асфальта, особенно с низкой посадкой. И только мастерство позволяет миновать рискованные участки без ущерба для «железного коня». Последние 100 километров трассы Тбилиси – Батуми радуют замечательной трехполосной автострадой с разграничительным бруствером и дорожными развязками. Пройденное от границы расстояние в 470 км преодолевается за 8 часов.
Топливо
Банковские карточки грузины принимают почти на всех заправках, даже в глубинках. На оплату долларами можно договориться, если нет при себе местной валюты.
Топливо в Сакартвело (внутреннее название страны) стоит около 1 евро, что значительно превышает российские цены. На турецкой стороне бензин дороже в два раза. Предусмотрительные туристы полностью заправляют автомобиль в Грузии, продолжая путешествие в Турцию.
Пограничный пост Грузия – Турция
Существуют два перехода: КПП Вале и КПП Сарпи. Первый вариант находится намного дальше, поэтому многие стремятся попасть на ККП Сарпи – 18 километров от Батуми. В живописной бухте с мелкогалечным пляжем, который признан одним из лучших на аджарском побережье, расположился одноименный поселок. Численность населения не дотягивает до 1000 человек. За счет туристов он кажется многолюдным. Сюда приезжают купаться и на экскурсии, полюбоваться водопадом со скульптурой Андрея Первозванного. Соблазнившись близостью заставы, отдыхающие переходят на другую сторону границы. Формальности занимают несколько минут, как для пеших, так и для автомобильных туристов.
Паспорт, виза
Заграничный паспорт должен быть действительным на дату окончания поездки. Виза в Турцию не нужна, при условии нахождения до 2 месяцев.
Особенности заезда
Переезжая из Грузии в Турцию на авто, водитель должен предъявить документы, разрешающие на автомобиле передвигаться по стране.
Грин-карта или страховой полис. На турецком языке звучит как «сигорта». Можно оформить на заставе, заплатив 90 лир, или 30 долларов. Желательно оплатить без сдачи, так как остатки выдадут по заниженному курсу. Страховой полис готовится около часа.
Водительские права
Нет требований к наличию международных водительских прав. К радости наших автотуристов, полиция редко останавливает транспорт с российскими номерами для проверки документов. Главное, не нарушать правила и не попасть в аварию.
Дорожный сбор. Карточка продается на КПП, либо на заправке. Виньетку желательно приклеить на лобовое стекло, чтобы машину с иностранными номерами не тормознули полицейские. Неуплата сбора карается крупным штрафом.
Правила провоза багажа
Грузинский транзит для наших туристов запоминается знаменитым грузинским вином, с помощью которого хочется расслабиться после утомительного переезда. Многие не могут устоять перед соблазном купить вина в дорогу. Много спиртного через границу не провезти. Ограничения касаются и других категорий:
- алкоголь – один литр (любой крепости);
- сигареты – не больше 200 штук;
- сладости – до одного килограмма;
- продукты питания – для собственного употребления.
Деньги
Нет ограничений на иностранную валюту и турецкие лиры.
С какой валютой лучше ехать? На территории Турции курс евро выгоднее, чем менять доллары. Поэтому лучше иметь евро. В любом обменнике можно купить лиры и трогаться в путь.
Турецкий автобан
По турецким дорогам хочется мчаться с ветерком. В отдаленных аулах проложены трассы с идеальным покрытием. Разметки на автобане в каждом направлени по три полосы. Дорожные указатели встречаются повсеместно и дублируются по английски. Дорожные указатели встречаются повсеместно и дублируются на английском языке. Поездка по некоторым автомагистралям платная. Проезжая Стамбул через Босфорский пролив, тоже придется заплатить. Размер оплаты зависит от пройденного расстояния и класса автомобиля. На автозаправках «Shell» продаются специальные карты «KGS», которыми являются платежным пропуском.
Транспортная инспекция
Ограничивающих скорость знаков нет, но больше 110 километров в час ездить не рекомендуется. Водителю за рулем запрещено разговаривать по телефону без использования hands-free. Все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
Если случилась неприятность в виде штрафа, его можно заплатить в любой Налоговой инспекции. Желательно оплатить в течение двух недель, чтобы получить скидку 25 %.
Топливо
В три раза дороже, чем в России стоит бензин в Турции. Можно в Грузии взять с собой запас бензина, но не больше 20 литров, все что свыше – контрабанда. Качество топлива высокое и оправдывает свою цену: 5 лир за литр 95 бензина. В два раза дешевле газ, дизельное топливо – чуть больше 4 лир. Стоимость бензина постоянно меняется, а летом – традиционно увеличивается. Бензин составляет основную часть расходов у автотуристов. Зато впечатления и эмоции от путешествия по Турции не купишь ни за какие деньги.
Сказочная страна
Многие исторические памятники и чудеса архитектуры можно увидеть в одно автопутешествие. «Железный конь» домчит до берегов Мраморного, Эгейского и Средиземного моря. Можно приехать в Анталию позагорать на пляже. Оттуда взять курс в межконтинентальный мегаполис – Стамбул, стоящий между Европой и Азией. Затем вернуться обратно другим маршрутом, дополняя фотоальбомы, отзывы и впечатления о прекрасных странах.
Полезные советы
- Пересекать границу Грузии строго в разрешенных местах, через КПП. За нарушение штраф- 400 лари.
- Новые условия автострахования начали действовать с 1 марта 2018 года. Договор ОСАГО требуется при условии нахождения в Грузии больше двух недель.
- Со стороны Абхазии или Южной Осетии въезд на территорию Грузии считается незаконным.
- В Грузию не пропускают машины, зарегистрированные в Крыму.
Длинная дорога через две границы оставляет не только воспоминания о прекрасных пейзажах, снежных вершинах, степных просторах и бескрайних морских берегах. Неведомые земли наполняют эмоциями и чувством единения с другими народами, на каких бы языках они не говорили.
По Турции на авто — все что нужно знать автомобилисту
Каково зимовать в Турции? Где брать машину в аренду? Какие в Турции дороги, правила и ограничения? Где жить и что есть? Какие места стоит посетить? На все эти и другие вопросы я постараюсь дать ответы из своего опыта.
Весь январь 2021 года мы провели в южной Турции. Поначалу планировали половину месяца посвятить активному путешествию на автомобиле, а другую половину — проживанию на одном месте и работе. Но страна оказалась настолько интересная, что мы не захотели сидеть долго в одной локации. За весь месяц мы работали только 5-6 полных дней, а остальное время катались по стране и гуляли по интересным местам. Побывали и пожили немного в Анталье, Аланье, Мерсине, Каппадокии, Мармарисе, Каше, Памуккале. Посетили множество природных локаций: пещеры, ущелья, горы, пляжи. Набрались впечатлений и знаний, которыми хочу поделиться со всеми.
Зимовка в Турции
Я ненавижу зиму и холода, особенно в Питере. Раньше ненавидел тихо и как-то терпел это все. Зимой 2014 побывал в Греции и понял, как круто быть в теплой стране, когда в Питере холода и снег. Потом были поездки на новогодние праздники в Стамбул (два раза), в Израиль, в Марокко, на Кипр и Тенерифе. Сейчас я не представляю себе зиму, в которой я не поеду куда-нибудь в тепло. А в этом году впервые захотелось попробовать длительное пребывание, типа зимовки. Рассматривали Сочи и Абхазию, но хорошо, что решились на Турцию, несмотря на ковидные нюансы (о них ниже расскажу).
По итогу готов сказать, что зимовка в Турции лично для меня — это отличный вариант. На юге Турции зимой довольно тепло (от 14 до 23 градусов на моей памяти), в январе разве что бывают иногда дожди и ливни. Довольно низкие цены на жилье и аренду авто, с адаптацией нет проблем, условия хорошие, море и солнце, красивая природа. Если в следующую зиму границы не откроются — я бы полетел в Турцию пожить уже на 2 месяца. Мой опыт зимовки практически нулевой, если интересно — заходите в инстаграм Маши и Леши @lifeintravels, они бывалые зимовщики и сейчас как раз живут в Аланье.
Как добираться до Турции и что нужно
До ковидных времен в Турцию попасть было просто. Сейчас ситуация меняется быстро и ее иногда сложно отследить. На январь-февраль 2021 года в Турцию можно попасть из Москвы и Петербурга самолетами авиакомпании “Победа”. Наши билеты туда-обратно по максимальному тарифу обошлись в 31000 с лишним. Можно было бы сэкономить, если бы не летели 2-го января, когда из-за праздников цены были выше раза в два минимум.
Виза для россиян в Турцию, как помните, не нужна. Еще гражданам России можно оставаться в Турции без оформления до 60 дней. И еще на 30, если выехать и снова въехать в страну (было бы куда). Если есть желание остаться на более долгий срок — надо оформлять “икамет” — вид на жительство.
В Турции видел несколько автомобилей с российскими номерами. Вышеупомянутые Маша и Леша тоже приехали в Аланью из Питера, попутно посетив несколько городов. Они рассказали, что из Одессы до Стамбула ходит паром, на котором они и приехали. Не уверен, что все пользуются именно этим способом, может быть какие-то машины уже были в Турции еще до закрытия границ. Но это рабочий вариант, если сможете въехать в Украину, вроде с этим бывают проблемы.
