Содержание
На машине по Черногории
Имея в распоряжении автомобиль, можно запросто объехать всю Черногорию и увидеть ее самые красивые места. Ниже мы расскажем, где покататься по стране и как спланировать свой маршрут.
Аренда авто
Если вы хотите проехаться на машине по Черногории в высокий сезон, автомобиль лучше бронировать заранее на местном сайте. В противном случае нужной вам модели может не остаться.
Все фирмы, предлагающие услугу аренды, делятся на две категории: черногорские и международные. Первые имеют более низкие расценки. Единственный минус заключается в том, что на авто, арендованном в черногорской компании, нельзя выезжать за пределы страны.
Дороги
В Черногории преобладают узкие горные дороги, к которым нужно привыкнуть. На многих участках встречаются камнепады. Местами путь пролегает через плохо освещенные тоннели.
Чтобы не иметь проблем с подъемом в горы, желательно брать автомобиль с мощным двигателем. Это касается всех, кто собирается посещать черногорские Национальные парки, расположенные на большой высоте.
Маршрут
Запад
Начинать путешествие по Черногории лучше с западной части страны. В ней преобладают обычные дороги без серпантинных участков и горных тоннелей.
Дорога начинается с Будвы – самого посещаемого черногорского курорта. Старый Город расскажет всю историю этого места.
Котор – следующая точка в нашем маршруте. Ехать до курорта проще через перевал, а не тоннель. Для этого нужно завернуть сразу за стадионом. Вы увидите его при выезде из Будвы.
Чтобы ознакомиться с Котором, достаточно побродить по его улочкам, зайти в пару церквей, а также посмотреть на Которский залив и окружающие его горы со смотровой площадки.
Следующая остановка будет в Перасте. На этом курорте можно прогуляться по Набережной, подняться до церкви святого Николая и доплыть до одного из местных островов на кораблике.
За отдыхом в Перасте следует поездка в Герцег-Нови – самый зеленый и благоухающий курорт Черногории. В нем стоить посетить крепость Шпаньола и монастырь Савина.
Север
Север Черногории примечателен обилием природных достопримечательностей. Первой из них становится Скадарское озеро, впечатляющее своими масштабами и красотами.
Со Скадарского озера можно с легкостью доехать до Подгорицы – столицы страны. В этом городе стоит посетить монастырь Острог и проехаться по мосту Тысячелетия.
Дальше дорога пролегает вдоль каньона реки Морача и одноименный монастырь. Посетив его, можно двигаться на Биоградское озеро и курорт Колашин.
Далее мы едем к Жабляку – самому знаменитому высокогорному курорту страны. Здесь можно подняться на Боботов Кук и осмотреть Черное озеро.
Юг примечателен обилием курортных зон и простой дорогой, которая протягивается вдоль морского побережья. Первым в нашем маршруте станет городок Бечичи, в котором стоит посетить любой местный пляж.
Следующая остановка ожидается в Пржно, откуда удобно добираться до острова Свети-Стефан – одной из главных достопримечательностей Черногории. На нем расположен благоустроенный пляж. Прозрачное море здесь отлично подходит для дайвинга.
Далее дорога ведет через Петровац в Сутоморе, Бар и Ульцинь. Все эти городки считаются морскими курортами, предлагающими прекрасные возможности для пляжного отдыха. В Ульцине находится самый крупный пляж страны.
Центр
Дорога до центра Черногории начинается с Будвы и ведет в Цетинье – место, которое понравится любителям старинных крепостей. Добираться до него придется пешком.
Двигаясь дальше, можно увидеть Национальный парк Ловчен. Он находится в красивой горной местности и считается заповедной зоной.
Выделив на Ловчен целый день, вы успеете забраться на его высочайшую точку, посмотреть на Черногорию с высоты, вдоволь насладиться дикой природой и подышать свежим горным воздухом.
Последним пунктом в нашем маршруте станет село Негуши. В нем расположена крепость Гораджа, которая считается одной из самых интересных в стране.
