Содержание

Путешествие по святым местам Израиля — что необходимо знать

Израиль – государство расположенное на Ближнем Востоке. Выстраданное бесконечными кровопролитными войнами, сейчас оно стало очень популярно среди туристов. Помимо многочисленных достопримечательностей, сюда приезжают ради знаменитой исцеляющей «израильской медицины» и прекрасного пляжного отдыха. Мы решили в нашей статье более подробно рассказать об этой стране, и знаменитых местах паломничества.

Израиль – страна трех религий

Израиль – колыбель трех великих религий мира. Для верующего населения Израиль – святая земля, ведь именно здесь сосредоточены сооружения, памятники и целые местности, рассматриваемые сторонниками мировых религий как места не обычные, а святые. Святой эта земля стала и для христиан, и для мусульман, и для иудеев, ибо все самые значимые исторические события этих народов произошли именно здесь.

Священные места Израиля

Священные места Израиля известны людям и верующим, и неверующим. Места эти связаны в первую очередь с земной жизнью Христа. Благовещение и Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение Господне, Его явление в Фаворском свете и Преображения – всё произошло здесь. Путь Спасителя пролегал по этой земле, именно здесь им были произнесены проповеди, совершены великие чудеса. Здесь состоялась Тайная вечеря и Иисус был предан Иудою. Здесь он претерпел великие страдания, Крестным путем прошел на Голгофу и был распят на Кресте. На этой же земле произошли Воскресение и Вознесение Иисуса Христа.

Каждая важнейшая христианская святыня – это памятник одному из периодов жизни Иисуса Христа. Практически в каждом городе страны построены церкви, монастыри и другие религиозные сооружения, куда постоянно стекаются сотни тысяч паломников и туристов.

Удивительный климат Израиля

Израиль – страна, берега которой омывают 4 различных моря. В их числе Красное, Средиземное, Мертвое и Галилейское. Около девяти различных климатических поясов можно отследить в этой небольшой стране, поэтому совершенно не удивительно, что погода будет очень меняться в зависимости от района. Влияние средиземного моря, разнообразный рельеф и пустыня Сахара – все это в сумме и объясняет такое количество климатических поясов.Самая комфортная погода в течение всего года, в районе Иерусалима. Горные районы характеризуется жарким летом и холодной зимой. В прибрежных, зима более мягкая и высокая влажность.
Для комфортного пляжного отдыха лучше посещать страну в весенние и осенние месяцы. Эти два периода характеризуются умеренной жарой и теплой водой в море. С декабря по февраль в Израиль едут ради экскурсий и лечения.

отдыхвизраиле

Вифлеем

Вифлеем (Церковь Рождества Иисуса Христа) — небольшой арабский городок, расположенный в 10 километрах от Иерусалима на территории нынешней Палестинской автономии. По преданию здесь родился царь Давид. Но громкую славу в христианском мире Вифлеем получил благодаря другому событию — рождению Иисуса Христа.

Иерусалим

Совершая паломничество по Иерусалиму, паломники видят места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа. В первую очередь это, конечно, святая Елеонская гора. Здесь находятся Елеонский женский монастырь, храм Вознесения, Место Вознесения Иисуса Христа («Стопочка»), Гефсиманский женский монастырь, храм Св. Марии Магдалины. А также Гефсиманский сад, гробница Божьей Матери, гора Сион, Храм Успения Божьей Матери и гробница Царя Давида.

Елеонская гора, с которой открывается изумительный вид на Старый город — священное место для христиан. Именно здесь проповедовал и молился Иисус Христос, отсюда он через Золотые ворота входил в Иерусалим и, наконец, вознёсся во славе на небеса через сорок дней после своего воскрешения. Легенда утверждает, что произошло это на самой высокой точке горы, где ныне стоит часовня. Однако русская православная церковь считает, что истинное место вознесения Иисуса находится поблизости от Русской церкви Вознесения и монастыря.

В Гефсиманском саду Иисус любил уединяться со своими учениками для молитвы и отдыха, в нём же он молился после Тайной вечери и был схвачен стражниками. В горнице Тайной вечери состоялась последняя трапеза Христа с учениками, установлено Таинство Евхаристии. Здесь было совершено омовение ног апостолам, начало прощальной беседы с ними, в саду они оплакивали смерть Учителя, и сюда же была принесена радостная весть о Воскресении.

Точное место нахождения горы Сион до сих пор не определено. Так или иначе, холм, известный сегодня под этим названием, приобрёл символическое значение сердца исторической родины евреев всего мира. Здесь находится гробница Царя Давида, легендарного иудейского царя, победившего в единоборстве великана-Голиафа и превратившего небольшой ханаанский город Иерусалим в столицу. Христиане почитают расположенную на горе Сион церковь Успения Божией Матери — место, где по преданию Дева Мария уснула вечным сном.

Эйн-Керем — место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи), который назван Пророком Всевышнего, потому что шёл впереди Господа, чтобы приготовить путь Ему, чтобы дать народу познание о спасении через прощение их грехов. В Горненской русской обители Божья матерь встречалась с праведной Елизаветой. А в монастыре Св. Креста праведный Лот во искупление своего греха посадил три ростка (сосны, кедра и кипариса), чудесным образом сросшихся в одно дерево, из которого и был сделан крест Господа.

В Старом городе Иерусалима путешественники посмотрят Храмовую гору, Стену Плача, дом Иоакима и Анны (место рождения Богородицы) и Преторию — место заключения Иисуса.

Крестный путь Спасителя прослеживается сегодня в Иерусалиме очень приблизительно, ввиду неоднократных разрушений города. Всего известны четырнадцать остановок на Крестном пути (девять описаны в Евангелии, а о пяти свидетельствует предание). Последние находятся в пределах Храма Гроба Господня — величайшей святыни христианского мира. В его окрестностях находятся и такие святыни, как Голгофа, Камень Миропомазания, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня и храм Воскресения Христова.

Святые места Вифлеема

Вифлеем. Город, где родился Иисус Христос. К городу этому можно относиться лишь с восхищением и трепетом. Здесь сосредоточены святыни различных религий и времен. Не побывать в Вифлееме и не увидеть их просто невозможно.

Священные места Израиля в Вифлееме:

1.Главным святым местом уже более тысячи лет является Храм Рождества Христова. Паломники не прекращают приходить и приезжать сюда с целью увидеть Вифлеемскую звезду, пройти по той самой дороге, по которой шли волхвы, прикоснуться к священному храму, воздвигнутому императрицей Еленой Византийской в честь Христа. Считают, что Елена возвела храм именно на том месте, куда в ясли был положен Иисус.

В храме находится необыкновенная икона, на которой Богородица улыбается.
Храм Рождества Христова
Архитектура Храма поражает величием: византийская мозаика, колонны с уникальными росписями, фрески с изображением Христа…Даже захватившие храм мусульмане не разрушили его, а переделали часть под молитвенное место.
Архитектура Храма
Церковь не единожды грабили и перестраивали. Например, главный вход специально сделали низким, дабы человек поклонился, прежде чем войти.

2. Вифлеем на иврите – «дом хлеба». На окраине города находится гробница праматери всех иудеев – Рахили. Место это почитается также и мусульманами.

3. Рядом с Храмом Рождества находится важнейшая католическая церковь – Церковь Святой Катерины. Ежегодно Рождественская служба из этой церкви транслируется во многих странах земного шара.