ПЦР-тесты, анкеты и всякие ковидные нюансы с перелетами
В декабре 2020 года турки ввели правило для прилетающих в их страну: нужно иметь отрицательный ПЦР-тест на короновирус не старее 72 часов на момент прилета в Турцию. Наша практика показала, что турецкая сторона эти тесты не проверяет (ни у кого из четырех человек не смотрели), их смотрят при регистрации в российском аэропорту.
С российской стороны побольше требований, весьма странных и спорных. В самолете из России в Турцию пассажирам дают заполнить небольшую анкету, где указываются персональные данные, даты и места. Эту анкету собирают бортпроводники. Не скажу, что они следят за тем, чтобы эту анкету заполнили. Ну а дальше свободный выход в Турцию через паспортный контроль.
На обратной дороге нюансов еще больше. В самолете раздают анкету раза в три больше и на более серьезной бумаге. И сдавать ее нужно в здании аэропорта. Я читал, что до вылета надо заполнить анкету в Госуслугах, потом эту бумажную, и что без анкеты могут вообще не допустить на паспортный контроль. По факту контроль ее не спросил. После таможни за столами сидели женщины, которые собирали бумажные анкеты, проверяли их заполнение и в ответ давали инструкции о том, что надо сдать ПЦР-тест и загрузить ее на Госуслуги.
Аренда авто в Турции — где и что брать напрокат
В Турции работают как крупные международные прокатные компании, так и множество локальных. Причем вторых несравнимо больше. В курортных городах арендой автомобилей занимаются множество компаний, условия и цены разные, разобраться в них непросто. Поэтому лучше всего пользоваться агрегаторами, желательно теми, у которых есть русскоязычная поддержка.
Я, по старой памяти, пошел искать машину в Myrentacar. Это уже четвертая моя аренда в Myrentacar. Нравится, что они напрямую работают с локальными прокатными компаниями, не нужно их искать и видны сразу все автомобили. Цены почти всегда ниже, чем у международных прокатчиков. Есть удобный фильтр выбора условий и опций аренды. И русскоязычная поддержка, в том числе по мессенджерам.
Первый же поиск порадовал ценами, они начинались с 7 евро за сутки! В итоге выбрал Kia Rio на 18 дней за 142.56€. При выходе из аэропорта меня встретили и проводили к машине. По факту выдали потрепанный Peugeot 301 с довольно большим пробегом (около 135 000 км), но в нормальном техническом состоянии. Понравилось, что в компании был контакт с русскоязычным сотрудником, я задавал им вопросы про машину, дороги и правила. Аренда прошла нормально, так что в очередной раз готов рекомендовать Myrentacar.
Важный нюанс, турецкие прокатчики залог за аренду не блокируют на карте, а записывают себе все данные карточки, в том числе CVV-код. Меня этот факт сильно смутил, ведь с такими данными кто угодно может списать с карты любую сумму. CVV — это персональный код, который должен знать только сам владелец карты. Я этот код на всех карточках вообще стер физически. А прокатчики не хотели выдавать машину без всех данных карты. В качестве альтернативы предлагали оформить СуперКАСКО, которую я брать не собирался. После получаса переговоров я решил от греха подальше оформить полное КАСКО, благо они на него сделали скидку. Так что учитывайте этот факт и будьте готовы, если вы такой же параноик, как я 🙂
Валюта, цены и выгодные способы оплаты
У Турции своя внутренняя валюта — турецкие лиры (TL). В начале января 2021 года курс был около 10 рублей за лиру. Это было удобно, мы все цены в лирах умножали на 10 и понимали стоимость в рублях. К концу января рубль немного упал и лира стоила 10,5 рублей за лиру.
Цены в Турции я оцениваю как адекватные или низкие даже по сравнению с Россией. Особенно это касается аренды авто и проживания, так как мы прилетели в самый несезон и в карантин. Туристов было совсем немного, поэтому турки были вынуждены понизить цены. Цены на продукты в магазинах плюс-минус такие же, что и в России. Одежда и обувь заметно дешевле, мы наполовину набили чемоданы обновками.
Практически везде можно рассчитываться банковской картой, даже в большинстве маленьких магазинчиков. Но стоит знать, что турки больше любят наличку, чем безнал. Иногда этим удавалось пользоваться и выбить скидку за оплату налом в отелях. Про это расскажу ниже.
Многие по привычке будут искать обменники, чтобы поменять рубли или доллары на турецкие лиры. Но я знаю способ еще лучше, тем более, что в январе очень многие обменники были закрыты. У Тинькофф-банка есть возможность привязывать к карте мультивалютные счета, в том числе и в лирах. Я сделал счет в лирах, переводил туда рубли, которые конвертировались в лиры по хорошему банковскому курсу, и оплачивал картой. А наличку снимал в банкоматах с этой же карты. Только со съемом налички нужно учитывать две вещи, чтобы не переплатить. Снимать нужно минимум 300 лир (чтобы Тинькоф не взял комиссию) и в банкоматах определенных банков (чтобы турецкий банк ничего сверху не взял). Моя практика показала, что можно снимать без комиссий в любом банкомате HalkBank. Найти их можно в любом городе через гугл-карты. Процесс довольно простой, не ошибетесь.
Проживание в Турции — отели и аппартаменты
По итогам поездки по Турции сделал вывод, что если ехать в Турцию на срок до месяца в несезон, то нет смысла искать прям съемную квартиру через агента, вполне можно обойтись апартаментами через booking-com. Тут нужно учитывать один важный нюанс — букинг-ком не работает на территории Турции (сайт грузится, но в списке локаций нет турецких городов). Мы пользовались букинг-комом через интернет Дримсим, так как через роуминговый интернет букинг работает нормально. Еще можно искать через AirBnB, но лично мне больше нравится букинг, там как-то проще, быстрее и выбор жилья побольше.
Вариантов жилья очень много, они на разный вкус и кошелек. Нас приятно удивило то, что в январе можно снять вполне себе приличные аппартаменты за 1000-2000 рублей в сутки. Даже в центре города, даже недалеко от моря. У меня выработалась одна стратегия по экономии денег на отелях. Я бронировал номер на одни сутки (даже если надо на несколько). Приезжали, осматривали, оценивали номер. И если все устраивало, то дальше общался уже устно. Просил скидку, мотивируя тем, что оплачу налом и не придется платить комиссию букингу. Все соглашались на скидку, в некоторых случаях выигрыш был весьма заметный.
Погода в южной Турции зимой
Мы провели в южной части Турции весь январь, и еще успели заехать в Каппадокию на 3 дня. Прилетели мы вообще в лето, в Анталии было +23 и летняя погода. Преимущественно были солнечные дни и температура 14-18 градусов. Около 5 дней были пасмурные или дождливые вплоть до сильных ливней. В горах, на высоте более 1500 метров, мог идти снег. Но в целом, погода зимой в Турции для жителей большей части России вполне комфортная и приятная.
Дороги, разметка, правила и знаки в Турции
Качеству дорог в Турции хочется поставить отметки от хороших до отличных. Не Германия, конечно, но от Турции ожидаешь меньшего. Практически везде дороги ровные, даже высоко в горах, где очень малый трафик. Между крупными городами дороги в основном двухполосные в каждую сторону, на длинных перегонах или в сложном рельефе могут сужаться до одной.
Платных дорог в Турции совсем немного, они обычно около больших городов (Мерсин, Измир, Стамбул, Анкара), к тому же их все равно можно объехать. Один раз нам попался платный проезд по тоннелю под горой, цена там была символическая, но мы ее все равно объехали по небольшому серпантину. Еще я знаю про существование одного платного моста в черте Стамбула. Мы только один раз по ошибке заехали на платную к Мерсину. Оплата таких дорог снимается автоматически при проезде оборудованных пунктов. На них стоят камеры, которые считывают номер машины и снимают деньги с баланса специального транспондера. Есть два типа транспондеров: устаревший OGS, который постепенно заменяется более современной и удобной наклейкой на стекло HGS. Лучше покупать HGS, он продается в пунктах оплаты на дорогах, в почтовых отделениях Турции (PTT) и в отделениях некоторых банков. В прокатных машинах эта наклейка должна быть, только за нее могут попросить оплату сверху.
Есть у дорог в Турции одна особенность, которая не понравится ценителям тишины в салоне. Около половины дорог имеет не гладкое, а очень шершавое покрытие, с множеством торчащих из асфальта камешков. На перевалах это плюс, так как там важно хорошее сцепление, особенно где может быть снег и лед. А когда такое покрытие на широких шоссе с разрешенной скоростью в 110 км/ч — шума от шин бывает много.
Разметка и дорожные знаки привычные, как в странах Европы. Но со знаками ограничения скорости на дорогах Турции полный бардак и хаос. Ограничения часто либо нелогичные, либо непонятные. К примеру, видишь большой знак начала скоростного участка дороги со скоростью в 110 км/ч, а спустя пару сотен метров ограничение 70 или даже 50 перед пешеходным переходом. Да-да, турки почему-то делают переходы через шоссе с ограничениями до 50. При этом пешеходов не пропускают, даже на переходах в городах, не говоря уже о шоссе. Так что пешеходом в Турции быть непросто, если надо часто переходить дорогу без светофоров.