Сербия и Черногория на машине: Белград, Будва, монастыри и заповедники
Что посмотреть в Сербии и Черногории, если вы едете на машине?
Елена Повышева путешественница
Чтобы погрузиться в культуру страны, стоит отказаться от размещения в безликих отелях, а сесть за руль и ехать куда глаза глядят, останавливаясь на ночь в частных домах и апартаментах. Чтобы с утра поговорить с хозяевами «за жизнь», а потом, избегая протоптанных туристических дорог, исследовать самые красивые уголки. Сегодня мы предлагаем именно такое путешествие по Сербии и Черногории. Большие города, живописные заповедники и одинокие фермы — все под руководством экстремального навигатора.
Наш самолет приземляется в Белграде. Здесь мы останавливаемся на 2 дня, чтобы осмотреть город с более чем 7000-летней историей. Находясь на пересечении древних торговых путей из Европы на Восток, Белград был местом интересов многих завоевателей и за всю историю существования подвергался постоянным нападениям, неоднократно был разрушен практически до основания.
Калемегдан, одна из старейших крепостей в Европе, является главной исторической достопримечательностью города. Крепость находится на холме в месте слияния двух рек Дуная и Савы. Первое укрепленное поселение на этом холме относится к 3 веку до н.э. Крепость неоднократно подвергалась нападениям и перестраивалась. Большинство сохранившихся построек — XVIII века. Сверху с крепости открывается потрясающий вид на реку и на город. Внутри находится военный музей.
Храм святого Саввы — самый большой православный собор на территории Восточной Европы. Строительство не закончено до сих пор — ведется внутренняя отделка, но храм открыт для посещения.
Некоторые здания в Белграде специально не восстанавливали после натовских бомбардировок 1999 года как напоминание о войне. Около церкви святого Марка — здание разрушенного в апреле 1999 года телецентра, рядом — памятник 16 погибшим работникам телеканала.
Одним из объектов натовских бомбежек был Бранков мост, соединяющий две части города. Когда звучали тревожные сирены, предупреждающие о начале налета, толпы людей приходили на мост — благодаря им он не был разрушен.
В Белграде довольно много интересных объектов street-art.
Зебра на дороге.
С пожарного балкончика шестнадцатого этажа гостиницы «Славия» открывается красивый вид на ночной Белград.
В Белграде находится музей выдающегося сербского ученого Николы Тесла, изобретателя переменного тока, радио, многофазовых моторов и генераторов, и множества других устройств, которые используются в современных приборах, машинах и компьютерах. В музее можно познакомиться с биографией великого физика, а так же увидеть его личные вещи. Представлены и действующие модели изобретений Теслы. Опыты с молниями, загорающимися в руках лампочками и металлическое яйцо, встающее под действием электромагнитного поля вертикально, приведут в восторг и взрослых, и детей. Экскурсии проводятся на английском языке.
Далее наш путь лежит к национальному парку Тара в местечко со странным названием Мокра Гора, Шарганской железной дороге и деревне Эмира Кустурицы. Выезжаем из Белграда во второй половине дня и на ужин останавливаемся в деревушке Калиничи, в ресторанчике с названием Zlatna dolina. В ресторанчике ни одного посетителя. Хозяева очень гостеприимны. Начинают приносить без заказа одно блюдо за другим! Слово за слово разговариваемся, нас приглашают остаться на ночь. Большая комната на четырех человек стоит 30 евро, ужин — примерно 5 евро на человека.
Жизнь как чудо: традиционная сербская деревня Эмира Кустурицы
После городка Ужице на развилке навигатор предлагает ехать прямо по дороге или свернуть в национальный парк направо. Едем направо по дорожке, на которой с трудом бы разъехались две машины. На следующей развилке навигатор уже предлагает выбрать нам одну из трех дорог. Позднее выяснилось, что в навигаторе была включена опция «использовать экстремальные маршруты». Благодаря бесстрашному навигатору попадаем в очень красивые места, купаемся в озере, проезжаем плотину. Но в результате дорога до Мокры Горы вместо 2 часов занимает целый день.