4. Молочный Грот – место, где семья Христа со страхом ожидала конца резни, устроенной царем Иродом.

Лечение на Мертвом Море

Воды Мертвого Моря обладают самой большой концентрацией солей и минеральных веществ – более 30% В сочетании с залежами лечебной грязи, прекрасным климатом, а также многочисленными высококлассными клиниками, это место становится лучшим для лечения многих заболеваний. В районе Эйлата очень популярны сафари на джипах по пустыне Негев.

Нетания и Хайфа

На вершине горы Кармель находится пещера, в которой жил св. Пророк Божий Илия во время продолжавшегося три с половиной года бездождия. Существует предание, что Дева Мария посещала пещеру Илии с младенцем Иисусом во время их жительства в Назарете. В память об этих событиях на горе стоит монастырь кармелитов, пещера св. Пророка Илии и Русская церковь св. Пророка Илии на горе Кармель.

Яффо и Лидда

Город Яффо, по преданию — самый древний город в мире. Здесь на берегу моря Ной строил свой ковчег, а его сын Иафет стал основателем города. В Яффе долгое время жил апостол Пётр: тут он, по преданию, воскресил праведницу Тавифу. Паломники смогут посетить в Яффо Русскую церковь св. апостола Петра, Часовню св. праведницы Тавифы.

Лидда (Лод) — место рождения Св. Георгия Победоносца, здесь же расположена и церковь Св. великомученика Георгия Победоносца. В Лиде хранится нерукотворная икона Богородицы появившаяся, согласно преданию, чудесным образом ещё при её жизни.

Благодарим за помощь в подготовке материала Юрия Ахметовича Минулина, директора Паломнической службы «Радонеж»

Путешествие по святым местам Израиля

Иерусалим – тысячелетняя история человечества под открытым небом

Учёные всего мира сходятся во мнении, что столица Израиля – один из древнейших городов на планете, уже в четвёртом тысячелетии до н.э. на месте Иерусалима находились поселения людей. С тех пор город рос и развивался, переживал времена упадка и расцвета, видел десятки культур и цивилизаций, которые проносились вихрями по его улицам, оставляя более или менее заметные следы на его обличии. Сейчас Иерусалим — священное место для людей, исповедующих три разные религии, иудеев, христиан и мусульман. Город богат ценнейшим историческим и культурным наследием, представляя собой единую святыню для миллионов верующих.

Сложное сплетение религий

Первый Храм появился в городе во времена правления Соломона, с тех пор Иерусалим стал культурным и духовным центром еврейского народа. И хотя Храм был разрушен, город воплощал собой единство всех евреев.

Иерусалим невероятно важен в христианстве. Здесь Иисус Христос жил, проповедовал, обращался к Отцу в Гефсиманском саду, здесь он был предан и распят на горе Голгофа. Теперь на этом месте стоит Храм Гроба Господня, а дорога к нему, Виа Долороза, по которой вели Христа на казнь, чтится всеми христианами-паломниками. Во времена Византийской империи в Иерусалиме по пути Виа Долороза были построены храмы, часовни и монастыри, получившие название Святых садов.

Для мусульман святость Иерусалима настолько высока, что лишь Мекка и Медина превосходят этот город по духовной значимости. Столица хранит на своих улицах десятки мечетей, две из которых, Куббат Ас-Сахра и Аль-Акса, имеют особое значение в исламе.

Столица Израиля пережила множество решающих исторических событий, менялась и преображалась, превратившись в яркий, богатый контрастами город. Здесь друг возле друга стоят древние архитектурные сооружения и современные высотки, по улицам ходят люди в рясах, восточных рубахах, деловых костюмах и современных футболках и джинсах. Иерусалим объединил под своей крышей разные культуры, истории, вероисповедания и традиции.

Хар а-Мория или Храмовая гора

У еврейского народа в Иерусалиме, в его Старом городе, находится одна из главных святынь, Храмовая гора. Во всём мире верующие обращаются лицом в сторону этой горы с молитвами о том, чтобы на ней был построен Третий Храм, который сплотит вокруг себя всё человечество. Согласно пророчеству, на склонах горы Хар а-Мория свершится Страшный суд в Судный день.

Храмовая гора объединяет евреев и христиан, религии которых произошли от единого источника, в священном для них Ветхом Завете гора не раз упоминалась как место, на котором был построен Первый Храм. Исторические события сотен лет привели к тому, что сейчас вокруг горы стоят высокие стены, а площадь, возвышающаяся над Старым городом, стала местом возведения мусульманских святынь.

Стена Плача или А-Котель

Эта величайшая для иудеев святыня – уцелевшая часть древней стены Второго Храма, полностью разрушенного римлянами в семидесятом году до нашей эры. С тех пор верующие приходят к ней с молитвами и просьбами, проводя у её основания по нескольку часов. И в наши дни евреи оплакивают разрушение Храма, просят Всевышнего вернуть единство и мир израильскому народу.

Голгофа или Лобное место

На небольшом холме, который впоследствии получил название Голгофа, был распят Иисус Христос. Величайшая святыня для всех христиан сейчас расположена в Храме Гроба Господня, но во времена жизни Христа это место находилось за пределами Иерусалима. Название Голгофа этот холм получил из-за черепов, которые находились на нём с целью устрашения народа. Если верить древнему преданию, под этим холмом был похоронен Адам, праотец всех людей на Земле.

Храм Гроба Господня

Этот храм ещё называется Иерусалимский храм Воскресения Христова, поскольку именно здесь после распятия и погребения, произошло чудо, и Сын Божий воскрес. Это в наше время храм представляет собой красивое архитектурное сооружение, с достаточно сложным комплексом переходов и залов, заключающий в своих стенах и Гроб Господень, и Голгофу, и несколько храмов. В начале первого века нашей эры это место было пустынно, вдалеке от городских стен и его жителей, возле холма, где совершались казни, была пещера, там и похоронили Христа его последователи.

Сейчас в Храме Гроба Господня правят службы шесть религиозных конфессий, католическая, греко-православная, армянская, сирийская, эфиопская и коптская. У каждой конфессии есть своя территория в храме и определённые часы для молитв.

Гефсиманский сад

На склоне Елеонской или Масличной горы есть несколько тысячелетних олив, огромных и раскидистых деревьев, которые во времена Христа росли в небольшом саду, носившем имя Гефсиманского. В этом саду 2 тысячи лет назад произошли события, о которых известно и в наше время: именно здесь Иисус произносил свои молитвы в ночь перед арестом. Тысячи туристов ежегодно посещают это место с одной целью, постоять у олив, которые могли быть свидетелями тех событий.

Город, где родился Иисус

«Дом хлеба», так в переводе с иврита звучит Вифлеем. Город считается одним из древнейших на планете, период его возникновения относят к 16-17 веку до н.э. Основанный на земле Хаанейской, древний Вифлеем не раз упоминается в Священном Писании как «Дом Давида», ведь именно здесь родился Давид, здесь он стал помазанником на царство. В окрестностях города происходят события, получившие отражение в книге Руфь. Но Вифлеем известен каждому иудею и христианину как место, где появился на свет Иисус Христос, и откуда из-за приказа царя Ирода об уничтожении всех новорождённых мальчиков и по злой воле рока пришлось убегать его родителям.