Полиция, камеры и штрафы
Про правила рассказал, а теперь про их соблюдение. Ограничения скорости практически никто не соблюдает. Больше скажу, если соблюдать все скоростные ограничения, то местные на вас могут смотреть как на идиота. Поэтому все едут как хотят. Самое удивительное было видеть, как машины превышают скорость прямо под камерами. Я сам где-то после пятого дня практически перестал обращать внимание на знаки и ехал в привычном режиме как в России: до 80 км/ч в черте города и до 120 км/ч за городом. Спустя месяц после путешествия пока никаких штрафов не приходило. ВНИМАНИЕ: я не рекомендую вам так делать, а просто рассказываю свой опыт!
С полицейскими мы сталкивались довольно часто, но почти всегда это прямо или косвенно касалось карантинных мер. Например, на выходных полиция перекрывает въезды и выезды из городов и проверяет документы у всех без исключения. Туристов они пропускают всегда без проблем (если нет нарушений со сроком пребывания в Турции). Иногда полицейские могут сделать замечание насчет отсутствия маски на лице.
Парковки в турецких городах
Порадовало то, что за месяц ни разу не пришлось платить за парковку автомобиля. Платных парковок совсем немного. Например, заметил ее вдоль центральной улицы Анталии, правда я не понял, куда надо платить. Видел сотрудников, которые то ли выписывали штрафы, то ли оставляли чеки на оплату под дворниками, то ли принимали оплату. Но даже там можно было без проблем оставить машину во дворах. Еще платную парковку видели у белой горы Паммукале, но и там есть варианты сэкономить, если не лень пройти минут 5. Обычно мы оставляли машину у отеля и гуляли пешком. В некоторых городах, куда приезжали без ночевки, без проблем находили место для парковки.
Топливный вопрос в Турции
Топливо в Турции стоит дороже, чем в России, но дешевле, чем во многих странах Европы. Средняя цена за литр 95-го бензина около 74 рублей, а литр дизеля стоит около 67 рублей. Изредка встречались заправки-”лоукостеры”, где литр дизеля стоил 60-61 рубль, но я там ни разу не заправился. Из известных сетей есть Shell, BP и наш Лукойл.
Во всех заправках топливо в автомобиль заливают заправщики. Надо подъехать к колонке, к вам подбежит сотрудник и нальет сколько скажете. Часто заправщики не только заливают топливо, но и принимают оплату, в том числе карточкой. В редких случаях могут попросить зайти в помещение и оплатить там.
Турция в ковидные времена и карантин в стране
В январе по Турции действовало множество ограничений в связи с распространением короны. Практически все местные ходят в масках даже на улицах. Не говоря уже о магазинах и прочих замкнутых помещениях. Лучше всего ограничения заметны в выходные дни. В субботу и воскресенье Турция практически вымирала, на улицах были очень редкие прохожие или курьеры с едой. Это потому, что все в будние после 21:00 и все выходные дни в Турции действовал всеобщий карантин. На улицу можно выходить только по уважительной причине. Полиция перекрывала дороги на выездах и въездах в города, проверяла документы у всех подряд.
Что интересно, к туристам отношение очень лояльное даже в карантинное время. Например, в выходные туристам не запрещали перемещаться по стране. Могли остановить и проверить документы, но обычно при виде паспорта РФ или услышав английскую речь, полиция доброжелательно отпускала. Видимо есть распоряжение сверху туристов не трогать, и все этого придерживаются. Нас даже не просили надевать маски на улице, только в магазинах. Ну разве что в Мармарисе полицейские на улице аж два раза попросили надеть, там с этим построже, чем в других городах.
И третье, на чем сказались ограничения в связи с пандемией — это рестораны. Об этом ниже.
Питание в Турции — рестораны, кафе, продукты
Из-за пандемии в январе все рестораны и кафе работали только на вынос (у них это называется “пакет-сервис”). Неудобно местами, особенно в плохую и прохладную погоду. В хорошую можно взять еду и поесть где-то с красивым видом, например.
Этот факт в какой-то степени сказывается на вкусе блюд и на комфорте. Сначала ведь нужно донести блюдо в контейнерах туда, где хочется поесть. Иногда приходится есть на улице с ветром. Еда быстро остывает, ветер сдувает салфетки, неудобно, непрезентабельно. В общем, так себе удовольствие. Еще и экологии вредить приходиться, выкидывая каждый раз контейнеры и пластиковую посуду.
Турецкая кухня порадует тех, кто любит мясо. У турков так много мясных блюд, что спустя 2-3 недели начинаешь скучать по борщу, рису, гречке и другим привычным нам блюдам 🙂 Еще много вкусных сладостей и вкусная выпечка. Мы подсели на симиты (круглые булочки с кунжутом) и выпечку с начинкой из магазинов Migros.
Интернет в Турции
Про интернет в Турции впечатления очень спорные. С мобильным интернетом все нормально, можно купить симки местных операторов, связь хорошая, интернет довольно быстрый. Но по ценам не скажу, не пробовал, так как использовал Дримсим.
А вот стационарный интернет чаще всего разочаровывал. Я даже не говорю про наличие вай-фая, он обычно есть, но с замечаниями. Во многих отелях интернет очень медленный и нестабильный. Причем турки сами признают эту проблему. В одном из отелей скорости интернета не хватало для конференции по зуму и душевный владелец отдал на весь день свой айфон, чтобы с него можно было расшарить интернет 🙂 Но это исключение. Так что если скорость и стабильность интернета важна — читайте отзывы на Букинге, там обычно пишут, если связь плохая.
Дримсим в очередной раз порадовал. В Турции он работает хорошо и стабильно, это я узнал еще из поездки в Стамбул. На юге тоже не было проблем с ним. Обнаружился один бонус. Через турецких провайдеров интернета (в том числе мобильных) заблокированы турецкие города в Букинге, а в Дримсиме все работает, хотя он выходит в интернет через роуминг турецких операторов. Рекомендую для частых поездок по разным странам мира.
Люди, языки и отношение к туристам
Отношение турков к русским расцениваю как очень хорошее. Туризм в Турции — один из главных источников дохода населения, особенно в курортных городах. Нигде и никогда мы не встречали какого-либо хамства или негатива, отношение либо ровное, либо позитивное. Но тут хочется отметить, что все зависит от людей, которые делают выводы об отношении к туристам. Мы сами по-европейски спокойные, приветливые и миролюбивые, поэтому к нам везде и отношение соответствующее.
Интересные места и маршруты
Тут перечислю те места, которые мы посетили и несколько слов о них, понравилось или нет, стоит ли посещения. Напомню, я не фанат истории и архитектуры, предпочитаю природные достопримечательности, просто гулять по городам и подмечать местные особенности.
Анталья
Сюда мы прилетели и тут прожили около недели. Весьма приятный курортный город. Центр большой, оживленный и шумный, есть старая небольшая часть с симпатичными каменными зданиями. Но мне больше всего понравился спокойный спальный район Коньяалты с неплохим длинным пляжем и приморским бульваром, где приятно гулять в хорошую погоду. От Антальи можно ездить в интересные природные локации, до которых не более пары часов езды. В самой Анталье есть интересная достопримечательность — Нижний Дюденский водопад, где шумный поток воды падает прямо в Средиземное море. Есть еще Верхний, но его посетить не успели.
Аланья
В Аланье мы прожили около 4 дней. Нашли приятный отель в 5 минутах от городского пляжа Клеопатры и каждый день гуляли вдоль моря. Город поменьше и потише Анталии, можно подняться на холм с замком и увидеть город с высоты.
Каньон Гёйнюк
Одна из самых популярных природных локаций недалеко от Анталии. Вход стоит небольших денег, есть пешеходный маршрут примерно на час неспешной ходьбы, в конце маршрута красивое место. Восторгов не было, но не пожалел, сходить можно.
Канатная дорога на году Тахталы (Олимп)
Во время путешествий по Альпам полюбил канатные дороги на горы. В Турции тоже не устоял, когда узнал о канатке на Тахталы, но пожалел об этом. Подъем и спуск стоит немало (2300 рублей), а удовольствия только на четверть этой суммы. В Альпах, кроме подъема и спуска на канатке, обычно получаешь возможность прогуляться по пешеходным маршрутам с шикарными видами вокруг. А на Тахталы ничего такого нет, только станция и смотровая площадка, которую можно обойти за 5 минут. Так что не хочу рекомендовать.
Чиралы и Огни Химеры
А вот сюда определенно стоит заехать! Огни Химеры — это интересное место в горах, куда надо подниматься по оборудованной тропинке вверх длиной около 1000 метров. Там наверху есть “поляна”, где из камней вырывается пламя. Все дело в природном газе, который просачивается сквозь камни наружу и загорается при контакте с воздухом. Рекомендую дойти туда на закате, в темноте там по-своему круто. А Чиралы — это курортная деревня (реально деревня, там только невысокие домики) с шикарным огромным пляжем. Рекомендую тем, кто не любит отдыхать в черте города, но хочет цивилизации.
Ущелье Тазы и каньон Кёпрюлю
Тазы — это одно из самых крутых и впечатляющих ущелий, что я видел. Наверное наравне с Вердонским ущельем во Франции. Только вдоль Тазы много не походишь, не покатаешься на машине, и не спустишься вниз, чтобы посмотреть его снизу вверх. Тут пространство для передвижений с видом на каньон совсем небольшое, но вид на каньон перекрывает этот недостаток. Боящимся высоты тут будет очень некомфортно 🙂 А каньон Кёпрюлю можно захватить по пути, у него есть свои фишки.