Деревушка Мокра Гора стала известна благодаря узкоколейной железной дороге, проложенной в начале XX века через гору Шарган. Для того, чтобы поезда могли подниматься и спускаться с высоты 300 метров, рельсы проложили восьмеркой. В 70-х годах дорога была закрыта, и только в 1999 году самый живописный участок до Шарган-Витаси был восстановлен. Сейчас по маршруту ходит старинный поезд.
Путь длиной 15 километров проходит через 22 туннеля и 10 мостов и занимает около 2 часов. А из окон поезда и смотровых площадок трех станций открываются потрясающе красивые виды. Именно на этой железной дороге снимался фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо».
Недалеко от деревни Мокра Гора на деньги Кустурицы была построена деревня в традиционно сербском стиле. Некоторые дома здесь старинные, разобранные и привезенные из разных уголков Сербии. В деревне есть церковь, посвященная святому Савве, колокольня, несколько ресторанчиков и кафе, кинотеатр, художественная галерея. Здесь же находится и дом знаменитого режиссера. На улицах можно увидеть автомобили и декорации к фильмам. В некоторых домиках — отель, там можно остановиться. Улицы названы в честь знаменитостей. На одном из домов висит потрет Достоевского, а адрес дома — улица Никиты Михалкова.
Босния
От Мокры Горы всего пять километров до границы с Боснией и Герцеговиной. Изначально Босния не входила в наш маршрут, и к тому же, в Интернете было написано, что для въезда нужен ваучер турфирмы с печатью, которого у нас не было. Но после недолгих обсуждений коллективно решаем, что раз мы так близко, стоит попробовать заехать в Боснию на завтрак. Никто из нас еще не ездил позавтракать в соседнюю страну. Мы спокойно проезжаем границу — без очереди и без ваучера. За 15-20 минут добираемся до Вышеграда и находим уютный ресторанчик на улице Николы Тесла.
Вышеград знаменит своим мостом через реку Дрина, построенном в XVI веке. Мост занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Так же, как в Белграде, здесь видны следы войны: пробоины от снарядов в стенах, заброшенные дома, военные кладбища.
На обратном пути заезжаем в монастырь Добрун в одноименном селении. Монастырь был построен в XIV веке, разрушался и восстанавливался много раз. В 1945 году он был разрушен практически до основания, но за современными строениями сохранились остатки старой стены.
Парки и заповедники
Далее наш путь лежит в национальный парк Златибор. Национальный парк получил свое название «Золотой бор» от сосен золотистого цвета. Воздух и климат здесь целебны, в парке есть несколько здравниц.
Златибор — живописное место для пеших и конных прогулок — с пещерами, водопадами и озерами.
Следующая точка нашего маршрута — другой заповедник: каньон реки Увац с крутыми изгибами. На нашем пути, это, пожалуй, самое красивое место. Чтобы добраться до каньона, устанавливаем в навигаторе конечную точку маршрута — поселок Дружиничи. Через несколько километров после городка Сьеница навигатор предлагает свернуть на совершенно безлюдную гравийную дорогу, явно не предназначенную для нашей прокатной Citroen C4. Примерно через 3 км тряски по камням навигатор радостно отрапортовал, что мы прибыли в пункт назначения. В зоне видимости нет ни людей, ни строений. Примерно через километр мы доезжаем до указателя на Дружиничи, поворачиваем, потом, уже наугад выбрав дорогу, добираемся до одиноко стоящей фермы.
Пытаясь узнать у хозяев о месте для ночлега, получаем предложение остановиться у них всего за 5 евро с человека. И снова впечатляемся, насколько сербы приветливы и гостеприимны. Нас накормили ужином: национальные пироги, домашний сыр, сметана, виноград — вкусно! До поздней ночи мы беседовали с хозяевами на смеси русского, украинского и сербского о жизни, истории наших стран и Путине 🙂
Почти весь следующий день проводим, гуляя по окрестным местам и любуясь открывающимися красивейшими пейзажами. Здесь очень тихо и спокойно. Тишина лишь изредка прерывается звоном колокольчиков пасущихся коров или криком крупных птиц, парящих в небе.