Вам будет интересно  Израиль и Англия: 5 лучших мест для путешествия в одиночку

Паломники, совершающие религиозные туры по Израилю, прибываю в Вифлеем, чтобы попасть в храм Рождества Христова, воздвигнутого над тем место, где родился Христос. Храму насчитывается более 16 веков, всё это время верующие приходят в храм, прикасаются к звезде, установленной в месте рождения дитя, посещают высеченные в скалах пещеры Иосифа, Иеронима и пещеру убитых Иродом младенцев.

В городе и в наше время ощущается бег истории, особая атмосфера, которую хранят древние строения, улицы и даже камни на мостовых.

Капернаум

В переводе с иврита Капернаум обозначает «деревня Наума», в древних книгах о городе пишут, как о небольшом городке рыбаков, земледельцев и торговцев, расположенном на берегу Галилейского моря (озеро Кинерет). Этот город играет особую роль в истории развития христианства. Во времена процветания Римской империи сотник римского военного гарнизона принял иудейство и построил в городе синагогу, где спустя время проповедовал Христос и, если верить преданию, исцелил тёщу апостола Петра и сотворил ещё много чудес. После изгнания Иисуса Христа из Назарета он с матерью переселился в Капернаум. Но обстоятельства сложились так, что и из этого города его изгоняют. Спустя семь веков пророчества Иисуса о падении города сбылись: Капернаум заносит песок, только некоторые части видны из-под ила и дюн. Через много столетий у городских руин был построен монастырь и найдена та самая древняя синагога.

Назарет

В Назарете Иисус провёл всё детство и юность, здесь же к Марии приходил Ангел и сообщил ей Благую Весть. В городе Благовещения в 1969 году на пожертвования католических общин со всего мира был построен самый большой на Ближнем Востоке храм, восхищающий изысканным внутренним убранством, мозаиками и барельефами из керамики.

Согласно древнему преданию на месте храма стоял дом Иосифа, в котором жила Мария, и где к ней явился Архангел Гавриил. Немного в стороне есть Фонтан Девы, у которого Мария впервые увидела Ангела. Фонтан находился на месте построенной церкви Архангела Гавриила, интерьер которой украшен изящными фресками.

Совсем недавно в Назарете произошли значительные архитектурные изменения, на стенах домов в центре города установили подсветку – факелы, были построены пешеходные дорожки, с которых можно любоваться панорамами окрестностей, весь центр Назарета стал пешеходной зоной.

В настоящее время в городе насчитывается более 25 церквей и монастырей разных христианских конфессий. В нескольких километрах от города находится Кфар-Кан, то само место, где Иисус совершил первое чудо во время свадебной церемонии, превратив обычную воду в вино. С тех пор в Кфар-Кан приезжают пары для проведения свадебных церемоний.

Табха

На иврите название города звучит как Эйн-Шева, на латыни — Гептапегон, на арабском – ат-Табхия. Если перевести все названия, каждое из них будет означать «семь источников». Имя города подтверждает его уникальное расположение: в округе города бьют 70 родников. На месте города произошло несколько важных событий, о которых написано в Евангелии: умножение хлебов и рыб, наполнение рыбацких сетей, успокоение штормящего моря. Когда-то на месте Церкви Приумножения Хлебов стояла византийская церковь. По преданию, на месте церкви сидел Иисус во время свершения одного из своих чудес. Современная церковь построена в виде базилики, украшенной великолепными мозаиками. По преданию, под главным алтарём находится камень, на который Христос положил пять хлебов и две рыбы.

Цфат или Сафед расположен на севере страны, в нескольких десятках километров от Хайфы. Город по меркам Израиля можно назвать высокогорным, она находится на высоте 850 метров над уровнем моря.

Цфат причисляют к четвёрке наиболее важных для иудеев городов, за столетия существования которого произошло много значимых событий. Во времена Римской и Византийской империй Цфат был центром образования, в средние века город превратился в крупный по тем временам мегаполис, в который прибывали изгнанные из Испании евреи. Именно в этом городе была построена первая типография на Ближнем Востоке, произошло это в 16 веке. К тому времени город превратился в центр каббалы для верующих всего мира.

Город может поведать много тайного и увлекательного, его древние крепости, синагоги берегу много секретов. И сейчас атмосфера города привлекает творческих людей, скульпторов, актёров, писателей, а в квартале художников каждый городской дом представляет собой оригинальное архитектурное произведение. В Цфате каждый год проходят выставки, показы, работают художественные галереи и театры.

Путешествие по святым местам из Самарии в Назарет и Галилею христианскую | Путеводитель по Святой земле Путеводитель – русские паломники по Святой земле. Самария, Назарет и Галилея Христианская

Вид на Иерусалим

Главная » Путеводитель Паломника » Путешествие по Святым местам из Самарии в Назарет и Галилею Христианскую

В октябре Израиль планирует пускать организованные тургруппы из России,
а с ноября открыться для самостоятельных российских путешественников

Израиль с 19 сентября разрешит въезд туристам в составе организованных групп. Об этом сообщило Министерство туризма.
Посещать Израиль с сентября можно будет в составе группы численностью от пяти до 30 человек. Для этого нужно будет подать специальную заявку на сайте Минздрава Израиля.

Индивидуальные туристы смогут въехать в Израиль, только чтобы навестить родственников.

Экскурсии на русском языке в период ограниченного въезда российских туристов

Экскурсионное бюро (Экскурсии Израиль) — Travel Partner LTD Israel возобновляет проведение экскурсий.
Новое расписание экскурсий по Израилю, в период пандемии, будет опубликовано до 04 октября 2021.

Путеводитель Паломника по Святым Местам

ИЗ САМАРИИ В НАЗАРЕТ И ГАЛИЛЕЮ ХРИСТИАНСКУЮ

VIII. САМАРИЯ. КОЛОДЕЦ ИАКОВА.

«Город Самарийский, называемый Сихарь», близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу, где »был колодезь Иаковлев», лежит в центральной части Палестины, называвшейся в библейские времена Самарией, и игравшей большую роль в истории Израильского народа в Ветхом Завете.
Сихарь — это «место Сихем», где праотец Авраам поставил первый жертвенник Богу своему по переселении из Харрана; впоследствии, видимо зная об этом, внук его Иаков купил это место у сынов Еммора за 100 монет и подарил Иосифу, которого и погребли там сыны Израиля по выходе из Египта.
Купив это место и живя там некоторое время, Иаков выкопал здесь колодец, который и доныне носит его имя. По разделении Земли Обетованной между коленами Израиля, земля эта досталась Манассии и Ефрему, сыновьям Иосифа, и прослыла у евреев под названием «гор Ефремовых». Высокие холмы действительно окружают плодоносную красивую долину, где находится глубокий колодец, «студенец Иаковлев». По долине пролегала дорога из Галилеи в Иерусалим, и следуя по ней с учениками в достопамятный день, навеки отметивший это место, Господь Иисус сел отдохнуть у колодца. И сюда пришла почерпнуть в то время жена Сама-рянская Фотина (Иоанна, 4 гл.).
Царица Елена над колодцем Иакова воздвигла большой храм, в форме креста, существовавший еще в 7-м веке; затем это место долго скрывалось под развалинами, и лишь в прошлом столетии было куплено у турок Иерусалимской патриархией. Были произведены раскопки, обнаружившие фундамент и мозаичный пол церкви, под которым сохранился самый колодец.
Глубина колодца 35 м, диаметр 1 м. Над землей выдается каменный невысокий «сруб», когда-то обложенный мрамором и ограбленный. Вода в нем необыкновенно приятная. Малая часовня сооружена над ним, в нее спускаются от уровня пола бывшей церкви по двум лестницам в 10 ступеней. Над колодцем на прежнем фундаменте в начале нашего века была начата постройка обширного 4-х- престольного храма, но он так и стоит недостроенный, так как строился, в основном, на русские пожертвования.
Кругом великолепная долина и вид на две исторические горы Гевал и Гаризим, на которых при вступлении израильтян в Обетованную землю был снова провозглашен Закон. На Гаризиме в древности был самаринский храм, и до сих пор потомки Самарян совершают свое богослужение на этой горе.