Каппадокия
Ну про эту местность много говорить не надо. Наверное все слышали про уникальный рельеф Каппадокии и про взлетающие там десятками воздушные шары. Мы пробыли в Гёреме трое суток, но шаров так и не увидели, им запретили взлетать из-за неблагоприятной погоды. На самом деле погода была приятной, в день отъезда вообще было солнце и +19, что для Каппадокии в январе вообще что-то удивительное. Просто у шариков к погоде свои требования, как минимум к ветру на полетной высоте. Ну хоть местность успели немного осмотреть.
Мерсин
Очень интересный и контрастный город. Мерсин тоже на берегу моря, но он заметно отличается от популярных курортных городов вроде Анталии, Алании или Мармариса. Центр Мерсина у меня вообще вызвал ассоциации с городами стран Азии вроде Индии или Таиланда. Высокий уровень шума, дымка в воздухе, суета, много народу, мусор. Но зато город не избалован туристами, и там многое дешевле, чем в остальной Турции.
Пещеры “Ад и Рай” и “Астым”
Две пещеры, которые находятся на расстоянии 5 минут езды друг от друга. Билет в первую пещеру действителен и на вторую. Стоит посетить обе, они очень разные. Пещера “Ад и Рай” сама по себе небольшая и в самой пещере погулять не получится. Зато туда живописная дорога. А вот Астым — это глубокая пещера с длинными и темными коридорами, по которым можно гулять минимум полчаса. Есть что посмотреть.
Пляж Патара
Огромный и широкий пляж с высокими песчаными дюнами. Собственно, ради песчаных дюн сюда многие и приезжают. Очень рекомендую. Только в навигаторе ставьте Sand Dunes, а то приедете к шлагбауму с платным въездом на оборудованный пляж, а не к бесплатным дюнам.
Пляж Изтузу (Черепаший)
Очень красивый пляж, который известен тем, что там водятся морские черепахи. Въезд вроде бы платный. Мы приехали сюда в выходной день, проезд к пляжу был закрыт шлагбаумом, на машине было не заехать. Мы дошли пешком, а там узнали, что сам пляж был закрыт на карантин и небольшой ремонт, но сотрудники не стали выгонять, только просили не заходить на вторую половину пляжа. Не знаю, как тут в курортный сезон, но гляньте какую мы красоту застали!
Сошлись на том, что Каш — самый милый морской городок из всех в Турции, где мы побывали. Нам он так понравился, что мы приехали туда во второй раз, и суммарно провели там дней 6 или 7. Рекомендую не пожалеть денег на апартаменты, которые стоят на горе с видом на море и греческий остров Кастелоризо. С балкона этих апартаментов шикарнейший вид на закат. Песчаных пляжей в самом Каше немного, туда стоит приехать за атмосферой и уютом.
Античный город Пинара
Я нисколько не ценитель истории, античности, архитектуры. Пинара меня прям сильно впечатлила немного другим — локацией, окружением и атмосферой. А вот вслед за этим пришел какой-то интерес и к истории. Было очень интересно, как люди строили такие массивные сооружения в таком труднодоступном месте? Как делали такие формы? Как поднимали тяжелые камни? Как получились те самые норы в скале? С большим удовольствием полазали там. А тот факт, что мы там были совсем одни, только добавил Пинаре привлекательности и загадочности.
Город-призрак Каякёй
Всяких разных исторических развалин в Турции очень много, но эта особенная. Очень крутой город-призрак, который забросили около века назад. До 20 века его населяли этнические греки, которых ушли оттуда после греко-турецкой войны. Удивительный факт в том, что в этом городе около 3,5 тысяч домов! А с виду кажется, что их гораздо меньше.
Памуккале и Карахаит
Памуккале — это одно из самых попсовых мест в Турции. На эту белую гору с голубыми бассейнами туристов возят автобусами. А турки на этом фоне задрали цену за вход аж до 800 рублей. Мы коллективно решили, что оно того не стоит, и поехали в соседний городок Карахаит, где тоже есть похожее явление, только гораздо меньше и другого цвета 🙂 Карахаит интересен своими горячими источниками, там есть отели с горячими ваннами, в один из которых мы и поселились. Не пожалели.
Озеро Салда (Salda Gölü)
Это озеро называют турецкими Мальдивами за берега из белого песка и воды бирюзового цвета. Оно небольшое, его по кругу можно объехать на машине за полчаса. Пишут, что оно образовалось в кратере вулкана, вода считается полезной и богатой всякими минералами. Мы проезжали озеро в пасмурную и дождливую погоду, но очень повезло застать кусочек голубого неба на одном только берегу. Без солнца озеро смотрится не так интересно, все-таки.
С нами поделились очень полезной картой достопримечательностей Турции, большая часть которых расположена на юге страны. Пользуйтесь на здоровье и делитесь ссылкой на эту страницу:
Видео про путешествия по Турции
Про Турцию очень много видеороликов разных блогеров и разного качества. Но больше всего мне понравились несколько роликов от тревел-блогера Касе Гасанов. Он прилетел в Турцию и объездил практически весь юг страны и дальше на север до Трабзона. Всего про Турцию вышло более 4 больших видеороликов. Очень информативно, наглядно и полезно. Рекомендую посмотреть.
Резюме
Лично мне очень понравилось Турция и особенно южная его часть и именно в несезон. Очень мало туристов, низкие цены на жилье и аренду авто, нет изнуряющей жары. Ну и сама по себе Турция интересна своей природой. Я вот не знал, что Турция настолько горная страна. С лихвой утолил свой голод по красивым горным дорогам. Очень много интересных природных достопримечательностей. В общем, однозначно надо забыть все стереотипы о Турции как о стране для отдыха all-inclusive, она очень интересная, стоит того, чтобы взять машину в аренду и познакомиться с ней подробно.
Заметки автотуриста: в Турцию на авто. (Ч. 1 дорога к отдыху)
Посетила в 2017 мыслишка прокатить на авто в отпуск до Ирана, но в силу сложности прохождения границы АзербайджанИран — данная затея была откинута, хотя не совсем откинута, а направление изменено с юго-восточного направления на юго-западное.
Мы уже 3й год катаемся в Грузию, а оттуда рукой подать до Турции.
Решено! считаем бюджет на отпуск 2018, маршрут Уфа-Тбилиси-Газипаша (Турция) — 4065 км в одном направлении. старт намечен на 12 Августа, возврат 10 Сентября. Выходит под 180 000 р, нормальный такой бюджет.
Ам Pajero sport 2 поколение. — меняем масла, фильтра, шприцуем, на этом все.
Для въезда в турцию необходима «зеленая карта» на 15 дней стоит 2450 руб, делал в ВСК.
Для въезда в Грузию нужна страховка на автомобиль, стоит от 15 лари(около 1000р, все зависит от срока пребывания и от типа автомобиля.
Старт по расписанию, первая ночевка под Саратовом, там обычная 2х полосная дорога — ничего примечательного.
Вторая ночевка во Владикавказе, мы выбрали гостиницу «Владикавказ», ценник за 2х местный номер 2200р, шведский стол включен.
С утра старт на Грузию, переход по времени абсолютно не предсказуем, бывает можно перейти за 3 часа, а можно за 8. Нам же не особо повезло — 5 часов ! граница как со стороны РФ так и на нейтральной стороне не обеспечена туалетами или иными благами. Увы, свинство там процветает. Из документов нужны: заграничный паспорт, СТС на авто(переведенная нотариальная доверенность если не являетесь владельцем авто) , теперь еще и страховка(можно сделать онлайн, можно после пересечения КПП)
Топливо (ДТ) в Грузии 2.4 лари — 55р примерно.
Отели в Грузии на любой ценник и вкус, по городу можно передвигаться на метро — поездка стоит 0.5 лари=15р.
Через пару дней стартуем на переход границы ГрузияТурция КПП Вале, вооружившись информацией что там мало транспорта, «Зеленой картой», подкатываем к пограну, выезд из Грузии самый элементарный, оперативно. А вот на Турецком посту, это квест, во-первых турки там не говорят по английски((((, весь пост это неторопливое вялотекущее место. Пограничника нет, досмотрщика-нет(((ждемс. неспешно появляются, сначала в здание для отметки о въезде транспортного средства, проверке грин карты, дают огрызок бумажки и пантомимой объясняют что нужно идти досматривать транспорт, находим мужичка и тычем бумажкой, открываем двери, багажник, потихонечку лапает сумки, и находит в рюкзачке квадрокоптер, опа!