Черногория
Далее наш маршрут пролегает в Черногорию. Так же без очередей и проблем пересекаем границу и останавливаемся на ночь в небольшом мотеле (10 евро с человека, в цену включен утренний кофе).
Дорога очень живописная — вдоль речки очень красивого изумрудного цвета. Ближе к морю дорогу начиняют обрамлять уходящие в облака горы.
Часа за три доезжаем до Скадарского озера, крупнейшего в Черногории. Прилегающая к нему территория — заповедник, здесь обитает много разных видов водоплавающих птиц.
На ночевку останавливаемся рядом с местечком Святой Стефан. Изначально в XVI веке это было поселение на острове, потом остров соединили перешейком с материком, а в 50-х годах прошлого века оставшихся жителей переселили, а сам остров превратили в дорогой отель с виллами, цена за проживание в которых начинается от 1500 евро за ночь.
Несмотря на то, что мы путешествовали в октябре, море было теплое — по ощущениям больше 20 градусов.
Буквально в пяти километрах от Св. Стефана находится Будва — главный курортный центр Черногории. Первые упоминания о городе относятся к V веку до нашей эры. Будва состоит из двух частей — Нового и Старого городов. В Новом городе — множество гостиниц, баров, ресторанчиков и дискотек. Повсюду торговые сувенирные лавки и экскурсионные бюро. Очень много рекламных щитов на русском языке с предложением купить здесь квартиру. В целом, Новый город мало чем отличается от большинства приморских городков.
Старый город — это очень красивый средневековый городок из зданий серого камня с красной черепицей, окруженный крепостной стеной. Большинство из них относится примерно к XV веку. Также здесь можно увидеть церковь святого Ивана VII века и церковь святой Марии, построенную в 840 году н.э. Обителями Старого города является великое множество упитанных котов, которые, похоже, чувствуют себя здесь полноценными хозяевами.
В 25 километрах от Будвы, на берегу Которского залива находится, на мой взгляд, еще более интересный городок Котор, внесенный в список культурного наследия ЮНЕСКО. Возникновение Котора датируется III веком до нашей эры, а главная достопримечательность старого города — собор святого Трифона, построенный в 1166 году. Стены крепости святого Ивана поднимаются на 250 метров над уровнем моря. Путь к крепости непрост и занимает около получаса, но открывающиеся виды на горы и развалины старинных церквей и зданий, населенных летучими мышами, стоят того.
Поездка вышла недорогой. Стоимость проживания — от 5 до 10 евро за ночь на человека, обеды и ужины в ресторанчиках для нашей почти безалкогольной компании — в среднем 5-7 евро на человека. Самой затратной частью оказалась аренда автомобиля Ситроен С4 — 500 евро на 10 дней.
Дороги узкие: чаще всего по одной полосе в обе стороны и, как правило, без обочин, но без сложных развязок, и везде есть указатели. В Черногории навигатор у нас сломался, и назад мы доехали, сверяясь с бумажной картой, ни разу не заблудившись.
В целом, наше путешествие получилось очень душевным. Люди, с которыми сталкивала судьба, были очень гостеприимны, нас почти везде угощали и даже дарили подарки (мне досталась баночка домашнего варенья из слив и апельсинов).
Черногория: на байдарках по Адриатическому морю: описание
Черногория представляет собой небольшое государство на юго-востоке Европы, расположившееся на южном побережье Балканского полуострова. Название страны переводится буквально как «чёрная гора» из-за большого изобилия тёмных горных лесов, покрывающих подавляющую часть ландшафта. С Черногорией граничат такие государства, как Сербия, Албания, Хорватия, Босния и Герцеговина. Черногория входит в список National Geografic как одно из 50 мест на нашей планете, обязательных к посещению.