Эти современные Самаряне сохранились в нескольких семействах в г. Наблусе. Там у них синагога, и в ней они показывают древний список ветхозаветного Священного Писания, Пятокнижия Моисеева, которого только и придерживаются. Это типично еврейский пергамент, длинный свиток, навитый на две трости. Крупными отчетливыми буквами начертаны в нем древние святые слова. Но прочесть их не могут уже современные Самаряне, хранящие этот свиток. Они утверждают происхождение его со времен Аарона.

IX. ЛАВРА ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО.

Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 17 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому морю. Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Св. Землю считает долгом ее посетить. Возникла Лавра в 6-м столетии. Ее основателем был преп. Савва, родом из Каппадокии, где он начал иночествовать еще ребенком. Придя на поклонение св. местам Иерусалима, он прожил 15 лет в обители преп. Евфимия Великого; по смерти же его уединился в скалах над Кедронским потоком, где долгое время жил в пещере. Когда вокруг него стали селиться ищущие подвига, основалась обитель, в которой преп. Савва был настоятелем. Достигнув 48 лет, он был посвящен в иерейский сан, почему и начал называться Освященным. В то время обитель насчитывала уже более 1000 человек братии и стала именоваться Лаврою.
Преп. Савва прославился достойным житием далеко за пределами страны. Он дожил до 94 лет и был погребен в Лавре.
Над гробницей его посреди двора недалеко от входа поставлена шестиугольная часовня. Мощи преподобного почивали здесь более 500 лет, но были увезены крестоносцами в Венецию. Первая пещера, где жил Преподобный вначале, находится в южной части Лавры; она увешана старинными иконами. Первоначальная церковь, устроенная им для умножившейся братии, также в пещере, теперь ушла под землю: это храм во имя св. Николая. Здесь в глубине сложены черепа и кости избиенных в 8-м веке сарацинами насельников Лавры, память которых празднуется 20 марта.

Главный храм Лавры посвящен Празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Он воздвигнут в 6-м веке Преподобным с помощью императора Юстиниана, очень чтившего преподобного Савву. В нем изящной работы резной иконостас; на Царских вратах вместо евангелистов изображены 4 великих палестинских подвижника: преп. Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник, последний подвизавшийся также в Лавре. В алтаре хранятся мощи преп. Ксенофонта, Аркадия и Иоанна, спасавшихся здесь под руководством св. Саввы. В этой же Лавре подвизался и почил в 8-м веке св. Иоанн Дамаскин; его келью показывают над церковью св. Николая. В ней он прожил 50 лет и в ней написал свои дивные творения, составившие основу нашего богослужения. Над кельей своей преп. Иоанн поставил церковку во имя своего Ангела — св. Иоанна Предтечи, где и погребен. Отсюда крутая лестница ведет в сторожевую башню Лавры, называемую Юстиниановой.
Снаружи Лавра имеет вид неприступной крепости над обрывом. Напротив нее стоит вторая башня, подобная с виду Юстиниановой; туда отводятся женщины-паломницы, так как внутрь Лавры они не допускаются. Оттуда отличный вид на монастырь и на окружающую окрестность, прекрасную в своей дикой красоте. Женщинам не возбраняется также спуститься в ущелье к источнику, изведенному некогда чудесно из скалы преп, Саввою. Источник любопытен тем, что вода в нем собирается скупо, медленно, но не иссякает никогда. Богослужение в Лавре совершается ночью.
В 1965 г. мощи Преподобного Саввы были торжественно возвращены в Лавру.

X. ГАЛИЛЕЯ

можно проехать двумя дорогами: одна та, по которой и ходил Сам Господь, через Самарию, и другая, объездная, от Св. Города на запад через Саронскую долину.

1. ПУТЬ В ГАЛИЛЕЮ
На первой, кроме описанных ранее колодца Иакова и Севастии, мы встречаем евангельское место в Дженине — городке на выезде в Изреельскую долину: здесь Господь исцелил десять прокаженных, из которых только один вернулся Его благодарить. А значительно ранее, в ветхозаветные времена, здесь произошла горестная сцена: дети праотца Иакова продали здесь египетским купцам брата своего Иосифа.
Вторая дорога начинается от Старого Города на север, долиной Рефаимов или Гигантов, оставляя слева Сион. Здесь когда-то юный Давид поразил насмерть Голиафа;

здесь стоял лагерем Сеннахерим при царе Езекии, желая взять приступом Иерусалим, и был поражен со всем войском Ангелом Божьим (4 Ц. 19,35). Затем дорога поворачивает на северо-запад и вьется между холмами.

2. НАЗАРЕТ
Назарет расположен среди невысоких (до 500 м) гор Верхней Галилеи: основной город лежит в лощине между двух горных хребтов. Он находится ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый, как в Иерихоне. Население его главным образом арабское: евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин.
Совершенно неизвестный в библейские времена, этот город и в дни Спасителя был в презрении у современников. «Из Назарета может ли быть что доброе?» — вот, что мы слышим из Евангелия (Ио.,1,46). И однако этот город был прославлен Тем, Кто избрал незнатное мира, и униженное, и ничего не значащее, для 30-летнего Своего пребывания на земле. Сюда был послан Архангел Гавриил в дом назаретского плотника Иосифа возвестить обрученной ему Деве Марии рождение от Нее Спасителя мира. В этом скромном жилище провел Свое детство, отрочество и юность воплотившийся Царь Небесный. И дом этот обратился в святилище для всего христианского мира.
Как и все дома того времени, как в Иудее, так и в Галилее, это была естественная пещера в толще известковой скалы, обработанная для жилья. «Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом. Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан» (проф. Н.Зограф).
Родственники прав. Иосифа Обручника, потомки Иуды, «брата Господня», продолжали долгое время жить в Назарете после Вознесения Спасителя. Один из них, Конон, дьякон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь, типа тогдашних синагог, о чем свидетельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках. Это было в 249 г. при римском императоре Деции.
В 4-м веке при торжестве христианства, Константин Великий поручил Иосифу, князю Тивериадскому, построить здесь базилику, что и было исполнено в 352 г. Еще в 670 г. о ней упоминается паломниками, потому Что персы, столько навредившие в 614 г. христианскому строительству в Палестине, не проходили Галилею. Но покушения со стороны мусульман разрушить святыню были неоднократны, и местным христианам не раз приходилось откупаться большими деньгами.