Начинается непонятный трёшь-мнёшь, выясняется что с дроном нельзя. Наши варианты: оставить его и получить некую бумажку, на обратном пути забрать «птичку», или, разворот и думать где оставить квадрокопта. Первый вариант не устроил меня, благо друзья отдыхали в Батуми, и путь был предопределен, пилим в Батуми через Хуло по трансаджарской магистрали))) так себе магистраль скажу я вам. Между делом заглянуть на водопад:
Проехав 170 км примерно за 5 часов, т.к. протяженный участок это грунтовка — около 80км.+ серпантины. Оставив ценную вещицу и поужинав вкусняшками, выдвинулись к КПП Сарпи, на дворе 23:00, проохождение границы на удивление самое беспроблемное оказалось, 30 минут и вот она Турция, кстати сказать, досмотр формальный и через Сарпи квадрик прошел бы вообще легко. На дворе ночь и нужно что то решать с ночевкой, но Турция встречает отличными дорогами по 2 полосы в каждую сторону, с разметкой, с освещением в населенных пунктах, непонятными ограничениями скорости 50кмч в населенном пункте, 82 кмч вне города, или же 70 кмч. В населенных пунктах где знак 50 кмч — 50 не едут!, едут 100 . какого х%я . По началу соблюдал, но когда задолбало. стал как местные. Ехать одно удовольствие, но надо ночевать, т.к. и ребенок притомился, да и мы тоже. В городе Трабзон останавливаемся у первого попавшегося отеля, чтоб переночевать подумали вы? неа! бесплатный wi-fi, гуглим букинг, гуглим гугл, находим простой отель для сна 8 часов эдак тысячи за 3, и находим. Интереса ради глядим цену самого ближайшего отеля — около 7000р. Наш выбор пал на HOTEL EFE (41°00’21.3″N 39°44’00.9″E). как стало понятно что в провинции турки не знают англ языка. Все объяснения на ломанном английском, +татарском)
Позавтракав с утреца, стартуем наша следующая цель Газипаша, а это без малого 1200 км. Заправляем турецкого ДТ, который кстати сказать стоит около 80-85 рублитр.
Увлекательный маршрут на 2 моря
В самом начале нас ждал достаточно интересный и сложный участок с серпантинами, спусками и подъемами, изматывает я вам скажу. протяженность примерно 80 км, тут тебе и вяло взбирающиеся грузовики и узкие разъезды.
А вот после начинается и интересный пейзажик.
Длиться он не долго, нас еще будет ждать и безжизненный пустынный маршрут, т.к. климат в разных концах страны разный, то и виды меняются.
Турки очень хорошо развивают СХ, и везде где можно на равнинах выращивают различные культуры, почти на всех полях системы полива т.к. очень засушливо и просто ничего не вырастет. Где то теплицы, но скорее всего не от холода, а для сохранения влаги. Но по факту фрукты не вкусные, арбузы, к примеру водянистые но не сладкие.
Стиль вождения у местных достаточно своеобразный, сначала они издалека мигают чтоб свалил с левого ряда, уступаем, а водилы обгонят и перед тобой будет ехать с твоей скоростью! Я хз почему так, но это очень часто происходило.
Среднестатистическая сельская дорога:
На участке от города Нигде (Да, это город) начинается платный участок, пункт проезда отличатся от М4 или других платников в РФ, тут нет касс, нет операторов, нет шлагбаума. Просто проезжаешь в арке и по умолчанию в каждой машине либо метка, либо транспондер, а на счету есть деньги. Сама цена проезда варьируется от 3 лир до . 10, для легковых. Но со стороны Нигде нет офиса дорожных служб. Да и плевать) едем! Платник идет в обход населенных пунктов, все извилистых участков нет, все через тоннели. Дорога в 3 полосы в каждом направлении, разделена отбойником, либо стеной, крутотень! Ограничение 120кмч, можно поливать!
Смеркалось, а все это время меня беспокоило как мы будем с платника выруливать, я ж не оплатил. Но оказалось все проще, за городом Мерсин платник заканчивается и выезд через коридор такой же как въезд, только система пытается считать гос. номер и транспондер, но тк ей это не удается она включает что то типо сирены, но нам плевать мы едем)))забора то нет) с вилами никто не выбежал.
Дальше трасса идет уже вдоль побережья Средиземного моря, много мелких городков или сел, где опять таки ограничение 50 кмч, но прилипившись за туристическим автобусом — жарим 100)
В ночи транспорта не много, и пешиков мало, хорошооо. Где то за 60 км до Газипашы начинается новый серпантин. немного не ожидал я такого поворота событий, т.к. на часах 1 час ночи. и темень кромешная, благо есть разметка, и светоотражатели на столбиках по краям проезжей части. В ночи оказалось и легко и сложно преодолевать такой участок, с одной стороны- из-за поворота виднелись отраженные фары встречки, что позволяло заранее закончить маневр или не начинать вовсе. с другой стороны не понятно на сколько крутой поворот и рельеф, да еще и усталость.
Днем это выглядит примерно вот так:
В в отель мы прибыли около 4х ночи. но, мы сделали это! Отельчик «Selinus beach club» (36°16’01.9″N 32°16’54.8″E) выбирал и сомневался долго, т.к.и отзывы с букинга, и не понятно что по фото. но оказалось все очень даже норм, я видел и более убитые отели в РФ которые по рейтинге 8-9 на букинге имели. Этот же, около: 7
Из плюсов: вполне хороший ALL Inclusive, и конечно близость к морю.
В одну сторону пройдено 4500 км.
Ахуенно. В Грузию часто ездим (см профиль интересно) . И была мысль за Турцию. Теперь точно едем! Спасибо! Летом помчим.
Интересно, единственное, что бюджет конечно оч большой)) на чем едите, если не секрет?
На машине в Турцию. Лето 2019 года — часть 9 — От Каппадокии до Средиземного моря
Ранее в сериале:
Часть 1 — От Магнитогорска до Волгограда — нажмите сюда.
Часть 8 — Воздушные шары в Каппадокии — нажмите сюда.
ЧАСТЬ 9 — ОТ КАППАДОКИИ ДО СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ.
Всё ещё день 9.
В отеле мы успели ещё час поспать перед завтраком и двинулись в путь дальше. Это был наш последний день дороги перед встречей с морем.
Когда вещи уже были погружены в машину, я зашёл к владельцу гостиницы, чтобы попрощаться. Ахмет жестом подозвал меня к своему рабочему столу, на котором была разложена карта Турции. Маркером он сделал две пометки на карте, куда нам было бы интересно заехать. Первое место – это самый большой караван-сарай в Турции Султанхани в городе Аксарай, а второе – и оно не указано ни на каких туристических картах – необычное озеро с кислотой вместо воды после Аксарая, в стороне от трассы. Ахмет пожелал нам хорошей дороги до Аланьи и вручил мне карту с пометками, а я сердечно поблагодарил его за внимательное отношение.
Вдруг я понял, что, несмотря на предстоящий неблизкий путь и остановки в Аксарае и на кислотном озере, мы должны сегодня наконец-то доехать до моря. До Средиземного моря.
Неужели это всё-таки происходит на самом деле?! – Да, нее, ерунда какая-то. Кажется, это ещё не скоро будет.
Ну, а тем временем мы уже проезжали без остановок город Невшехир, находящийся в 50 км от нашего отеля в Чавусине. Завтрак был недавно, машина заправлена, и нам предстоял сегодня долгий путь, до конечной точки нашего маршрута.
Песчаные жёлтые горы вскоре сменились обожжённой солнцем равниной. По ней мы и доехали до Аксарая, города, в котором расположен самый большой караван-сарай в Турции – Султанхани. Год постройки – 1229.
Аксарай встретил нас невыносимой жарой и строительством – караван-сарай был на реконструкции, но, тем не менее, он был открыт для посетителей. Я купил билеты у сидящего при входе старичка, и мы вошли во дворец.
Караван-сарай Султанхани состоит из двух частей: открытой (для использования летом) и закрытой (для зимы). Когда мы шли по открытой части двора, то инстинктивно держались тени – солнце палило нещадно.
Но прохладные залы закрытой части позволили нам отдохнуть и пофантазировать, как сюда приходили на постой караваны из дальних стран.
Для понимания размера внутреннего пространства: по центру у противоположной стены стоит Лена, слева на пару пролётов ближе — Вит; справа, напротив Вита — Валя.
Высоченный купол в центре крытой части караван-сарая.
Мальчишки ещё не заметили брошенный местными работниками инвентарь.
Пока Вит находится под впечатлением, Валя уже делится своими мыслями.
Мальчишки нашли оставленные строителями швабры и тут же с удовольствием начали изображать сражающихся друг с другом воинов в этом старом замке. Помните игру «Принц Персии»? Примерно так это и выглядело. Немногочисленные посетители уже успели выйти к тому моменту, и я позавидовал мальчишкам, что они могут так поиграть в этих древних стенах.
Массивная дверь могла защитить от набегов разбойников.
Когда же мы вышли, то постарались как можно быстрее дойти до местного небольшого сувенирного рыночка, который после долины Гёреме был нам не столь интересен, однако, в погоне за чем-нибудь необычным, мы не могли его пропустить.
Особое тактическое значение для нас представляла тень деревьев, укрывающая нас от жары, но не от строительной пыли, и куда мы быстренько перебежали от главного портала караван-сарая в надежде спастись от знойного солнца.
Из каждой поездки Лена старается привезти своему отцу сувенир — местный традиционный головной убор.
Следующим пунктом значилось загадочное кислотное озеро. Проехав некоторое время после Аксарая, мы, в соответствии с пометками на карте, свернули с трассы. Проехав ещё порядка 10 километров, мы поняли, что находимся в турецких «Бельдяжках». Солнце, выжженная степь, какие-то деревенские дворы и сараи, людей почти нет, а куда ехать и вовсе непонятно. Но нас снова спас «Maps me», и мы скоро всё-таки поняли, что приехали.