Почти 70% территории государства располагается на высокогорье, где самой высокой точкой является вершина Боботов Кук (2523 метра над уровнем моря). Также страна славится пятью национальными парками, находящимися под охраной ЮНЕСКО. Как раз на территории одного из них располагается самый протяжённый в Черногории (82 км) и самый глубокий на территории Европы (1300 м) каньон – ущелье реки Тара, над которым в 1940 году был возведён поражающий своими грандиозными масштабами воображение даже самого искушённого туриста арочный мост Джуржевича.
Благодаря своей богатейшей многовековой истории, Черногория изобилует достопримечательностями и памятниками прошлых столетий. Эта страна славится не гигантскими мегаполисами, а небольшими атмосферными городками с древними постройками, крепостями, приморскими деревушками и уютными посёлками. Первым на нашем пути будет город-курорт Петровац, известный сохранившимся на обрыве скалы на самом краю города фрагментом старинной венецианской крепости «Кастелло» и расположенными неподалёку монастырями.
Далее мы насладимся видом на остров Свети-Стефана и заглянем в один из старейших городов Адриатического побережья Будва (насчитывает более 2500 лет), который славится своими историческим центром (Старый град), а также построенной австро-венграми в середине XIX века крепостью Морген, с которой открывается великолепный вид на остров Святого Николая. Далее мы направимся в Которский залив, где нас ожидают города Тиват и Котор, исторический центр которого по праву носит звание главной жемчужины Черногории.
Погода. Климат в Черногории, несмотря на относительно небольшую площадь государства, достаточно разнообразен. Так, здесь встречаются от субтропического (побережье Адриатического моря) и умеренно-континентального (центральная часть страны) до альпийского климата (в горах на севере государства).
Самые приятные времена года в Черногории — это весна и осень: начиная с апреля, когда снег и холода уходят даже из горных районов, до начала июня или сентябрь — октябрь, когда основной поток отдыхающих уже схлынул и деревья покрылись золотой листвой, а море ещё не успело остыть. Основной сезон здесь длится с середины апреля по конец октября. Ласковое тёплое солнце прогревает воды Адриатики аж до +28 °C, а в Боко-Которской бухте и того больше.
Омывающее страну с юго-запада Адриатическое море разделяет Балканский и Апеннинский полуострова и относится к бассейну Атлантического океана. Не понаслышке оно считается одним из красивейших и живописных акваторий во всём мире. Лазурные воды необыкновенной красоты славятся также своей изумительной прозрачностью и чистотой, а флора и фауна изобилием всевозможных форм и цветов. Пляжи встречаются как галечные, так и песчаные, все как один уютные и опрятные, песок рассыпчатый и мягкий.
Флора и фауна. В апреле в Черногории наступает пик сезона созревания сладкой клубники, вскоре поспевают румяные абрикосы и сочная черешня. А летом фруктовый сезон и прям в самом разгаре: нектарины, персики, вишня, зелёный инжир, арбузы, дыни, груши, яблоки, слива, айва. Можно также полакомиться множеством спелых ягод: черникой, ежевикой, голубикой, малиной. В августе наступает пора винограда, а к сентябрю — октябрю созревают мандарины, гранаты и хурма.
Снаряжение. Для нашего морского маршрута по Адриатике мы выбрали надувные байдарки Вега 2. Они достаточно устойчивые, лёгкие, вместительные и хорошо держат курс, не сильно уступая своим каркасным родственникам по ходовым качествам. Случайно перевернуться на байдарке достаточно сложно, так что принять участие в походе смогут люди даже с небольшим опытом сплавов. Байдарки просты в управлении хорошо идут по волне. А на берегу демонстрируют свои ни с чем не сравнимые возможности перевоплощения в комфортный диван.
После небольшой тренировки с байдарок можно легко купаться, ныряя в воду и забираться обратно, и это прямо в море! Адриатическое море, по праву считающееся одним из наиболее красочных в мире, располагая невероятно колоритными местами для снорклинга (ныряния с маской). Бирюзовая морская гладь, экзотические обитатели флоры и фауны, многие из которых являются эндемиками и внесены в Красную книгу, более 700 видов водорослей, разноцветные медузы, яркие рыбки, большие скаты, морские ежи, губки, осьминоги и красавцы дельфины будут невероятно приятным бонусом к походной программе и обязательно оставят неизгладимый след в памяти каждого, так или иначе прикоснувшегося к волшебному подводному миру.