Однако крестоносцы нашли базилику уже в развалинах. Танкред восстановил храм, частично использовав остатки прежнего: созданный храм стал почитаться соборным, в Назарет была перенесена митрополия из Скифополя (Вефсан), и латинский епископ обитал в монастыре при храме Благовещения.
В это же время, в 12-м веке, греками была восстановлена церковь над единственным в городе источником, называемым христианами источником Приснодевы. К этому источнику, или вернее, колодцу, т.к. он истекает в глубине каменной расщелины, во все времена приходило население Назарета черпать воду; приходили несомненно и Богоматерь и Божественный Сын Ее, будучи мальчиком.
И древнейшее местное предание приурочивает к месту этого источника Первое Благовещение Пресвятой Богородице, предание, с очень раннего времени перешедшее и в церковную иконопись. Пречистая, придя к источнику за водой, услыхала слова: «Радуйся, Благодатная». Все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки (1,30-38) произошло позднее, в доме, когда Она вернулась к Себе.
Вода для городского потребления была отведена на городскую площадь, где и сейчас есть особый водоем с несколькими кранами. Над колодцем еще в древности сооружена была церковь, круглая, украшенная колоннами и мрамором.
Но недолго существовало и это: в 1263 г. орды египетского султана Бибарса ворвались в Назарет с предложением всем жителям принять Ислам: за отказ мужественные христиане были наказаны муками и смертью, кости их брошены в цистерны, а все храмы уничтожены.
И возобновляется храмостроение в Назарете только в 18-м веке. Первою была отстроена православная церковь над колодцем Приснодевы: это та, что мы видим сейчас. Фасад ее строг и прост: над входом высится колокольня. Так как вход в церковь устроен с южной стороны, то иконостас расположен справа от входа, а напротив входа в глубине находится пещера с источником. Туда ведет спуск по широкой каменной лестнице в шесть ступеней.
Здесь в каменной нише, облицованной мрамором, на полу имеется круглое небольшое отверстие, обложенное серебром и закрываемое серебряной же крышкой с рельефным изображением Благовещения. Это отверстие составляет устье того колодца, у которого по преданию и произошло первое приветствие Архангела Деве. К этому источнику с правой стороны ведет древняя каменная лестница, по которой сходили за водой жители Назарета, а вместе с ними и Пресвятая Дева. Серебряным черпалом на цепочке достают сейчас воду из колодца, как святыню, а вода для городского потребления, как мы говорили, отведена в город. Водоем тот также известен под именем источника Приснодевы.
Над колодцем на 4-х колонках устроен каменный престол, а над ним — икона Благовещения. Серебряные лампады, пожертвованные в разное время богомольцами, поддерживают неугасимый огонь в этом святом месте.
Иконостас храма обычного греческого образца имеет одни Царские врата, как и северные и южные: между тем в алтаре, помещающемся в одной апсиде, имеются три престола на некотором расстоянии один от другого: редкая особенность этого храма. По стенам и на пилястрах немало икон русского происхождения.
Назарет является православной митрополией, и потому храм этот почитается соборным. Он обнесен каменной оградой с решеткой, в ограде слева пристроено здание православной местной школы.
Несколько далее на север находится двухэтажное здание митрополии: при нем во дворе также имеется церковь в память проповеди Спасителя в назаретской синагоге.
Но центральной христианской святыней несомненно является францисканский монастырь над домом Иосифа Обручника и Приснодевы, в котором и произошло евангельское благовестие Пречистой. Он занимает большое пространство в глубине лощины и является теперь центром города. Храм сейчас в процессе перестройки по довольно оригинальному проекту итальянского архитектора: его многоугольная ротонда под конусообразной крышей бросается в глаза отовсюду. Перестраивается храм 18-го века, бывший на этом месте.

Вам будет интересно  Путешествие в Израиль: дороги и архитектура

Пол мраморным амфитеатром спускается к центральному престолу, стоящему совершенно отдельно (наподобие православных), прямо под куполом: от него в стороне, напротив главного входа, возвышается натуральная известковая скала, ничем не прикрытая, -самый дом Иосифа, священное жилище Святого Семейства. Малые двери ведут туда из храма, несколько ступеней приводят в очень тесную пещеру, в которой и совершилось Таинство Воплощения.
Преддверие пещеры составляет небольшая комнатка, придел св. Архангела Гавриила, вмещающая два престола: на восточной стороне в честь прав. Иоакима и Анны, на западной — в честь Архангела. Отсюда лестница двумя ступеньками ведет ниже в небольшое помещение (7 м длины и 4 м ширины) неправильной прямоугольной формы, стены и пол которого выложены мрамором. Это и есть горница Пресвятой Девы Марии. Напротив входа к стене прислонен беломраморный престол в виде кивота, осеняющий мраморную звезду на полу с надписью: «ЗДЕСЬ СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ». Над престолом четыре малахитовые колонны поддерживают сень и натуральный потолок пещеры: между двумя колоннами, как в раме, итальянское изображение Благовещения. В западной стороне пещеры стоят две гранитные колонны: колонна, ближе к выходу в честь Архангела — цельная, а другая, колонна Св. Девы, лишена основания и хотя и подперта куском камня, но кажется подвешенной к потолку. Говорят, что сарацины перешибли эту колонну, ожидая найти скрытые в ней сокровища.
Из описанной горницы вправо поднимаются по трем ступенькам в смежную темную пещерку, посвященную прав. Иосифу. Здесь почитается память детства Спасителя, показывали и ложе в нише, где покоился Он детским сном. У стены имеется престол с надписью: «Здесь был (Он) в повиновении у них (родителей)» (Лк. 2,50). Сейчас через это помещение единственный вход со двора.
Пол всей этой крипты был в свое время выложен мозаикой, о чем свидетельствует часть ее, обнаруженная в 1895 г. под престолом Архангела (вероятно, при переноске его) и видимая теперь слева от него за решеткой.
Мозаику относят к 4-5 векам, она хорошо сохранилась: в левом верхнем углу выложена надпись греческими буквами «Конон, диакон Иерусалима». Далее в глубину найдена мозаика пола из белых кубиков: она предполагается относящейся к еще более раннему периоду. В том же 1895 г. францисканцы построили на той же территории своего монастыря церковь во имя св. прав. Иосифа, якобы над местом его плотничной мастерской. Под храмом, обычной для католических церквей конструкции, показывают типичное для древних времен пещерное жилище назаретян.
В это же время францисканцами для униатов-маронитов была создана церковь в память иудейской синагоги в Назарете, где Господь произнес Свою проповедь, начав ее словами прор. Исайи: «Дух Господень на Мне. » Путь к ней лежит через городской базар: ворота вводят во двор, откуда справа вход в маронитскую церковь, а прямо — в простое прямоугольное здание, несколько ниже уровня двора, ничем не украшенное, изображающее древнюю синагогу. В глубине напротив входа на малом возвышении стоит каменный стол, а справа в стене за занавеской место для хранения свитков Торы. Никаких древних остатков, подтверждающих здесь место современной Спасителю синагоги, не имеется.
В Назарете в конце прошлого столетия трудами Императорского Православного Палестинского О-ва (И.П.П.О.) было создано подворье для приема русских паломников, а также школа для православных арабов и бесплатная амбулатория. Недостаток преподавателей в целой сети школ ИППО вызвал необходимость устроить здесь и учительскую семинарию. Целый ряд окончивших семинарию уже преподавали в галилейских школах. Но русская революция прекратила все эти начинания: в настоящее время здания русского блока заняты городским управлением.
На одной из вершин окружающих гор, принадлежащей грекам, русской благотворительницей М.Киселевой в 1884 г. была построена церковь в память неудавшегося свержения Спасителя назаретя-нами.

Церковь необычной архитектуры, без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колонках перед входом, куда ведут с двух сторон лестницы. С окончанием русского влияния в Назарете этот храм покинут и заколочен.