На некотором отдалении от деревни была парковка и беседка для пикника. Озера пока так и не было видно, но было решено подойти к зоне отдыха поближе.
Там мы, наконец, заметили огромную дыру в поверхности земли (метров 100 или 200 в окружности). Подойти вплотную оказалось невозможно – всё было огорожено забором. Забор, конечно, можно было и перелезть, но, признаюсь, мне было бы неуютно это делать.
А вот в глубине самой дыры виднелось тёмно зелёное озеро кислоты. Причём в отличие от обычного озера, кислотное, по всей видимости, «прожгло» грунт и само ушло на глубину 30-50 метров. Подходить близко, как выяснилось, нельзя было только по одной причине – если упадешь в него, то твоё тело могут уже и не найти. Как сказала Лена «идеальное место для того, чтобы избавляться от трупов». Само озеро находилось не просто под охраной – из него ещё что-то явно добывали.
Поглазев некоторое время, мы решили вернуться на свой маршрут.
Пока возвращались на трассу, заметили несколько больших лагерей беженцев из Сирии. Вообще, в этой части Турции мы часто встречали подобные поселения. Синие и белые палатки, небольшие автобусы, туалет, как самое приличное сооружение, и кучи мусора вокруг.
Каппадокия была пройдена насквозь. Мы увидели и небогатые деревни, жители которых по-прежнему живут в пещерах, и шикарные отели, чуть в стороне, но тут же — обычные турецкие многоэтажки – аккуратные со стеклянными балконами и, скорее всего, гораздо дороже тех пещер рядом с которыми мы сами жили ещё несколько часов назад.
Мы стремились к морю. Нас там ждали сегодня. Да и мы уже совсем отчаялись услышать шум волн и почувствовать солёный воздух на вкус.
Предпоследнее место, где мы сделали остановку, был город Конья. Мы остановились на большой заправке, и зашли внутрь магазина в надежде купить кофе и воспользоваться туалетом. Как вдруг, и это было неожиданно, мы услышали подзабытое женским голосом на командном русском языке «Где ты ходишь?!», а так же повелительном мужском «Катя, иди сюда, я нашел..» — чё-то там он нашёл. И столкнулись с целой толпой русских или украинских («хрен их разберёшь») туристов. Характерный красный загар перележавших на пляже тел в сочетании с недовольными и утомлёнными выражениями лиц немного нас испугал, и мы поспешили уехать восвояси. Было странно увидеть красноликих русскоязычных в таком количестве после стольких дней путешествия!
Мы повернули на юг!
Впереди снова были горы, но уже снова другие. Это были Западные Таврические горы, отделяющие средиземноморское побережье Турции от её центрального нагорья. Не песчаные жёлтые, а более привычные для нас серые скалы. Только они, казалось, были острыми как лезвие, и на них росли только сосны и корявые кедры. Пейзаж снова удивлял, но мы торопились ехать. Переполненные впечатлениями от гор Каппадокии мы просто преодолевали путь. Солнце уже давно перевалило свой экватор. Неизменными оставались отличные турецкие дороги.
Мы, наконец, преодолели серый горный хребет и переползли на другую сторону. Теперь с вершины под прицелом солнца мы спускались по серпантину вниз. В сочных зелёных долинах паслись стада баранов, а ещё ниже появлялись деревни. В одной из них, в местном магазинчике, больше похожем на сельпо времён застоя, мы закупились продуктами на вечер. Ведь всё-таки было неизвестно, когда мы приедем (и приедем ли! – всё ещё не верилось) и будут ли открыты магазины, в которые точно уже не захочется идти. Тут же, рядом с трассой стоял старик и продавал всё то, что выросло у него в саду. Каждый фрукт стоил 3 лиры (1 лира тогда равнялась 11 рублям). И скоро, как нам тогда показалось, самые сочные в Турции персики, виноград трёх сортов, маленькие дыньки и нежнейший инжир лежали у нас в машине.
Неподалёку от этого торговца мы видели последний перед побережьем военный блок-пост с броневиком. Здесь солдаты, в отличие от их коллег из центральной части страны, активно тормозили проезжающие мимо них машины и проверяли документы.
Мы снова едем, а из магнитолы доносится уже почти старинная «Лето! Ах, лето!»
Фрукты, купленные у торговца на обочине, ели мы немытыми и уже в дороге. Немного подшучивали над Леной, чтобы она снова не забыла рюкзак в туалете, как это было в Эльхотово. Но это были самые вкусные фрукты, которые мы ели тем летом.
За поеданием персиков, сок которых неизменно стекал с локтей на шорты, мы не сразу заметили, как изменился воздух. Он стал плотным, солёным и непрозрачным. Мы необратимо приближались к морю, но вместо него на горизонте видели в воздухе только непроницаемое марево.
По сторонам уже не было никаких пастбищ – всё чаще встречались банановые плантации, урожай с которых местные жители тут же продавали прямо на обочине дороги.
Проехали монументальную вывеску «Манавгат», но моря всё еще не было. Наш разговор замолк, и мы стали напряжённо всматриваться вперед. Мы точно знали – навигатор показывал – что вот оно впереди, где-то там, очень близко и мы должны уже были, но не могли увидеть его. Моря не было.
Мы волновались. Как сказал тогда Валя: «Мне море уже внутривенно нужно!». Мы ждали этой долгожданной встречи с морем, на встречу к которому мы проделали такой большой и необычный путь!
….и вот мы уже повернули на побережье и едем вдоль бескрайней песчаной полосы пляжей по направлению к Анапе Аланье.
Где-то в этот момент всё-таки пришло запоздалое ощущение того, что мы действительно доедем, наверное, потому что в этот момент мы УЖЕ доехали до Средиземного моря, и мы могли видеть его волны, набегающие на песчаный берег. Очень хотелось окунуться в его тёплые и сильные объятия с надеждой, что они исцелят наши уставшие тела и души.
То, что казалось нам совершенно немыслимым до этого момента, вдруг оказалось реальностью, в которую любой из нас верил очень с трудом, и то, только потому, что мы видели эту реальность своими глазами одновременно все вместе.
Очень трудно было поверить, что всего четыре дня назад мы выехали из России в Грузию. как будто это было в другой жизни.
Чуть позже мой брат, который, как и вся наша большая семья, следил за нашими фотоотчётами в вотсапе, напишет нам о том, что очень трудно уложить в голове, что в то же самое место, куда он со своей семьёй (и с Валей в том числе!) прилетел на самолёте всего месяц назад, можно просто взять и приехать на машине из Магнитогорска. Мир не такой уж и большой!
От Чавусина до Каргыджака всего 550 км.
Тем не менее, нам предстояло проехать ещё порядка 100 км по побережью до Каргыджака — посёлка, где уже ждали нашего прибытия. Мы ехали мимо бесконечных отелей по обеим сторонам дороги, под пешеходными мостами, по которым с пляжей возвращались усталые от солнца туристы. Многие из них оборачивались на неожиданные для них в этой местности русские надписи на нашей машине. Я почему-то очень радовался этому эффекту! И было очень приятно осознавать, что на твоей машине российский номер.
Возбуждённые от радости, мы бесчисленное кол-во раз слушали «knocking on heaven’s door» и подшучивали над Валей, чтобы он подставлял свои вены «морю-морюшку». Обсуждали, что по приезду, сразу после размещения нужно будет сходить на море и символично искупаться в нём.
Но в Аланье мы попали в часовую пробку при очень высокой влажности воздуха, от которой в условиях почти полного отсутствия движения, всё тело сразу покрывалось мелким липким потом. Наш кураж несколько поутих в этой пробке. Но дембель неизбежен любая пробка рано или поздно заканчивается, и вот после некоторых петляний на машине среди банановых рощ мы, наконец, находим наш на ближайшие 15 дней дом. Было уже совсем темно, когда мы заехали на парковку нашего жилого комплекса.
Светлана, администратор из Киева, которая постоянно живёт здесь, приветливо встретила нас, показала, куда припарковать машину, и поднялась вместе с нами в квартиру. Формальности по передаче квартиры в наше пользование заняли некоторое время, в течение которого мы все мечтали только об одном – дойти до моря. Видя наше нетерпение, Светлана рассказала, какие пляжи есть поблизости, как туда пройти и предупредила, чтобы мы всё-таки не купались в темноте.
Ночное море встретило нас непроглядной чернотой и шумом мощных волн, разбивающихся о прибрежные камни. Белые буруны прибоя были едва видны в свете далёких уличных фонарей. На пляже освещения не было. Мы не решились зайти в море, потому что это действительно было опасно, но вот, что мы сделали, так это просто плюхнулись в воду у самой кромки берега на глубину колена, чтобы соблюсти ритуал и смыть с себя пот.
Вернувшись в жилой комплекс, мы не стали подниматься в квартиру, а прошли к бассейну и уже здесь, расслабленно, понимая, что находимся в полной безопасности, упали в чистую воду, подсвеченную голубым светом.