Условия и комфорт. Живём в 3–4-местных палатках (если вам нужна 2-местная палатка, об этом необходимо предупредить своего координатора заранее, иначе на месте её может не оказаться) на великолепных уединённых пляжах и в диких бухтах на побережье среди гор, также будут стоянки в кемпингах с душем и электричеством. На диких стоянках пресной воды нет, поэтому воду для приготовления еды мы возим с собой в байдарках.
Вес рюкзаков. Важно! Лайфхак — не стоит брать с собой каркасный рюкзак, он не поместится в гермоупаковку и тем более в байдарку, поэтому ему придётся ехать привязанным где-то сверху вещей и мокнуть в солёной воде. Рекомендуем использовать для перевозки своих вещей самые простые бескаркасные рюкзаки или обычные сумки. Крайне нежелательно брать с собой чемоданы на колёсиках: их будет некуда деть.
Распорядок дня. Мы будем просыпаться с рассветом, так как темнеет в Черногории достаточно рано. Разминаемся и выходим на воду. Идём на байдарках вдоль берега Адриатического моря по 10–20 километров в день (это примерно 3–5 ходовых часов). В течение дня делаем остановки на диких пляжах, отдыхаем, гуляем, загораем, ныряем, купаемся и фотографируем. Завершив ходовой день на воде, мы гуляем по окрестностям (на побережье находится много тропинок, ведущих в горы), а вечером готовим ужин и наслаждаемся звёздным небом под треск дров в ярком костре. По дороге изучаем основные достопримечательности, посетить которые можно не только с суши, но и с воды. Распорядок дня может меняться в целях оптимизации маршрута и в зависимости от погодных условий. Если на море шторм и высокая волна, то мы, конечно, не выходим на воду. Решение о выходе принимает инструктор исходя из возможностей группы и безопасности перехода по морю.
Питание и вода. Еду готовим в основном на газовых горелках, костры разводим там, где это возможно. Готовим по очереди, назначая дежурных. Инструкторы всегда помогают и подсказывают.
Связь. Почти по всему побережью хорошо ловит мобильная связь и местами интернет.
Программа по дням
ДЕНЬ 1
Встречаемся в аэропорту города Подгорица в 14:00. Инструкторы в футболках с символикой Клуба Приключений не дадут вам проскочить мимо! Садимся на микроавтобусы и едем до места первой нашей стоянки, кемпинга Маслина. Путь близкий, в районе часа. Если вы прибыли в Черногорию раньше, всегда есть возможность присоединиться к группе, самостоятельно приехав в кемпинг.
По приезде разгружаем вещи, ставим лагерь и за чаем знакомимся. Затем подготавливаем снаряжение для маршрута: надуваем байдарки, распределяем вёсла и спасжилеты, раздаём гермомешки. В перерывах купаемся и наслаждаемся тёплыми лучами ласкового солнца. Ближе к вечеру готовим ужин, за которым проводим первичный инструктаж и обсуждаем все нюансы маршрута. Уже завтра мы отправимся в наше путешествие по Адриатическому морю.
ДЕНЬ 2
Просыпаемся достаточно рано, завтракаем. Впереди у нас большой день. Распределяемся по экипажам, проходим инструктаж, переодеваемся, пакуем все вещи в гермомешки и грузим байдарки. Инструкторы покажут и расскажут, как правильно держать весло и эффективно грести. Это совсем не сложно, справится каждый. Наконец мы готовы выйти в море!
Сегодня в планах всего 10 км ходового дня, чтобы было время освоиться в лодке и не переутомиться. По пути останавливаемся в городе-курорте Петровац, гуляем по набережной, заходим в венецианскую крепость Кастелло, издали напоминающую корабль, смотрящий в открытое море.
Передохнув, отправляемся дальше. Прямо напротив городского пляжа находятся два совсем крохотных островка: Катич и Святой Недели. Название второго произошло от построенной на нём небольшой церквушки, получившей, в свою очередь, имя от легенды про чудесное спасение моряков.