ГОРА СВЕРЖЕНИЯ
Дубрава Мамвре отстоит от Хеврона приблизительно на 2 км. Теперь это место со старинным дубом принадлежит Русской Духовной Миссии, заслугами того же архим. Антонина, который так много потрудился на Святой Земле в пользу Русского дела.
Дуб был приобретен в 1868 г. Была сделана ограда и построен двухэтажный дом для приема паломников, очень почитавших это место явления Аврааму Трех Странников. Возник вопрос о создании здесь храма, чему очень противились фанатики-мусульмане Хеврона; в конце концов храм был построен на горе над Дубом и освящен во имя свв. Праотцев. Постепенно прикупались прилегавшие к месту участки земли, и в настоящее время вся площадь «русского места» равна 72.400 кв.м.
Несколько русских монахов живут на участке, охраняя св. место и совершая службы в храме, а также поддерживают огород и виноградник; хевронский виноград считается одним из лучших.

На третий день Св. Пятидесятницы духовенством Русской Миссии в ограде Дуба совершается торжественное Троицкое богослужение.

3. ОТ НАЗАРЕТА ДО ГАЛИЛЕЙСКОГО ОЗЕРА
Из благословенного города, где Воплотившийся Сын Божий возрастал в тишине и безвестности, последуем за Ним туда, где понес Он Свое служение роду человеческому, где более всего слышалось спасительное слово Его, где множество чудес совершил Он и приобрел Своих ближайших Апостолов, — в окрестности Гали-лейского озера, называемого также Тивериадским и Геннисаретским.

Из Назарета дорога туда лежит на северо-восток, мимо православного квартала. С этого высокого места постепенно открывается прекрасный вид на окрестности: на севере за горным хребтом высится снежный Великий Ермон; влево на склоне холма расположилось селение Зиппури — древний Сепфорис или Диокесария, откуда, по преданию, происходили родители Пресв. Девы, прав. Иоаким и Анна. Внизу, в 2-х километрах лежит деревня Мешхед,

бывшая Геф-Хефер — место рождения св. пророка Ионы: арабы и евреи почитают там и могилу пророка, над которой воздвигнута мечеть. Оттуда дорога между холмами спускается к Кане Галилейской.

КАНА
На пути из Назарета в Тивериаду в 7-и км лежит арабское селение Кефр-Канна — евангельская Кана Галилейская, где Христос Спаситель впервые проявил Свою чудотворную силу; претворив на брачном торжестве простую воду в вино. Это священное событие в ранней древности было отмечено христианами большим храмом, 40 м на 20 м, с рядом колонн посредине, делившим здание на две равные половины. Правый придел почитался местом, где хранились каменные водоносы. В 1879 г. здесь была построена католическая церковь с красными куполами. В крипте, где уровень пола согласуется с евангельским, показывают образец водоноса, рядом и цистерна с водой. Но воду в то время брали из естественного источника, находящегося при входе в селение. Неподалеку же от места самого бракосочетания стоит православная греческая церковь, созданная Россией на средства Императора Православного Палестинского Общества в последние годы прошлого столетия. Иконы в иконостасе русские, на сев. дверях икона преп. Сергия, а на южных — св. прав. Елизаветы — в честь почетных Председателей Общества.
В память происшедшего на этом месте чуда Господня справа и слева от алтаря стоят большие каменные сосуды, выдолбленные из целого камня и изображающие памятные водоносы: в одном из них освящают воду в урочное время, в другом крестят детей. Православные жители Галилеи со всех концов любят приезжать сюда венчаться.
Древняя церковь на этом месте отмечалась еще ранее 2-го века. С усилением ислама она была обращена в мечеть. В 16-м столетии греки снова получили ее во владение и отстроили.
На выходе из Каны католики построили еще небольшой храм в честь св. апост. Варфоломея (Нафанаила), которого почитают уроженцем Каны. В Кане же Спасителем было совершено и другое чудо, когда из Капернаума пришел искать Его царедворец Иродов, прося исцелить больного сына. «Иди», сказал Господь, «сын твой здоров» (ИО. 4,46-54).
Кана сохранила свое простое евангельское обличие, деревенский живописный уголок с простодушным населением. ИППО имело здесь две школы для православных, мужскую и женскую.

Кана славится своими гранатовыми яблоками, лучшими в Галилее.
От Каны расстилается долина Нижней Галилеи: против холма с селением Туран она представляет собою то «засеянное поле», где ученики Христовы, следуя за Ним, проголодавшись, срывали колосья, к негодованию фарисеев и законников. Через 8 км, минуя развалины средневековой крепости справа, постепенный спуск приводит к деревне Лави, откуда с холма открывается грандиозный вид направо: на востоке голубеет и искрится на солнце Геннисаретское озеро, перед ним равнина того же имени, за ними горы Гавлонитские. На юге видится полукруглый шатер Фавора, на севере, на фоне гор Верхней Галилеи причудливая вершина Хаттинских гор, называемых «Рога Хаттина». У подножия Хаттина состоялась историческая битва крестоносцев с войсками Саладина, положившая конец Франкскому королевству в Палестине. Хаттин представляет собой потухший вулкан, которому и обязан, наверное, своей формой: от этого места повсюду попадаются черные камни базальта.

Спустя 6 км — уровень Средиземного моря. Отсюда дорога спускается к озеру, которое лежит ниже этого уровня на 212 м. На берегу его расположен древний, большой теперь город — Тивериада, столица Галилеи.

ТИВЕРИАДА
Из Евангелия мы знаем, что Спаситель не посещал Тивериаду. Она была создана Иродом Антипой, гонителем Его и Предтечи, в 18 г. по Р.Х., и сюда Ирод перенес свою столицу из Сепфориса. Сами евреи не любили город, посвященный римскому кесарю Тиверию. Но при Константине Великом здесь была епископия, и создан храм во имя св. ап. Петра: первый епископ Тивериадский принимал участие в 4-м Вселенском Соборе. Крестоносцы в 1099 г. утвердили здесь столицу Танкреда, князя Галилеи. Долгое время после этого город был во власти мусульман, но стал разрастаться во время английского мандата.

На месте византийского храма 4-го века здесь был устроен греческий православный монастырь с храмом во имя 12 Апостолов, на самом берегу озера.

ГАЛИЛЕЙСКОЕ ОЗЕРО
На этом озере развернулась почти вся Евангельская история. На берегах его были призваны «на ловлю человеков» главные из апостолов; звучала проповедь -мира и любви из уст Христовых; эти волны носили Его на своей поверхности и были укрощаемы Его велением; дважды здесь был чудесный небывалый улов рыбы. Здесь Господь исцелил множество больных, напитал тысячи слушавшего Его народа; Его божественный взор покоился на этих же голубых водах, устремлялся к этому же небу в молитве. Он углублялся в окружающие горы для беседы с Небесным Отцом.