Когда вода бассейна сомкнулась над моей головой, я прямо в голос сделал глубокий выдох под водой. Вынырнул, нырнул снова, и сделал ещё один подводный громкий выдох, похожий на стон. И так несколько раз. Моё тело было очень уставшим. И голова. Кажется, что мои ступни пытались впитать в себя живительную влагу каждой своей точкой, и получали необыкновенное тактильное наслаждение от этого и от свободы от обуви.
А моя голова, привыкшая принимать решения, связанные только с управлением автомобилем, отдыхала, потому что тут уже не нужно было водить автомобиль. И завтра не нужно будет. А если я захочу, то и послезавтра. Кажется, я накатался.
Дети прыгали в воду с бортика. Мы с Леной просто отмокали. Над нами было чёрное ночное Средиземноморское небо.
На машине в Турцию. Лето 2019 года — часть 8 — Воздушные шары в Каппадокии
Ранее в сериале:
Часть 1 — От Магнитогорска до Волгограда — нажмите сюда.
Часть 7 — День в Каппадокии — нажмите сюда.
ЧАСТЬ 8 — ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ В КАППАДОКИИ.
День 9. Время 04:00.
Утром мы еле-еле продрали глаза в 4 часа. Пора! С трудом встали и растолкали мальчишек. Надели на себя всё самое тёплое, взяли пледы, бинокль и фотоаппарат, и побрели на ближайшую к нам гору. Ну как гору…. Половина пути на неё – это расстояние до полюбившегося нам ресторанчика. Было очень холодно, безлюдно и ещё темно. Прошли тихо мимо мечети, чтобы не спугнуть её, и она вдруг не начала бы истошно вопить, как накануне. Деревня спала.
Миновав ресторан, мы пошли вверх, по улице сувенирных лавочек. К слову, там всякая всячина была гораздо интереснее и дешевле, чем в раскрученном центре, в который мы забрели днём раньше. С удивлением для себя отметили, что и в нашей деревеньке, прямо в горе, было много жилищ, в которых жили люди. А ещё чуть выше наверху мы увидели целый отель в этой горе.
Наше восхождение заняло минут 15 в темпе сонного шага. Устроившись поудобнее среди уже привычных нам песчаных скал, мы стали ждать, правда, сами не зная чего.
Вдруг, среди гор, мы заметили поднимающиеся шары. Их было, как нам показалось сначала, довольно много: 15 или 20. Мы тогда ещё не знали, что это мало.
Они были очень хорошо видны даже в предрассветных сумерках, огонь горелок придавал волшебства происходящему. Шаров становилось всё больше. Они вырастали из-под земли, как грибы. Это было очень красиво. Мы забывали всё это фотографировать и снимать, а только успевали удивляться.
Шары мерцают по очереди, как гирлянды, подсвечиваемые пламенем
Шары находились далеко от нас, при этом перед нами, как на ладони, была видна огромная долина, беззвучно заполнявшаяся воздушными фонариками.
Вдруг кто-то из нас обернулся и увидел, что за нашей спиной, из-за горы, на которой мы были вчера, тоже поднимались шары. Они были повсюду, парящие в воздухе медленные гиганты.
Своими глазами мы видели невероятную открытку, только ещё чувствовали запах горного утра, летний предрассветный холод, слушали пение птиц и любовались безупречными цветами рассвета без всяких фотофильтров.
И шары… сначала мы их считали, а потом сбились – так много их стало.
Мальчишки безуспешно пытаются докричаться до парящих в небе воздушных шаров.
Холодно. Валя кутается в свой плед.
Пока мы восхищались необычным зрелищем, рассвело, и солнце готовилось вот-вот выйти из-за гор. Говорят, это именно тот момент, из-за которого многие поднимаются на шарах вверх.
Пока мы были заняты собой, шары подплыли совсем близко. Мы не просто читали названия компаний, которые поднимали туристов вверх, но и видели в гондоле каждого человека в отдельности. Мы с ними даже поговорили. И кто кого разглядывал – ещё большой вопрос.
Шары для развлечения опускаются в ту долину, где мы просто живем, просто ходим по этим улицам и от безделья залезаем в людские дома-пещеры. Безусловно, пилоты шаров – мастера своего дела – безупречно и лихо управляют своими воздушными судами под восторженные возгласы пассажиров.
Вот именно тогда мы перестали жалеть, что не попали на эту воздушную прогулку. Самая обычная корзина вмещает в себя 25 человек! Они строго распределены по своим местам и везёт тем, кто получает билет у борта. Остальным же приходится довольствоваться зрелищем из-за спин соседей. Со своего места они видят не намного больше, чем мы с бесплатной горы, а наше путешествие ещё и не ограничено во времени. Людей много, стоять не очень удобно, ведь шар иногда нехило покачивает, а прогулка длится час.
Цена полёта – 250-300 евро за человека.
Нас должно было полететь трое — мой внутренний еврей ликовал!
Мимо проплывали гондолы и поменьше, но в таких уже люди с совершенно другим уровнем дохода. В долину, метрах в двухстах от нашего отеля с крышей, приземлился вип-шар с вип-гонодолой с вип-пассажиром. Один пассажир и пилот. Лена сказала, что это самый грустный воздушный шар, ведь в нём не с кем поделиться восторгом, да и сам турист приземлился, просто чтобы покурить.
Стало светлее и на нашем наблюдательном пункте появились и другие зрители. Мы улыбались друг другу и смотрели, смотрели, смотрели…
Парень в жёлтой футболке явно мёрзнет:
Постепенно солнце залило долину и настало полноценное утро, а шары повисли в воздухе, и стали привычными, как рисунок на обоях. Становилось скучно.
Мы нафотографировали шары, пейзажи, и занялись друг другом. Валя пощёлкал нас в жанре «романтИк».
Но, так как мы с Леной не сторонники красивых модных банальных фото на модном фоне, то и фотосессия оказалась смешной пародией.
Зато на этих же фотографиях видно, что по-прежнему не тепло. В сети можно найти много фотографий Каппадокии с девушками в прекрасных тонких летних платьях на фоне шаров в долине Гёреме, так вот… Свои полушубки они скидывают ради этой фотографии ровно на время съёмки, всего на несколько секунд, а дальше – снова в шубу или плед…
Большой серый воздушный шар пролетел над нашим отелем.
Наш верный Ларгус стоит в ожидании последнего отрезка дороги до Средиземного моря.
Шары стали садиться и к ним тут же подъезжали микроавтобусы, чтобы увезти туристов в отель.
Праздник подходил к концу. Мы увидели всё, что хотели, и теперь хотелось есть и снова спать. Пока мы спускались вниз, мимо, совсем близко, пролетел шар только с одним водителем. Мы с ним умудрились поболтать, он улетел, не обещая вернуться, а мы продолжили свой спуск.
К своему удивлению и здесь мы увидели кучу заброшенных жилых домов – пещер прямо у себя под носом. Не смогли пройти мимо и тут же полезли и по ним. Нас никто не останавливал, нас никто не видел. Чуть ниже мы шли по улочкам, где товары лавочек просто были укрыты полиэтиленом без камер, решеток, дверей и замков, а в звенящей тишине слышны были только птицы и наши голоса. На одном прилавке было написано на английском языке «вы можете взять себе то, что понравится. Каждая вещь стоит 1 евро».
Мы уходили. Мы понимали, что прощаемся с этим необычным местом. Каппадокия перестала для нас быть точкой на карте и банальной открыткой с воздушными шарами на фоне рассвета. Каждый для себя решил что-то своё, но вслух мы обсуждали только, что вернуться сюда надо обязательно и уже не на один день. Нам было по 38, 15 и 7.
На машине в Турцию. Лето 2019 года — часть 7 — День в Каппадокии
Ранее в сериале:
Часть 1 — От Магнитогорска до Волгограда — нажмите сюда.
Часть 6 — От Эрзерума до Каппадокии — сюда.
ЧАСТЬ 7 — ДЕНЬ В КАППАДОКИИ.
«АЛЛЛААААААААААААОАООУУИИИТУЭМААААААААООООООООАААА….» — вдруг истошно на максимальной громкости запел мулла с призывом к намазу. Он пел в громкоговорители, установленные на мечети, которая была в 30 метрах от нашего отеля. Но нам показалось, что громкоговорители были установлены у нас в номере. Плохо соображая, что происходит, мы с Леной кинулись на выход через комнату мальчишек. Те, утомлённые накануне, к счастью, спали без задних ног. Когда до нас дошло, что это не сирена и не война, а просто мы находимся в мусульманской стране и аллах велел молиться пять раз, мы мгновенно провалились в глубокий сон, и прохлада белоснежных отельных простыней снова приняла нас в свои объятия. Было часов 5 утра.
Второй раз мы встали только часов в 10 и отправились завтракать. Оливки и маслины, варёные яйца, лепёшки, помидоры, огурцы, арбуз, халва, бисквиты, сыр, колбаса, чай – чёрный и зелёный, и кофе – всё это далеко не полный список того, что нам предложили хозяева отеля. Кроме нас выползали и другие обитатели, которых поздно вечером мы не видели. Говорили они, в основном, на немецком и французском языках. Такие умудрённые опытом путешественники, которым море уже не нужно, а вот загадочная Каппадокия интересна. Допив свой кофе, народ собирался как-будто в поход. Рюкзаки, кроссовки, вода, трекинговые палки. Тогда нам это показалось странным.