Буквально через 500 метров сделаем перекус в пещере, в которую зайдём прямо с воды. Ещё 4 км и мы на месте! Приходим на стоянку, разбиваем лагерь, готовим ужин и отдыхаем.
ДЕНЬ 3
Снова ранний подъём, завтрак, сборы лагеря, разминка и выход на воду. Сегодня наш маршрут займёт порядка 15 км. По пути мы прямо с байдарок насладимся прекрасным видом на курортный посёлок и остров Свети-Стефана, пройдём мимо череды роскошных пляжей и, причалив у города Будвы, отправимся гулять по его историческому центру. Здесь нашему взору предстанет целый ряд старинных сооружений таких, например, как построенная австро-венграми в середине XIX века крепость Морген, с которой открывается великолепный вид на остров Святого Николая. Вдоволь насладившись узкими улочками Старого града, отправляемся к невероятно грациозной статуе будванской балерины.
Возвращаемся к нашим судам и снова отправляемся в путь. Проходим вдоль диковинных скалистых берегов, и вот уже виднеется впереди наша стоянка на сегодня. Причаливаем к берегу, разгружаем байдарки, ставим лагерь и купаемся. За вкусным ужином поговорим о впечатлениях от подходящего к своему завершению насыщенного дня. Желающие смогут даже прогуляться по берегу до Будвы и насладиться красотами огней ночного города.
ДЕНЬ 4
Просыпаемся, купаемся в море, сытно завтракаем, собираемся и продолжаем наше путешествие. Сегодня на нашем пути будет много разных пляжей, на одном из которых даже проходят дневные пенные вечеринки. Снова откроются виды на дикие и неприступные скалистые берега. Любуясь видами Адриатического моря, пройдём сегодня около 15–20 км, немного увеличив дистанцию по сравнению с предыдущими ходовыми днями. Причаливаем к месту стоянки, разбиваем лагерь, купаемся и ныряем в поисках красот морского дна. За ужином встречаем закат и вот, наконец, заслуженный отдых.
ДЕНЬ 5
Просыпаемся, готовим вкусный завтрак, собираем лагерь, грузим лодки и выходим на воду. Сегодня в программе ещё более дикие места, поскольку потихоньку мы начинаем отдаляться от городов и прочих населённых пунктов. Обязательно по пути будем заходить в разные пещеры и каменные гроты, купаться и рассматривать причудливых рыб и прочих представителей местной фауны и обитателей морских глубин. Днём непременно сделаем остановку на отдых и перекус. Стоянка будет ждать нас в 15 км от места старта с предыдущей. Встретим закат на прогулке в горы. Вернувшись в лагерь в уютной бухте, поужинаем и отправимся отдыхать на берегу моря, наслаждаясь звёздным куполом над головой.
ДЕНЬ 6
Сегодня дикие виды природы постепенно снова начнут сменяться ландшафтами цивилизованного мира. Отчалив, по пути мы заглянем в очередную огромную пещеру, в которой, конечно же, вдоволь накупаемся и поныряем, и дальше нас ждёт небольшая историческая составляющая маршрута: советские военные бункеры для подводных лодок. А с левой стороны, прямо напротив гротов, открывается вид на соседнее государство, граничащее с Черногорией, — Хорватию. Сегодня наш километраж составит в районе 10–15, и к окончанию ходового дня мы покинем простирающееся на юго-запад от Черногории открытое море и направимся в Боко-Которский залив (самый южный фьорд в Европе и самый большой залив Адриатического моря), со всех сторон окружённый величественными горами. Врезаясь в сушу на целых 28 километров, он образует несколько отдельных бухт, на берегах которых находятся не только многочисленные рыбацкие деревушки, но и старинные города-крепости с очень богатой и яркой историей. В юго-восточной части залива у подножия горного хребта Ловчен расположен его величество старинный город Котор.