Озеро имеет 21 км в длину и 12 в ширину, глубина его варьируется от 42 до 48 м. Воды его пресны и годны для питья, изобилуют разной рыбой (питавшей в соленом виде всю римскую империю в свое время); в основном озеро наполняется Иорданом, вытекающим у подножия Большого Ермона (в Сирии), впадающим в озеро на севере и выбегающим на юге в долину Эль-Гор. На озере бывают внезапные и очень сильные бури, особенно опасные к концу дня, вследствие чего рыбаки избегают плавать на нем во вторую половину дня. Прекрасная дорога идет почти все время вдоль берега на север по евангельским местам. В 5 км на берегу можно видеть остатки Магдалы, места рождения св. мироносицы Марии Магдалины. От селения почти ничего не осталось, но Русской Миссией в 80-х г.г. был приобретен участок между морем и дорогой с двумя целебными источниками: здесь принимались русские паломники, совершавшие путь по обыкновению пешком. Для них был выстроен большой павильон, куда из ближайшего храма приходил священник освятить воду, отслужить молебен: здесь они располагались на отдых. Было построено и два дома. Московская патриархия, к которой перешло место после перемирия 48 г., в 30-х г.г. построила здесь небольшую церковь во имя равноап. Марии Магдалины. Теперь там живут две русские монахини. Километр спустя начинается Геннисаретская равнина, давшая имя озеру; видимо, здесь в древности располагался библейский город Хиннерее (1. Нав. 13). В память этого евреи зовут теперь озеро Киннерет (испорч. Геннисарет). Неподалеку отсюда озеро образует малую бухточку, где, как в заводи, иногда скапливается рыба: предполагается, что здесь было местоположение Вифсаиды («дом рыбаков»), откуда, по Евангелию, происходили апостолы Петр и Андрей. Здесь же, м.б., были они и призваны Спасителем следовать за Ним, как и братья сыны Зеведеевы, Иоанн и Иаков.

Вам будет интересно  Путеводитель по Израилю

В долине Геннисаретской, между Магдалой и Капернаумом, находится место, издавна называемое Эт-Табега. Это испорченное греческое слово Гептабегон — «семь источников», которые когда-то питали водой местность. По ранним церковным преданиям (до 4 в.) следующие евангельские события приурочивались к местности Гептабегона или Эт-Табеги: 1) насыщение многих тысяч человек малыми хлебами и 2) явление Спасителя на озере после Воскресения с чудесным уловом рыбы.
В 4 веке в долине была воздвигнута грандиозная церковь в 51 м длины с запада на восток, в три придела. Ее еще видели в 382 г. Разрушенная в 6 веке землетрясением, она долгое время оставалась в развалинах, пока ее не обнаружили при недавних раскопках (1932 г.). Обнаружился великолепный мозаичный пол, представляющий собой флору и фауну Галилеи: в средней же главной апсиде мозаика изображает корзину с хлебцами и двумя рыбами по краям.
В память явления Спасителя по Воскресении, когда апостолы, занятые безуспешной ловлей, на берегу заметили Учителя, не смея верить, что это Он, и чудесного улова по Его слову, и последующей трапезы на берегу, когда апостол Петр был восстановлен в своем служении, — бенедиктинский орден воздвиг поблизости небольшой монастырь, а у самой воды на базальтовых камнях малый храм- часовню во имя св. ап. Петра.

На ближайшем холме некоторые полагают нагорную проповедь Спасителя, в честь чего католиками там построен монастырь, в котором принимают паломников. Близ самого моря стоит небольшой храм с галереей и видом на море, посвященный «Заповедям блаженства».

КАПЕРНАУМ
Через километр дорога приводит в Капернаум. Ни один город, — ни Вифлеем, где родился Господь, ни Назарет, Его воспитавший, ни даже св. Град Иерусалим, не получил столь почетного названия, как Капернаум: «Его город», назвали его евангелисты (Мф. 9,1). Христос переселился сюда со Своей Матерью из Назарета, где не веровали в Него, где Он не мот совершать потому чудес. Здесь в синагоге начал Спаситель свою проповедь: «Покайтесь и веруйте в Евангелие», завершив ее словом о таинственном Хлебе Небесном. Капернаум был в то время своеобразным культурным центром, торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию; здесь содержался римский гарнизон, сотник которого веровал в Бога истинного и построил евреям синагогу; была «мытница» — место сбора податей, откуда был призван на апостольство мытарь Матфей.
Здесь была воскрешена дочь Иаира, исцелена теща Симонова, сухорукий в синагоге, немой бесноватый, слуга сотника; был восставлен расслабленный, пронесенный через кровлю, исцелена кровоточивая жена, двое слепцов, и множество других чудес совершил здесь Христос.
Но не нашел желанного плода веры и правды Божественный Учитель в недостойном городе, и принужден был с горестью возгласить: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!» И пал отверженный, уже в 3-м столетии потерял свое значение некогда славный город.
Теперь показывают на месте его только развалины синагоги, на том фундаменте, где стояла синагога, построенная для евреев добрым сотником (Лк. 7, 5); она включена в ограду современного католического монастыря. Перед нею на площадке видны камни кладки восьмиугольного здания и мозаичный пол, уцелевшие видимо от первоначальной церкви, поставленной первыми христианами на месте дома ап. Петра, где была исцелена его теща. На берегу озера восстановлен Православный Храм во имя Апостолов.
ХОРАЗИН, о котором было также грозное проречение: «Горе тебе!» и который прекратил существование еще ранее Капернаума, находился далее на север, уже вдали от озера. Вифсаида же перестала существовать ранее 4-го века. Такова судьба городов, не узнавших «времени посещения своего» Царем Небесным.

Там же на севере на высоком холме виден город Сафед, отовсюду заметный; это его взял в пример Господь, когда говорил: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы».

ГОРА ФАВОР
С самых первых лет христианская церковь почитает галилейскую гору Фавор местом славного Преображения Спасителя.
Священная возвышенность Фавора видна отовсюду, едва ступишь на Ездрилонскую, ныне Изреельскую долину. Это отдельно стоящий, как «стог сена», зеленеющий холм высотою в 588 м.
Дорога на Фавор идет через Афуле, город ничем в библейском смысле не замечательный, но по пути расположено немало памятных мест. На юго-востоке горы Гелвуйские, где бесславно погибли царь Саул и сын его Ионафан; ближе деревня Зерин на месте древнего Изрееля, резиденции нечестивых Ахава и Иезавели. Далее Сонам, где пророк Елисей находил приют у жены Сунамитянки. Три отрога малого Ермона скрывают от глаз Аэндор, глухое селение, где у гадалки искал Саул вызвать душу пророка Самуила; но вот возникает деревня Наин, у ворот ее Спаситель воскресил сына вдовицы. Там был и храм 4-го века, на месте которого католики поставили новый.
Мимо селения Даббурие начинается подъем на Фавор. Еще в 9-м веке на св. гору вела гигантская лестница в 4340 ступеней: теперь подъем на вершину по спирали обеспечен даже автомобилю.
Св. царица Елена воздвигла на вершине величественную базилику в честь преславкого Преображения и трехпрестольный храм во имя трех Апостолов. В 570 г. здесь можно было видеть уже три храма — во имя Спасителя, св. прор. Моисея и св. Илии, применительно к словам ап. Петра, воскликнувшего при созерцании славы своего учителя: «Сделаем три кущи!» Тогда же здесь был и обширный монастырь.
В 6-м веке на пятом Вселенском Соборе было постановлено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже и при нашествии мусульман.
12-й век уже представляет картину, напоминающую первоначальное и современное состояние. По словам греческого паломника И.Факи «гора Фавор — земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща приосеняющая ее некая Божественная благодать: оттого она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями».
Но в конце 12-го века все христианские сооружения на св. горе подверглись разрушению от сарацин, и долгое время лежали в развалинах. Память о преславном евангельском событии хранилась а сердцах христиан: то пробирался б августа на печальные останки православный епископ из Птолемаиды и совершал литургию; то временами поднимался туда и жил неделями в пещере молдавский монах. Приходили и католики из Назарета ежегодно совершать свою мессу.
«Накануне праздника», пишет А.Муравьев, «стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение» (Путешествие ко Св. Местам в 1830 г.).
С 1844 г. православный архим. Иринарх стал часто наведываться на св. гору, запасшись огнем и яствами, и проводил немалое время в пещере прав. Мелхиседека, которую почитают пониже католического монастыря. Уроженец Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского, он проживал в лавре преп. Саввы Освященного; но отправившись по свв. местам Галилеи, пленился красотою и пустынностью г. Фавор и поселился поближе, в Назарете. Наконец же и совсем переселился на Фавор с учеником своим, Нестором, сиротой из той же деревни близ Ясс. Вход в пещеру он заваливал камнем на ночь, питался, за неимением средств, орехами и злаками, которые давала св. гора, или подаяниями редких паломников.
Но слава о его суровых подвигах быстро обежала Галилею, стяжав ему популярность не только в среде православных, но и магометан. Личность его среди последних получила характер легендарный, мистический. Явился он, по их мнению, на св. гору по особому указанию Божию, которое дано ему было в чудном сновидении. Его почитали за дервиша, приходили к нему на совет и на беседу. Сказывали, что и звери были у него в повиновении, и змеи, и даже тигра кормил он из собственных рук.
А у него на душе была мысль о создании здесь православного храма! И Господь помог верному рабу Своему. Среди груды развалин напал он на полукруглые основания алтарных апсид православного храма: он поставил в одной из них каменный стол и стал служить молебны для приходящих паломников, число которых все увеличивалось. Старец никому не отказывал в радушии и гостеприимстве, при всей своей скудости, и привлекал доброхотные даяния, которые и послужили основой будущего храма. На помощь ему явился зажиточный туземец К. Аверино, собравший для него крупную сумму; наконец, и Иерусалимский патриарх Кирилл II пошел ему навстречу в его благом намерении. Собрав 40.000 пиастр., Иринарх приступил к постройке храма, трех жилых комнат, кухни, кладовой и лошадиной мельницы. Но этой суммы, конечно, было недостаточно: тогда пришла на помощь Россия.