Мы не имели почти никакого представления, где находимся, у нас не было чёткого плана, куда идти и что смотреть. Мы просто приходили в себя после длинного переезда. В конце концов, решили прогуляться и мы. Бюланта на посту администратора отеля сменил его брат Ахмет – такой же спокойный и внимательный. Он был в курсе того, откуда мы взялись и как мы попали в их отель. Ахмет был готов к нашим вопросам «куда идти и что смотреть»: выдал нам удобную и понятную карту местности со всеми точками посещения, обрисовал, сколько нам понадобится времени на всё, и что и до скольких работает. Мы очень хотели покатать своих детей на воздушных шарах, которыми славится Каппадокия, но Ахмет сказал, что мест на данный момент сейчас нет, но он будет отслеживать ситуацию и попробует забронировать их для нас, если кто-то вдруг откажется от полёта.
Обувшись, нацепив кепки, взяв крем от ожогов (да, именно такой, со степенью защиты SPF 50), фотоаппарат, бинокль, мы отправились в путь. Напротив отеля, в пяти метрах через дорогу, был магазинчик, куда мы зашли и купили две бутылки воды.
Ахмет чётко обозначил на карте не только, куда ехать, но и в какой последовательности. Первый раз мы остановились метрах в пятистах от отеля. По утверждению Ахмета там были остатки христианского храма. Не зная, что произойдёт дальше, мы решили выйти ненадолго и посмотреть. Тем более, уже какие-то туристы там ползали. Прямо в горе – выдолбленные ступени, окна и явно целые комнаты. Всем нам, естественно, тут же потребовалось залезть туда.
Действительно, внутри на песчаных стенах прекрасно сохранились христианские фрески в знакомой нашей православной традиции росписи. Изумились мы не только надписям, которые Лена без труда прочла, показав нам буквы кириллицы, но и тому, как хорошо сохранились краски.
Минут за 15 мы обошли все возможные лазы и комнаты, и увидели чуть в стороне дорожку, которая вела вверх, в горы. Не раздумывая, мы пошли по этой дороге, которая очень быстро превратилась в тропу. Остановиться было почти невозможно, так как с каждым шагом открывался вид всё более впечатляющий своими масштабами и необычными видами, и было интересно, что там дальше. Мы шли и шли вперёд, ведь каждые 50 метров дарили нам всё больше открытий.
Вит смотрит в бинокль на долину Гёреме.
Вдруг оказалось, что под нами уже неприлично глубокий каньон с еще более неприличными знаменитыми скалами — грибами. Эта долина называлась, кажется, долиной любви. Но дальше было ещё интереснее – завораживающие обрывы, вдруг появляющиеся тут и там на огромной высоте выдолбленные комнатки на уровне метров 30. Стаи птиц, которых мы сгоняли своим шумом под самым потолком этих горо-скал. Горы отличались своей мягкой породой, жёлтым цветом и ощущением того, что вот она, совсем близко, но такая высокая вершина. И так хочется до неё добраться, и ты идёшь и идёшь.
Первым сдался Вит. Мы не сразу поняли, что случилось. Видимо он просто устал от подъёма и нестерпимо жаркого солнца. Наша вода закончилась давным-давно, а вторая бутылка осталась в машине, до которой теперь уже было слишком далеко возвращаться вниз.
Нам посчастливилось отыскать какой-то непонятный ручей с холодной водой. Пить из него мы не рискнули, а вот полить из него на себя – оказалось самое то.
Самый младший из нас, к счастью, воспрял духом после того, как вылил на себя как из ведра кучу панамок воды, да и остальные воспользовались этим крохотным оазисом в долине солнца, песка и отсутствия воды. Пить хотелось, тем не менее, всё сильнее. Но жажда забраться выше по этим необычным горам пересилила ту, другую.
Вит умывается в ручье, на заднем фоне видны развалины бывшего дворца, высеченного в скале.
Мы встречали явно современные попытки использовать горы в качестве жилья, но обвалы так же показали нам, что комнаты эти не очень то и надёжные. Где-то в глубине пещер мелькнули глаза лисы, и ребята рванули было за ней, но страх оказаться под таким же обвалом остановил их.
В глубине фотографии виден Вит, бегущий по развалинам под угрожающим обвалиться потолком.
Мы ползли вверх и вверх. Теперь горы были усыпаны сталагмитами, на ощупь гладкими, самых причудливых форм. Конечно, нам хотелось полазить по ним, с каждым из них сфотографироваться.
Обернувшись назад, наконец, мы увидели, что забрались уже очень высоко, а вершина по-прежнему была обманчиво близка.
Панорама, которая открылась нам, впечатляла. Ощущение, что ты на другой планете: бесконечные каньоны, горы и горушки, жара и солнце, ветер и тишина. Внизу, тонкие нитки дорог, по которым бесшумно двигаются маленькие автобусы и автомобили. Ни одна фотография, коих мы сделали великое множество, не передаёт ни тех чувств, ни масштаба увиденного.
Безжалостное солнце и жажда заставили нас отправиться всё-таки в обратную дорогу. Мы спускались и оглядывались назад. Так, нечаянно, мы познакомились с красотой этого края.
Оказывается, мы прогуляли три часа, а вода, к которой мы так стремились, стала почти горячей в машине. Закончилась она так быстро, что жажду утолить не удалось, а до Лены она и вовсе не дошла. Мы решили доехать до огромного комплекса, который видели с горы. Он был очень близко от нас и к нему постоянно подъезжали автобусы. Оказалось, это место для туристов, где они могут поесть и купить сувениры. Там же катают на ослах и лошадях, а местные жители устраивают там свадьбы. Толпы китайцев создали ощущение, что мы в Азии и только сувенирные воздушные шары напоминали нам о Турции.
Почти добежав до кафе, где продавали воду и свежевыжатые соки, мы остолбенели от цен и тут же поняли, что не так уж и сильно измучила нас жажда. Цена стакана сока – 200 рублей. При том, что апельсины там растут и стоят копейки. Потом, через несколько дней, уже на побережье мы покупали ящик апельсинов – внимание! — 14 кг за 400 рублей. Здесь же цена воды была сравнима с ценой нефти. Побродив еще немного по рынку сувениров, где цены на маленькие сувенирные шарики равнялись 25 долларам за штуку, мы приняли единственное верное решение – вернуться обратно, в свой отель, и зайти в магазин напротив.
Ещё через десять минут мы сидели на террасе своего отеля, пили лимонад и воду нескольких сортов, и ели из огромных банок купленное тут же мороженое. Это был наш обед. После этого случая всю оставшуюся поездку мы всегда брали с собой много воды.
Силы ещё оставались, оставалось время, да и теперь мы догадывались, что попали в очень интересное место, которое хотелось рассматривать и узнавать дальше. Следующим пунктом, отмеченным утром на карте под цифрой два был древний пещерный город Зельве.
Нужно было ехать, но наш младший замялся и попытался что-то спрятать в машине. Очень быстро выяснилось, что яркие жвачки на прилавке магазинчика оказались слишком соблазнительными для парня, и он стащил их штук 15 и набил целые карманы. Пришлось нам с Витом идти с повинной к хозяину магазина, приветливому парню, который сначала растерянно молчал, а потом когда понял что происходит, улыбнулся и что-то сказал нам на плохом английском. Все жвачки мы, конечно же, оплатили, и отдали Виту, которому было очень стыдно, и которого мне лично было очень жалко. С другой стороны он получил ценный урок, да и жвачки всё же остались при нём.
Буквально в трёх-четырёх километрах от отеля находился тот самый древний город, высеченный в пещерах – Зельве. Цена (точно не помню) – 200 лир с иностранцев и 70 со своих, кажется. Недёшево, но оно того стоило.
Мы совершенно не понимали, куда пришли, так как впереди были всё те же песчаные горы, спрятанные за деревьями. Оказалось, что мы попали в древний пещерный город Зельве, который начали создавать еще в VI веке н.э. Горы, в которых мы оказались, были испещрены в прямом смысле слова.
Жилища и церкви, высеченные в скалах. Это христианская часть города. Есть ещё мусульманская, она находится в другой части ущелья.
В некоторых пещерах были видны всё те же христианские фрески, что мы видели несколько часов до этого. Лена тогда сказала нам «Подумать только, ещё в помине не было Руси, тем более христианской, а здесь уже кипели такие страсти».
Видна роспись.
Различим архангел.
А здесь угадывается имя — Михаил.
Напомню, что эти храмы были высечены здесь ещё до появления Киевской Руси.
Тропа, которая соединяла все части парка, вела нас от одного жилища к другому. В каждом хотелось побывать, в каждое забраться. Это оказалось не так-то просто. В некоторых пещерах уже были стёрты ступени, в некоторых безвозвратно обвалились их части, в некоторых входы были очень высоко, а некоторые были огорожены из соображений безопасности. Каждая пещера была непохожа на предыдущую.
Мы заходили в каждую и в шутку представляли, как бы в них смогли жить сами.
Источник https://gruziyagid.ru/otdyh/na-mashine-v-turtsiyu-cherez-gruziyu
Источник https://rentcarus.ru/po-turtsii-na-mashine/
Источник https://pikabu.ru/story/zametki_avtoturista_v_turtsiyu_na_avto_ch_1_doroga_k_otdyikhu_6143898
Источник