ДЕНЬ 7
За завтраком будем наслаждаться видом на всё более часто курсирующие мимо огромные лайнеры и обычные корабли, элегантные яхты и белоснежные парусные катамараны — оживлённое движение здесь однако! Начиная ещё с предыдущего дня, перед нами открывается вид на «город тысячи ступенек» и так называемый ботанический сад Черногории — Херцег-Нови. Двигаясь дальше по заливу, снова увидим несколько выбитых в скале бункеров для советских подлодок (бывшая военная база). Обязательно подойдём к ним поближе, изучим и сделаем фотографии на память.
Стоянка сегодня планируется в необычном месте, на острове Страдиоти, самом большом и красивом в Адриатическом море.
ДЕНЬ 8
Сегодня встаём пораньше, ведь впереди у нас переход в целых 17 км. Это последний день, когда мы гребём на байдарках, так что давайте вдоволь подышим свежим и немного солёным морским воздухом, поныряем и накупаемся, вволю изучив подводный мир здешних мест, и просто с удовольствием проведём время, рассекая водную гладь как слеза чистой Адриатики.
Причалив к месту финиша (город Котор), разгружаем лодки, собираем их и заселяемся в уютный прибрежный хостел. После ужина идём на небольшую прогулку по вечернему старому городу, а после возвращаемся и отдыхаем. Сегодня стоит лечь пораньше.
ДЕНЬ 9
Очень ранний подъём (5 утра), но, поверьте, он того стоит! Мы отправляемся встречать рассвет на Которскую крепость. Подойдём к ней с потаённой стороны, далеко не каждый турист и даже экскурсовод знает эту тропинку. Насладившись первыми лучами утреннего солнца, спускаемся в Старый град (исторический центр Котора) и выходим на площадь котов, получившую своё неофициальное название из-за большого количества мурлыкающих усатых и хвостатых, которых обычно можно здесь увидеть.
С этого момента вплоть до самого вечера мы отпускаем вас в свободное плавание (свободное время). Обязательно рекомендуем к посещению целый ряд старинных церквей, храмов и соборов, расположенных в Старом граде: собор Святого Трифона, храм Святого Николая, церковь Святого Луки. В изобилии здесь разные дворцы: дворец Бескуча, Княжеский дворец, дворец Гргурина. Непременно загляните на Оружейную площадь, осмотрите Цитадель и здание Арсенала. Необыкновенное впечатление производят церковь Святой Марии Речной и церковь Богородицы. В городе даже есть Морской музей Черногории, где регулярно проходят интересные выставки и экспозиции, а также хранятся богатейшие сведения о морских экспедициях в Боко-Которском заливе и Чёрном море.
А самым спортивным предлагаем пешком по тропе подняться в гору и посетить Национальный парк Ловчен. В городе также за относительно небольшую плату можно взять в аренду велосипед и прокатиться вдоль побережья невероятной красоты Которской бухты, которую буквально днём ранее мы наблюдали немного с другого ракурса. В общем, как видите, есть где разгуляться.
В районе 19:00 снова встречаемся на уже небезызвестной нам площади котов и отправляемся на ужин в ресторан, где делимся друг с другом впечатлениями, подводим итоги похода и, конечно же, дегустируем всевозможные изысканные блюда национальной кухни.
ДЕНЬ 10
Просыпаемся, завтракаем, собираем вещи и на микроавтобусах отправляемся транзитом через аэропорт города Тиват в аэропорт Подгорицы. Обратите внимание, что дорога займёт полчаса и 2 часа соответственно.
Желающие всегда могут задержаться в любом из городов, погулять, осмотреть достопримечательности, купить сувениры. Только внимательно рассчитывайте время. Чтобы не торопиться, лучше взять билеты на вечерние или ночные рейсы или даже на следующий день.
Источник https://mymontenegro.org/info/na-mashine-po-chernogorii
Источник https://www.7ya.ru/article/Serbiya-i-Chernogoriya-na-mashine-Belgrad-Budva-monastyri-i-zapovedniki/
Источник https://www.vpoxod.ru/route/chernogoriya/chernogoriya-na-bajdarkah-po-adriaticheskomu-moryu/about
Источник