Это было в 1859 г. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме еп. Кирилл Мелитоп. писал председателю Палестинского Комитета в Россию: «Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, по несчастью забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями. На страже святыни стоит только маститый отшельник, девяностолетний старец, родом из славян, поселившийся тут и собственными руками отрывающий развалины и восстанавливающий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на противодействие латинян, среди бедуинских шаек, этот дивный старец успел уже положить доброе начало: все место построек обведено стеною, развалины храма очищены, и в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 1.500 руб. серебром, чтобы довершить начатое здание. Впоследствии потребуется, еще такая же сумма для снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России, и утварью». И Россия помогла.
Постройка и внутреннее убранство были закончены в 1862 г. Старец Иринарх не дожил до окончания: он преставился на Рождество Христово того же 1859 г. Окончание своего дела он завещал верному ученику, теперь уже Иеродиакону Нестору, и сотруднику его о. Илариону, которые неусыпно трудились над окончанием работ. Торжественное освящение храма было совершено патр. Кириллом в сослужении с митрополитами акрским и назаретским 6 авг. 1862г. Участок занимает большое место. Среди обширного двора стоит простой стильный храм, у входа — справа гробница приснопамятного старца Иринарха. Слева вплотную примыкают жилые постройки, вход по лестнице ведет в приемную и кельи. Храм трехпрестольный, в апсиде главного престола большое изображение Преображения; правый придел посвящен библейским свидетелям Преображения — прор. Моисею и Илии. В этом приделе более всего видны в апсиде алтаря темные камни древнего храма св. царицы Елены. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре образ Преображения — дар Вел. Князя Сергия Александровича.
Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды: воздвигнута на пожертвование русской благодетельницы Ольги К. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400 русских паломников, для чего позади храма построены сводчатые залы.
В эти же годы и францисканцы начали восстановление своих исторических мест на Фаворе. Ими обнаружены грандиозные остатки средневековых и более ранних сооружений, и на них они первоначально возвели скромную базилику, которая с течением времени и с развитием современных течений в искусстве была доведена до той роскоши, в которой видится ныне.
Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями — одна во имя пр. Илии, а другая — Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, — древнему уровню места- Здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики. Над ними великолепные мозаики, символически изображающие таинства Жизни и Смерти, Креста и Причащения; над престолом высоко в апсиде мозаика Преображения, очень эффектная при соответствующем освещении. На запад от храма на колоссальном участке католиков сооружены музей, странноприимная и другие постройки. Напротив ворот монастыря прекрасная кипарисовая аллея ведет в сад.
Склоны горы изобилуют деревьями и кустарником: дуб, орешник, олеандр, и другие произрастания растут между камней. Весной все одевается роскошным ковром зелени и разнообразных цветов, масса птиц оглашает воздух пением; в ясные дни вид с горы восхитительный.
Но не всегда Фавор являл такую мирную, отрадную картину тишины и молитвы, как в наши дни. Являясь выгодным стратегическим пунктом, эта гора не раз служила военным целям. За тысячу с лишним лет до Р.Х. именно здесь Варак, вдохновленный Девворой, собрал выступить против притеснителей-хананеян свои войска, обратившие в бегство 900 железных колесниц хананейских.

Позднее, в 53 г. до Р.Х., у подножия горы произошла кровавая битва между войсками Александра Аристовула и Авла Габиния, лейтенанта Помпея.
Сто лет спустя, во время еврейского восстания против римлян, евреи отступили, утесняемые римскими когортами, на гору Фавор, где в 40 дней построили для защиты стену на вершине, длиной в 26 стадий. Остатки ее еще можно видеть кое-где на горе: это был скорее насыпной вал, чем стена, но они укрывались там долгое время, пока военачальник Веспасиана Пласидий с 600 воинами не разогнал и не истребил их.
В начале 12-го века гора претерпела нападение банд дикого Мальдука; конец того же столетия принес Фавору осаду войск Саладина, которую выдержали бенедиктинские монахи, владевшие тогда монастырем. Но дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов с Фавора, разрушил монастыри и поставил на вершине крепость. Она была за ненадобностью разобрана в начале 13-го века.
В 1263 г. египетский султан Бибарс разгромил все святилища на горе (как и в Назарете). В 1799 г. Бонапарт и его генерал Клебер горячо схватились здесь с турками. И только к 19-му веку прекратились все нападения на св. гору, и воцарился, наконец, на ней христианский мир. Война 1948 г. не коснулась горы и ее обитателей. Еврейское государство не претендует на эту вершину, и опять «гора Фавор — земное небо, отрада души. На вершине ее два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Бога разноязычными песнопениями».
У подошвы горы со стороны дороги лежит селение (арабское) Даббурие (в память пророчицы Девворы). Здесь почитается место, где оставались 9 апостолов во время Преображения и где Господь, сойдя с горы, исцелил бесноватого юношу, чего не могли сделать ученики Его. Здесь была церковь св. царицы Елены во имя 9 апостолов, впоследствии превращенная в мечеть; заменена теперь католической церковью того же имени.

Источник https://ruslanlight.com/izrail/puteshestvie-po-svyatym-mestam-izrailya.html

Источник https://turtella.ru/Israel/svyatye_mesta_izrailya_a480.html

Источник https://www.travel-partner.co.il/ru/book/005.html

Источник

От admin